Конвергенция в журналистике.pptx
- Количество слайдов: 30
Конвергенция в журналистике Форум МЕДИАВЕСНА 2014
Немного о себе Образование: -Факультет журналистики Института массмедиа РГГУ (2004) -Аспирантура ФЖ РГГУ (2006). Кандидат филологических наук. Проф. деятельность: Связан с темами «журналистика» , «медиа» , «коммуникации» , «Интернет» , «маркетинг» , «PR» и «реклама» – более 13 лет. Более 5 лет осваиваю сферы «предпринимательство» , «стартапы» , «возьми-и-сделай» . Преподаю в РГГУ (Журналистика) и Финансовом университете (PR) Исследую медиа и социальные коммуникации Куратор и преподаватель курса «Журналист в Digital» в школе ИКРа 2
Контакты: Макс Корнев Пишите с вопросами и предложениями: Edu. newmedia@gmail. com или напрямую мне в Фейсбук - facebook. com/mkornev Присоединяйтесь к сообществу «Новые медиа в гуманитарном образовании» в Facebook: https: //www. facebook. com/groups/316298941812274/ 3
Конвергенция в медиа: понятие Конвергенция (от латинского convergo — «сближаю» ) – сближение, слияние на цифровой основе различных медийных платформ, типов СМИ. В английском языке convergence означает «схождение в одной точке» . В широком смысле конвергенция может пониматься как взаимное влияние явлений, взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние. Дэнис Макуэйл: «Это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами» . Передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Что происходит с медиа (СМИ) под воздействием конвергенции? Медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом "новые" формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение. Обособление содержания (контента) от каналов распространения (дистрибуции): -Производители контента (индустрия производства содержания) -Издатели, вещатели (упаковщики контента) -Распространители (кабельные, спутниковые и оффлайновые сети) Растет вовлеченность аудитории в процесс производства и медиации контента. Современный пользователь – просьюмер (от producer – производитель и consumer – потребитель). Конвергенция рождает интегрированные форматы: • инфотеймент (новости с развлечением) • эдьютеймент (обучение с развлечением) Понятие «Кросс-медийности»
Конвергентное СМИ 1. Интернет-СМИ, в котором контент представлен с помощью различных медийных платформ – вербального текста, фото, видео, аудио, видео, графики и т. п. 2. СМИ, в котором под единым брендом функционируют и взаимодействуют печатная, аудио-, теле- и интернет-версии Источник: Интернет-СМИ: Теория и практика: Уч. пособие / Под ред. М. М. Лукиной. М. , 2011.
Конвергентные СМИ: примеры 1 тип - РИА «Новости» или digital-native media (LAM, WOS) 2 тип – ИД «Коммерсант» (газета, журналы, радио, веб, ТВ-было) или «Комсомольская правда» Смешанный тип - ИД «Афиша»
Переход в новую коммуникационную среду: вызовы vs возможности Challenge: Постоянное, беспрерывное, онлайн обновление данных. • Крупные медиакомпании (AP, Reuters, BBC, CNN, «РИА Новости» ): перестроили свою структуру, сохранив качество, достоверность и корр. сети • Более мелкие медиакомпании, традиционные СМИ или веб-ресурсы: частое использования аутсорсинга новостей и вторичного контента (рерайт, дубликаты, копипаста) • + и -: Высокая доля повторного использования контента количество не равно качество требования к качеству • Появление «универсального журналиста»
Про интернет-журналистику и контент в эпоху конвергенции 9
Ключевые особенности интернетжурналистики • Гипертекст • Мультимедийность • Интерактивность + Современные технологии + Новейшие тенденции + Быстрые изменения
Понятие «Контент» Контент (англ. content — содержание) – это любое информационное наполнение чего-либо (картинки, текст, видеоролики и т. д. ). В Интернете: контент сайта - всё, что видит пользователь. Всё, что можно прочитать, посмотреть или послушать. Контент можно разделить по происхождению: • копирайт (написание статей с нуля); • рерайт (переписывание статей своими словами); • копипаст (банальное воровство чужих статей – так делать нехорошо); • синонимизация (замена слов синонимами в ручном, или автоматическом режиме с помощью программ и скриптов); • перевод с других языков (людьми, либо программами-переводчиками с последующей коррекцией. По сути – это плагиат, но новости не являются объектом авторского права. ); • скан (сканирование печатных изданий. Нарушение авторских прав, карающееся законом. ); • пользовательский контент (комментарии пользователей, сообщения на форумах). (кстати, приведенная классификация – копипаст отсюда ) http: //statiami. com/kontent-eto. php
Новостной контент • Оригинальный (крупные медиакомпании или новостные агентства) • Импорт новостей (сайты российских газет, например, «Аи. Ф» или «Российская газета» ) • Переработка новостей и публикация со ссылкой ( «МК» , «Ведомости» , «Коммерсант» Помните! Перепечатка (копипастинг) контента без партнерских или договорных отношений – нарушение авторских прав и потенциальный источник проблем!
Уникальность контента: как проверить? • Онлайн сервисы: - http: //www. copyscape. com/ - http: //www. antiplagiat. ru - http: //www. content-watch. ru/website/ • Программа Advego Plagiatus http: //advego. ru/plagiatus
Принципы интернет-контента • Требует постоянного внимания и включенности онлайновый стиль работы • Крупные СМИ перестраивают ньюсрумы на круглосуточную работу (в The New York Times: было – The News Desk, стало – Continuous News ( «непрерывные новости» ) • Требование трансграничности: пользователи в разных часовых поясах и ритмах
Классические и новые жанры • Проверенные жанры – заметки, репортажи, интервью – хорошо работают и в веб • Информационные заметки – тот же принцип «перевернутой пирамиды» • Принцип организации контента: Заголовок + Первый абзац (Лид, шапка, шпигель) + текст. Гиперактивны заголовок и лид. • Важность ключевых слов в заголовке и констатирующие заголовки
Журналистские и авторские блоги в конвергентных СМИ Почему популярны: • Активное развитие самой блогосферы • Конкуренция с «гражданскими медиа» • Обращение к читателю напрямую • Разговорные конструкции в языке и неформальное общение • Возможность субъективных оценок, персональных мнений и суждений, дискуссии (вовлеченность)
Задачи авторских блогов • Упаковка информации в новых, нетрадиционных жанрах • Оценка интереса к информационному тренду • Отклик аудитории и обратная связь • Получение пользовательского контента
Формы интерактива и обратной связи • • • Оценка материала Голосование Комментарии Задать вопрос (через форму) Форма отправки пользовательского контента
Мультимедийные и синтетические жанры • Уникальное свойство Интернета – передавать информацию с помощью разных медийных платформ и в разных конфигурациях (конвергентно). • Разные знаковые системы и их комбинирование: - «Бумажный» носитель – текст + фото - Телевидение – видеоряд - Радио – звук (устная речь + интершумы, музыка) - Интернет – объединение + интерактив
Медийные платформы 7 медийных платформ, дающих синергию: 1)Вербальный текст 2)Графика 3)Инфографика 4)Видео 5)Аудио 6)Анимация 7)Фотография По М. М. Лукиной
Иллюстративные жанры • Статичная иллюстрация (отражает происходящее, дополняет информацию, формирует визуальный ряд) • Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи (набор иллюстраций, фотоподборка по теме или фоторепортаж) • Слайд-шоу (картинка меняется в теле иллюстрации) • Графика/рисунок/карикатура (в статике или динамике) • Инфографика (воссоздание полной картины события, несколько уровней материалов, объединение жанров, 3 D-модели)
Аудиальные жанры • Подкаст (отдельный файл или серия регулярно обновляемых аудиофайлов. По длительности: короткая новость, сюжет или передача) • Аудиоиллюстрация (фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста; добавляет эмоциональную или смысловую нагрузку) • Аудиоверсия текста (начитанный текст сообщения) • Аудиосюжет (осмысленная и срежисированная аудиозапись небольшого формата) • Аудиослайд-шоу (синтетический жанр, объединяющий аудио- и фотоматериалы. На выходе – фотоистория почти с видеоэффектом, только дешевле)
Видео жанры • Видеоиллюстрация (нет законченного сюжета) • Видеосюжет (законченное видеосообщение: завязка, кульминация, развязка. Оптимально – 60 -90 сек) • Потоковое видео (с места событий) • Интерактивный видеосюжет (в тело сюжета встроены ссылки на другие материалы - линк, иконка, микробаннер) • Интерактивный видеомост (интервью с ньсюмейкером в прямом эфире) • Мультискрипт (interactive video) (новый формат подачи информации, который упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема - http: //ria. ru/mm/) • Мультимедийное ток-шоу мультиэкранность – http: //minaevlive. ru/) (интерактивность, аудитория пользователей,
Мультимедийная статья • Мультимедийная статья – это история, рассказанная с помощью нескольких мультимедийных средств. Собрана так, что каждая мультимедиа составляющая дополняет и развивает общий рассказ, но при этом выключение каждого элемента не искажает общего смысла сюжета.
