Бальмонт.pptx
- Количество слайдов: 13
Константин Дмитриевич Бальмонт 15 июня 1867— 23 декабря 1942 Поэт-символист, переводчик, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века
ДЕТСКИЕ ГОДЫ Родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семерых сыновей Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата Из седьмого класса в 1884 году Бальмонт был исключён за принадлежность к «революционному кружку» Гимназический курс в 1886 заканчивает во Владимире и сразу поступает на юридический факультет Московского университета Через год из университета его также отчисляют – за участие в студенческих беспорядках.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕБЮТ В 1889 году Бальмонт вернулся в университет, но из-за сильного нервного истощения учиться не смог. Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 бросает учебу ради занятий литературой. В 1885 дебютирует как поэт в журнале «Живописное обозрение» , в 1887– 1889 активно переводит немецких и французских авторов и, наконец, в 1890 в Ярославле на свои средства издает первый Сборник стихотворений. Сборник «Под северным небом» , вышедший в 1894 году, принято считать отправной точкой творческого пути Бальмонта
ВОСХОЖДЕНИЕ К СЛАВЕ Во втором сборнике «В безбрежности» (1895) Бальмонт приступил к поискам «нового пространства, новой свободы» , возможностей соединения поэтического слова с мелодикой 1890 -е годы были для Бальмонта периодом активной творческой работы в самых разнообразных областях знаний. Весной 1897 года Бальмонт был приглашён в Англию для чтения лекций по русской поэзии в Оксфордском университете Впечатления от путешествий 1896— 1897 годов нашли своё отражение в сборнике «Тишина» : критикой он был воспринят как лучшая на тот момент книга поэта В 1899 году К. Бальмонт был избран членом Общества любителей российской словесности
ПИК ПОПУЛЯРНОСТИ Благодаря сборнику «Горящие здания» (1900) Бальмонт приобрёл всероссийскую известность и стал одним из лидеров символизма, нового движения в русской литературе. «В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией Четвёртый поэтический сборник Бальмонта «Будем как Солнце» (1902) разошёлся тиражом 1800 экземпляров в течение полугода, что считалось неслыханным успехом для поэтического издания, закрепил за автором репутацию лидера символизма и в ретроспективе считается его лучшей поэтической книгой. Блок назвал «Будем как солнце» «книгой, единственной в своём роде по безмерному богатству»
ЛИЧНЫЙ ФРОНТ В 1889 году Бальмонт женился на Ларисе Гарелиной В 1890 году писатель расстается со своей первой женой Мирра (Мария Александровна) Лохвицкая и писатель познакомил ись, предположительно, в Крыму в 1895 году. В августе 1905 года, в возрасте 35 лет Мирра Лохвицкая скончалась. Вторая жена поэта, Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт родила дочку Нину в 1901 году Свою дочь, родившуюся в декабре 1907 года, от гражданской супруги Елены Константиновны Цветковской, в память о Лохвицкой поэт назвал Миррой.
ПЕРВАЯ ЭМИГРАЦИЯ: 1906— 1913 ГОДЫ В 1906 году Бальмонт обосновался в Париже, считая себя политическим эмигрантом Два сборника 1906— 1907 годов были составлены из произведений, в которых К. Бальмонт непосредственным образом откликнулся на события первой русской революции. Книгу «Стихотворения» (Спб. , 1906, «Знание» ) конфисковала полиция; «Песни мстителя» (Париж, 1907) были запрещены к распространению в России. В годы первой эмиграции были также опубликованы сборники «Злые чары» (1906), арестованный цензурой изза «богохульных» стихотворений, а также «Жарптица» . Настроению и образности этих книг, отразивших в себе увлечение поэта древнебылинной стороной русской и славянской культуры, были созвучны и «Зовы древности» (1909)[18]. Критика пренебрежительно отзывалась о новом повороте в творческом развитии поэта, но сам Бальмонт не сознавал и не признавал творческого спада
ВОЗВРАЩЕНИЕ: 1913— 1920 ГОДЫ В 1913 году политическим эмигрантам по случаю 300 -летия Дома Романовых была предоставлена амнистия, и 5 мая 1913 года Бальмонт возвратился в Москву После возвращения Бальмонт много ездил по стране с лекциями ( «Океания» , «Поэзия как волшебство» и другими)
ВТОРАЯ ЭМИГРАЦИЯ: 1920— 1942 ГОДЫ 25 мая 1920 года навсегда покинул Россию вместе с женой, дочерью Поэт сразу же оказался меж двух огней. С одной стороны, радикальное эмигрантское сообщество заподозрило в нём сочувствующего Советам. С другой стороны, советская пресса начала «клеймить его как лукавого обманщика» , который «ценою лжи» добился для себя свободы, злоупотребил доверием Советской власти, великодушно отпустившей его на Запад «для изучения революционного творчества народных масс» Эмиграцию Бальмонт называл «жизнью среди чужих» , хоть и работал при этом необыкновенно много; только в 1921 году вышло шесть его книг В эмиграции Бальмонт активно сотрудничал с газетой «Парижские новости» , журналом «Современные записки» , многочисленными русскими периодическими изданиями, выходивших в других странах Европы. Отношение его к Советской России оставалось неоднозначным, но постоянной была тоска по России
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ К концу 1920 -х годов жизнь К. Бальмонта и Е. Цветковской становилась всё труднее. Литературные гонорары были мизерными, финансовая поддержка стала нерегулярной, затем прекратилась. Положение сделалось критическим после того, как в 1932 году стало ясно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием. С августа 1932 по май 1935 года Бальмонты безвыездно жили в Кламаре под Парижем, в бедности. Весной 1935 года Бальмонт попал в клинику Последние годы жизни поэт пребывал попеременно то в доме призрения для русских, который содержала М. Кузьмина-Караваева, то в дешёвой меблированной квартире В 1940— 1942 годах Бальмонт не покидал Нуази-ле-Гран; здесь, в приюте «Русский дом» , он и скончался ночью 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» ( «Константин Бальмонт, русский поэт» ).
ОБРАЗ РОССИИ
Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной: «. . . нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться» . Тоска по родине, отрыв от родной почвы, утрата корней ( «Мое сердце в России, а я здесь, у океана. Бытие неполное» , - писал он одному из корреспондентов) - вот основные темы эмигрантского периода творчества, нашедшие отражение в стихотворениях «Прощание с древом» , «Узник» , «Просветы» , «Сны» , «Она» , «Россия» , «Мое - ей» , «Я русский» . Поражает смелая ассоциация страны с «речным и степным раздольем» , историческими событиями, фольклорными образами. Многозвучно и красочно воплощена душевная , неразрывная связь с родиной, ее красотой. «Есть слово- и оно едино. Россия. Это звук- свирель. В нем воркованье голубино»
Из круга стихов выделим цикл « В раздвинутой Дали. Поэма о России» (1929), состоящий будто из самостоятельных стихотворений, скрепленных, однако, единой авторской эмоцией , волевым порыву к душевному движению в своеобразную лирическую поэму. Во всех частях проступает желание разорвать статику одинокой жизни, пусть на уровне воображения, грезы о будущем. Былой динамизм чувств как бы вновь возвращается в поэзию К. Д. Бальмонта, хотя с явным оттенком недостижимости идеала: «Хочу моей долиной И волей сердца знаю, Что путь мой соколиный. К единственному Краю» ( «Хочу» )
Бальмонт.pptx