Кошарский чудотворный крест.pptx
- Количество слайдов: 15
Кошарский чудотворный крест
История обретення Чудотворного Креста Во времена святителя Иоасафа (1748 -1754 гг. ) в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился Крест, присланный родным братом — послушником Афонского монастыря. Но развращенный помещик не питал к святыне ни малейшего благоговения. И однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, он остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото.
Кощунственное приказание было исполнено, и святой Крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова. Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе — лютой смертью грешника. Крест затянуло болото. А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник. Позже (очевидно, местность стала более сухой) был выкопан колодец.
Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов. В первое время Крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет. В настоящий момент находится в Крестовоздвиженском храме г. Белгорода.
Крестовоздвиженский храм г. Белгорода.
Паломничество к святыне Брошюра о Кошарском Кресте, написанная отцом Порфирием, вышла в свет в 1903 году. Но еще раньше священником был опубликован очерк в одном из популярных русских журналов. О Чудотворном Кошарском Кресте и целительном роднике узнали в разных уголках России. И Крестовоздвиженский храм стал встречать гостей, преодолевших сотни километров. Особенно много паломников приезжало летом. Некоторые у кошарских святынь проводили по месяцу и дольше. Стараниями отца Порфирия был построен странноприимный дом.
У Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны. А при большом стечении паломников из храма выносился Крест и устанавливался на специальных подмостках у колодца. По воспоминаниям местных жителей, чья жизнь была тесно связана с храмом, в летние месяцы у учеников церковноприходской школы была своего рода "учебная практика". Они, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За эту работу юные "писари", по благословению священника, получали вознаграждение — одну копейку от каждого, кто заказывал молебен. И нередко паломников было так много, что крестьянские ребятишки чувствовали себя "опорой и надеждой семейства", неся родителям
Кощунство было наказано. Волна борьбы с "религиозным дурманом" не могла обойти храм, в котором находилась столь почитаемая святыня. В 1922 году из Крестовоздвиженского храма, по сохранившимся архивным данным, было изъято "22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников". А в 1927 году большевики решились посягнуть на главную святыню храма. "Приехали партийцы. Собрали всех перед нашим храмом и начали объяснять про дурман, про опиум, про несуществующего Бога", — вспоминает семидесятипятилетняя Виктория Стефановна Литвинова, внучка священника. После пылких выступлений подготовленных ораторов люди в кожанках объявили цель своего приезда: забрать из храма Крест и увезти его с собой. Местным жителям было предложено самим вынести святыню из церкви. Но никто из них не рискнул. Тогда член губкома Кравцов ухарски пообещал: "Мне ничего не стоит и самому крест-то сорвать".
Люди в ужасе упали на колени. Женщины плакали и молились. Старики с надеждою смотрели на небо. Ясное и безоблачное было оно. А дерзкий Кравцов уже вышел с Крестом на плече из церкви и с усмешкой бросил его в приготовленную подводу. Сам уселся сверху Креста и самодовольно возвестил: "Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал". Сильно стегнул лошадь вожжами и уехал. Только недалеко уехал. . . На перекрестке улиц Гостенской и Полянской (сейчас это улица Фрунзе) его убило молнией. Сразу насмерть. И тучка была небольшая. И сильной грозы не было. . .
После неожиданной смерти партийца Кравцова атеисты, очевидно, почувствовали, что на Крест этот посягать больше не стоит. И подойти к делу решили по-другому: вернуть Крест на прежнее место, а сам храм — закрыть. Что и было исполнено в начале тридцатых. На церковные двери представители богоборческой власти повесили большой амбарный замок. Ктитором в храме в то время была Мария Ивановна Киреева. Она, чтоб ничего не разграбили, рядом вывесила свой замок. А затем отправилась в Москву! Добилась приема у самого Калинина. И домой вернулась с резолюцией "Храм — открыть!"
Местным властям ничего не оставалось делать, как подчиниться. Через несколько лет были предприняты новые попытки закрыть храм. Но вновь люди встали на его защиту. И с начала сороковых годов безуспешные попытки борьбы с Крестовоздвиженским храмом власти оставили. В годы Великой Отечественной войны богослужение в храме не прекращалось. Прихожане неустанными молитвами и собираемыми пожертвованиями стремились помочь фронту.
Оживший родник В тяжелые годы Великой Отечественной войны государственная политика в отношении к Церкви была смягчена. Но когда смертельная опасность миновала, о Боге опять постарались забыть. Забывались и вековые православные традиции. К святому источнику у Крестовоздвиженского храма уже не тянулась, как прежде, нескончаемая вереница людей. Он как-то незаметно превратился в обычный колодец. А затем за ненадобностью оказался под слоем земли и забвения.
С назначением настоятелем Крестовоздвиженского храма священника Иоанна (Борчук) приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство его территории. Но сокровенной мечтой настоятеля было возродить "умерший" родник и вернуть белгородцам целительную воду.
Работы по восстановлению кошарского источника были закончены в 1998 году — незадолго до престольного праздника этого храма — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который Православной Церковью отмечается 27 сентября. А в праздничный день целительный родник был освящен Архиепископом Белгородским и Старооскольским Высокопреосвященным Иоанном. И вновь потянулась к нему вереница людей. . .
Спасибо за внимание!
Кошарский чудотворный крест.pptx