Новые принципы рубрикации и сюжетирования • Т. к. чтение не горизонтальное, а многоуровневое – другие принципы рубрикации и архивирования. • Рубрики – это смысловые блоки: тематический ( «Экономика» , «Политика» , «спорт» , «Культура» …), жанровый ( «Видео» , «Инфографика» , «Фоторепортаж» , «Аналитика» …) , служебный ( «О компании» , «Сервисы» , «Справка» ) • Сюжеты + модель плей-листа и «теговая» организация материалов (ключевые слова, «ярлыки» )
Как работать с индивидуальной картой digital-территории? Индивидуальная карта. На слайде расположена ось «желаний/умений» + подвижные блоки разных типов медиа, контента и характера коммуникаций. - Желтые блоки - Форматы контента: текст, инфографика, фото, аудио, видео - Зеленые блоки - Форматы медиа: Масс-медиа, нишевые медиа, корп. сайт, соцсети, блоги - Красные блоки – Формат коммуникации: журналистика, реклама, PR, пропаганда, пранк/троллинг Задача студента – первоначально выставить блоки относительно шкалы на первой карте (начальной) и далее на протяжении занятий корректировать свою карту в рабочей версии. В итоге можно сравнить начальную карту до занятий и финальную после пройденного курса. Также есть некоторое количество пустых блоков, которые студент может сам заполнить своими детализированными типами медиа, контента или характерами коммуникаций (например, «Коуб» , «Подкаст» , «Сайт Лента. ру» , «Экологическая пропаганда» и т. п. ) Зачем это мне? Что я получу на выходе? 1. С помощью подвижных блоков вы оцениваете свои желания и возможности по разным направлениям деятельности. 2. Вы лучше разбираетесь в digital-среде и находите свое место в этой экосистеме. Ясно, чем хочется заниматься и какие направления стоит развивать. 3. Вы ясно понимаете разницу между форматами медиа, контента и характерами коммуникации 4. Вы получаете способность смешивать разные элементы, придумывать новые форматы и создавать интерактивные коммуникации с высоким откликом
Индивидуальная карта digitalтерритории Хочу/важно Текст Масс-медиа Графика Нишевые медиа Аудио Соцсети Фото Видео Блоги АВТОР Не умею/не понимаю Журналистика Реклама Умею/понимаю Пропаганда PR Пранк/троллинг Не хочу/неважно FUN
Медиакоммуникация в digital Делаем медиабомбу: -Формат медиа (1) -Формат контента (2) -Формат коммуникации (3) + Аудитория (4) + Событие (5)
Модель социальной коммуникации Г. Ласуэлла 1. Кто говорит (Коммуникатор) - Формат коммуникации 2. Кому говорит (Аудитория) - Аудитория 3. По какому каналу (канал связи) - Формат медиа 4. Что говорит (сообщение) - Формат контента + Событие 5. С каким эффектом (обратная связь) - Отклик
Контакты: Макс Корнев Пишите с вопросами и предложениями: Edu. newmedia@gmail. com или напрямую мне в Фейсбук - facebook. com/mkornev Присоединяйтесь к сообществу «Новые медиа в гуманитарном образовании» в Facebook: https: //www. facebook. com/groups/316298941812274/ 30