Скачать презентацию КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Тренинговая программа правила и Скачать презентацию КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Тренинговая программа правила и

Конструирование 2 - копия.pptx

  • Количество слайдов: 25

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Тренинговая программа: правила и особенности составления. Этапы проведения тренинга: 1. Формирование группы 2. Вводная Тренинговая программа: правила и особенности составления. Этапы проведения тренинга: 1. Формирование группы 2. Вводная часть 3. Начало тренинга 4. Обучение 5. Окончание работы группы

План каждого занятия: 1. Организационный момент 2. Основная часть 3. Подведение итогов 4. Прощание План каждого занятия: 1. Организационный момент 2. Основная часть 3. Подведение итогов 4. Прощание

ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ: Метод – способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ: Метод – способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности, включающий в себя общие принципы и конкретные приёмы обращения с тем или иным предметом Тренинговый метод – это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо вопроса, позволяющее прояснить (изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Используется: - при анализе, предлагаемых ведущим ситуаций межличностного взаимодействия; - при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников Особенности: - нет сюжета как в игре - есть задача (индивидуальная или групповая), которую необходимо решить.

Классификация дискуссионных методов По уровню организации: - структурированные дискуссии (с заранее запланированной темой и Классификация дискуссионных методов По уровню организации: - структурированные дискуссии (с заранее запланированной темой и отведённым временем и порядком проведения); - неструктурированные дискуссии (развивающиеся спонтанно и формально не ограниченным временем) По характеру обсуждаемого материала - Тематические (обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы); - Биографические (ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника); - Интеракционные (материалом служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы); - Дискуссии, ориентированные на задачу (материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу).

Преимущества групповой дискуссии. 1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимныепозиции участников Преимущества групповой дискуссии. 1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимныепозиции участников группы. 2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленным проблемам и вопросам. 3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения. Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий. 1. Обучение участников анализу реальных ситуации; 2. Обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками; 3. Обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного; 4. Учит преодолевать приверженность старым образцам; 5. Даёт возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы; 6. Развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.

Основные стратегии ведения дискуссии: Свободное ведение дискуссии. • внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, Основные стратегии ведения дискуссии: Свободное ведение дискуссии. • внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и отдельные реплики; • ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа; • участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно только на самих себя; • сложна в реализации; • доступна высококвалифицированному специалисту.

Программированное ведение групповой дискуссии. • наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются Программированное ведение групповой дискуссии. • наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются темы для обсуждения и способы их проработки; • плюсы — похоже на традиционное обучение, что облегчает работу; • минусы — осложняет работу тем, что сковывает активность участников, порождает желание во всем положиться на ведущего группы. Компромиссная форма ведения дискуссии. • Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободной стратегии. • Ряд проблем и задач могут быть заданы ведущим, другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.

Основные фазы процедуры дискуссии: 1. фаза ориентировки определение целей и темы дискуссии, сбор информации Основные фазы процедуры дискуссии: 1. фаза ориентировки определение целей и темы дискуссии, сбор информации по обсуждаемой проблеме 2. фаза оценки упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации 3. завершающая фаза. подведение итогов дискуссии — сопоставление полученных результатов с целями. Психологические эффекты дискуссии: 1. сиюминутный результат в ходе обсуждения; 2. результат в течение групповых занятий; 3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени.

Игра как метод групповой психологической работы Игра – представляет собой широкий набор образовательных и Игра как метод групповой психологической работы Игра – представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник, цель которых снабдить человека упрощённой репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование). Моделирование — замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами, замещающими реальный объект.

Классификация игровых методов: По сфере моделирования: - социально-экономические; производственные; управленческие; политические; социально-культурные По типу Классификация игровых методов: По сфере моделирования: - социально-экономические; производственные; управленческие; политические; социально-культурные По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками группы): - Операционные игры; - Ролевые игры

К операционным играм относят: 1. организационно-деятельностные (ОДИ) 2. деловые (ДИ) 3. учебные или дидактические К операционным играм относят: 1. организационно-деятельностные (ОДИ) 2. деловые (ДИ) 3. учебные или дидактические игры. Общие характеристики операционных игр: - имеют сценарий; - преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью; - в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения; - минусы операционных игр: делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностный аспект формализован по сравнению с реальностью, игровая иммитационная модель упрощает действительность.

Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе предполагает размышление о деятельности, реальное проигрывание и Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе предполагает размышление о деятельности, реальное проигрывание и манипулирование с моделью отсутствует. Организационно-деятельностные игры делятся на: • проектировочные игры — решаются различные проблемы организации, связанные с созданием или реформирование существующих организационных структур; • проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка и поиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре, проигрываются оптимальные решения; • исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей в экономических, социальных, общественных науках.

Деловые игры — определяются как метод имитации (подражания, изображения) принятия управленческих решений в различных Деловые игры — определяются как метод имитации (подражания, изображения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путём разыгрывания по заданным или выработанным самими участниками игры правилам (имитационные, управленческие). Сфера приложения: принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. Игровая деятельность задаётся : через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. Роль ведущего: активна, организует, следит за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации, является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.

