«Коперниканская революция» Иммануила Канта. Лекция 2.
План 1. План: 2. Границы применения чистого разума. 3. «Критика практического разума» – учение о нравственности. 4. Добродетель и счастье – две вещи несовместные. 5. Категорический императив и свобода человека.
Рассудок и разум Рассудок • укоренён в опыте • оперирует категориями • сфера науки Разум • выходит за границы опыта • производит идеи • сфера философии
Природа и свобода Природа объединяет мир явлений, которые познаются с помощью рассудка, направляемого теоретическим разумом Свобода Сфера свободы – это мир вещей самих по себе, связанных с практическим разумом, т. е. нравственной способностью человека.
Теоретический и практический разум Теоретический разум Для понимания объекта всегда должен оставаться в границах наличного опыта. Практический разум Для того чтобы направить волю на совершение нравственного поступка всегда должен выходить за рамки наличного опыта.
Легальные и моральные поступки Легальные Формально соответствуют долгу Моральные Поступки, совершаемые исключительно из повиновения чистому долгу
Счастье и нравственность Личное счастье и нравственность по Канту мало совместимы, так как стремлением к счастью руководит способность желания и принцип удовольствия, а нравственностью всеобщий и необходимый моральный закон. Именно поэтому счастье не может стать основанием этики.
Императивы и максимы Императив объективный практический закон, содержащий в себе понуждение к действию Максима субъективное правило
Виды императивов Кант выделяет два вида императивов: • гипотетический, или предписание умения; • категорический, или закон обладающий всеобщей значимостью
Категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства»