Скачать презентацию Консультация к экзаменам Зимняя сессия 10 класс Скачать презентацию Консультация к экзаменам Зимняя сессия 10 класс

Консультация к экзаменам.pptx

  • Количество слайдов: 12

Консультация к экзаменам Зимняя сессия 10 класс Консультация к экзаменам Зимняя сессия 10 класс

Теория литературы • Художественное направление, господствовавшее в литературе второй половины ХIХ века – • Теория литературы • Художественное направление, господствовавшее в литературе второй половины ХIХ века – • реализм. • Разговор, обмен персонажей репликами в литературном произведении – • диалог. • Прием, основанный на уподоблении предметов и явлений, - • сравнение. • Меткие народные выражения, лаконичные по форме и острые по мысли и наблюдательности – • поговорки. • Художественно выраженное столкновение героев – • конфликт.

 • Термин, которым обозначают значимую выразительную подробность, помогающую понять авторское отношение к изображаемому, • Термин, которым обозначают значимую выразительную подробность, помогающую понять авторское отношение к изображаемому, • художественная деталь. • Средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности – • портрет. • Прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении – • антитеза. • Художественный прием, при котором несколько строк (строф) в стихотворении начинаются одинаково, • анафора/единоначатие. • Термин, которым в литературоведении называют стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе, • аллитерация.

 • Определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета – • Определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета – • эпитет. • В фольклоре – устойчивое образно-поэтическое определение предмета – • постоянный эпитет. • Вопрос, не требующий ответа и содержащий утверждение, • риторический вопрос. • Название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие, • метафора. • Стихотворные размеры – • хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

С 1 В чём главные причины противостояния «отцов» и «детей» в тургеневском романе? • С 1 В чём главные причины противостояния «отцов» и «детей» в тургеневском романе? • Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтёрханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами. . . «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. . . но как их исполнить, как приступить? . . »

 • • • Так размышлял Аркадий. . . а пока он размышлял, весна • • • Так размышлял Аркадий. . . а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми, звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял. – Теперь уж недалеко, – заметил Николай Петрович, – вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друга хорошенько, не правда ли? – Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня! – Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным – помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна, пора любви! Какое. . . – Аркадий! – раздался из тарантаса голос Базарова, – пришли мне спичку, нечем трубку раскурить. Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал её Базарову с Петром. (И. С. Тургенев «Отцы и дети» )

С 2 В каких произведениях русской прозы присутствует тема отцов и детей, в чем С 2 В каких произведениях русской прозы присутствует тема отцов и детей, в чем своеобразие ее раскрытия в этих произведениях? • Назвать 2 произведения, указать их авторов. • Сравнить все 3 произведения по указанным позициям

С 1 Как с помощью литературных приемов автор характеризует Обломова? • Лежанье у Ильича С 1 Как с помощью литературных приемов автор характеризует Обломова? • Лежанье у Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день , когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum 1 неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это? » От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

С 2 Кого из героев русской классики можно отнести к обломовскому типу? • Назвать С 2 Кого из героев русской классики можно отнести к обломовскому типу? • Назвать 2 произведения, указать их авторов. • Сравнить все 3 произведения по указанным позициям

А. С. Пушкин. «Бесы» . Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; А. С. Пушкин. «Бесы» . Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин. . . Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! "Эй, пошел, ямщик!. . " - "Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вон - теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой". Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали. . . "Что там в поле? " "Кто их знает? пень иль волк? " Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин. . . Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре. . . Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне. . . 1830

 С 3 Чем обусловлена грустная тональность пушкинских «Бесов» ? • Определить тему, идею С 3 Чем обусловлена грустная тональность пушкинских «Бесов» ? • Определить тему, идею стихотворения. Соотнести их с заданным вопросом и сформулировать тезис. • Выделить строки, которые вызывают тревогу, грусть. Чем она вызвана? Использовать их как примеры к 2 аргументам.

С 3 Какими художественными средствами передается в стихотворении А. С. Пушкина настроение лирического героя, С 3 Какими художественными средствами передается в стихотворении А. С. Пушкина настроение лирического героя, создается образ-переживание и что придает им особую выразительность? • Определить настроение лирического героя. • Охарактеризовать образ-переживание в стихотворении. • Найти художественные средства, с помощью которых создается образпереживание (лексические, грамматические, фонетические).