Ролевая игра в СПТ это особый метод моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного Ролевая игра в СПТ это особый метод моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия, при этом происходит разыгрывание ситуаций реальных или искусственных, актуальных и значимых для участников соответствующих их опыту, образованию, Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместным или реализуются в данном социальном контексте Сфера моделирования ролевых игр: социально-экономические, производственные, культурные системы. социально-

Цель игры — дать игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повёл бы себя Цель игры — дать игрокам почувствовать, отреагировать и действовать так, как повёл бы себя кто-то, очутившись в данной конкретной ситуации. Идея разыгрывания ролей — дать участникам группы поупражняться в окружающими, взяв на себя разнообразные роли. общении с В ролевой игре задаётся: - определённая ситуация (предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий, и указываются ограничительные моменты); - описываются роли (характеристика людей, включённых в ситуацию. Виды ролевых игр: - разогревающие; - ролевые игры с конфликтным содержанием; - ролевые игры на выявление скрытого мотива поведения.

Порядок проведения: 1. Формулировка задачи 2. Выбор участников (ведущий может быть игроком или подыгрывать). Порядок проведения: 1. Формулировка задачи 2. Выбор участников (ведущий может быть игроком или подыгрывать). Игры могут быть со скрытым мотивом или без (простые) 3. Инструкция (выдаётся всем, каждому своя, даже наблюдателям). Если у игры скрытый мотив, то каждому своя срытая инструкция). 4. Подготовка к игре (реквизит, подготовка сцены, вживание в роль) 5. Проведение ролевой игры 6. Анализ

Схема обсуждения ролевых игр Задаются вопросы наблюдателям: • какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в Схема обсуждения ролевых игр Задаются вопросы наблюдателям: • какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре; • каково соотношение невербальных и вербальных средств общения, было ли между ними рассогласование; • какие ролевые позиции характерны для участников общения; • какие приёмы использовали участники для установления контакта; • какие эго-состояния преимущественно проявлялись в общении; • можно ли говорить о наличие скрытых мотивов и целей у собеседников; • кто из участников достиг своей цели и что этому способствовало.

Задаются вопросы участникам ролевой игры: • какие чувства вы испытывали при общении с партнёром; Задаются вопросы участникам ролевой игры: • какие чувства вы испытывали при общении с партнёром; • какие цели вы ставили перед собой вступая в общение, удалось ли вам достичь их; • почему вы выбрали такой стиль или способ поведения; • можете ли вы назвать приёмы с помощью которых вам удалось установить контакт; • какую цель, по твоему мнению, ставил перед собой партнёр; чем он располагал и чем отталкивал.

Преимущества ролевой игры: 1. Помогает участнику выразить свои чувства. 2. Помогает обсуждать личные вопросы Преимущества ролевой игры: 1. Помогает участнику выразить свои чувства. 2. Помогает обсуждать личные вопросы и проблемы. 3. Помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию. 4. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия. 5. Является эффективной и мотивирующей, поскольку подразумевает действие. 6. Обеспечивает быструю обратную связь и участнику и ведущему. 7. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями. 8. Изменяет установки. 9. Учит контролировать чувства и эмоции.

Недостатки ролевой игры: 1. Ведущий иногда теряет контроль над содержанием и процессом обучения. 2. Недостатки ролевой игры: 1. Ведущий иногда теряет контроль над содержанием и процессом обучения. 2. Упрощения могут вводить в заблуждение. 3. Уходит много времени. 4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные. 5. Игра зависит от личных особенностей участника и ведущего. 6. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной. 7. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Психогимнастика как метод групповой психологической работы Психогимнастика — это методический приём (широкий круг разнообразных Психогимнастика как метод групповой психологической работы Психогимнастика — это методический приём (широкий круг разнообразных упражнений: письменных и устных, вербальных невербальных, рисуночных, танцевальных и т. д. ), который используется в ходе всего тренинга. Решает задачи: - повышение эффективности тренинга, - выполнения поставленных перед тренингом целей. Выделяют типы психогимнастических упражнений: - упражнения, направленные на изменение состояния группы как целого или состояния каждого участника в отдельности. - упражнения, направленные на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга.

Упражнения эмоционального плана: • создание работоспособности группы в начале тренинга; • создание работоспособности группы Упражнения эмоционального плана: • создание работоспособности группы в начале тренинга; • создание работоспособности группы в начале дня; • поддержание и восстановление работоспособности; • снятие тревожности. Упражнения содержательного плана: • установление контакта, восприятия и понимание эмоционального состояния другого; • отработка навыков приёма и передачи информации; • отработка навыков слушания; • формирование обратной личностной связи.

Аспекты при выборе упражнения. 1. Что должно произойти в результате упражнения: • изменение состояния Аспекты при выборе упражнения. 1. Что должно произойти в результате упражнения: • изменение состояния группы как целого; • изменение состояния каждого участника в отдельности; • получить материал для продвижения вперед в содержательном плане; • отработать одну из задач содержательного плана тренинга. 2. На каком этапе находится группа — чем она свободнее, чем непринужденнее чувствуют себя участники, тем раскованнее могут быть упражнения. 3. Состав группы: социально-демографические данные (пол, возраст), физические данные. 4. Время дня: в начале целесообразны упражнения на отключение от забот, проблем, не относящихся к группе, включить в ситуацию «здесь и теперь» ; во второй половине — упражнения на снятие усталости, эмоциональное напряжение.