Конфуций биоэтика.pptx
- Количество слайдов: 9
КОНФУЦИЙ Подготовила: Крыгина Дарья Студентка 1 -ого курса Направления подготовки Прикладная Биология
ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ КОНФУЦИЙ ПРЕДЛОЖИЛ НОРМАТИВНУЮ ПРОГРАММУ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ, КОТОРУЮ МОЖНО КРАТКО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ КАК ЭТИКУ РИТУАЛА. ПО ЕГО МНЕНИЮ, ИМЕННО РИТУАЛ СПОСОБЕН СОЕДИНИТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬ И СЧАСТЬЕ, ВОЛЮ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА И СОГЛАСНУЮ ЖИЗНЬ ВСЕХ В ОБЩЕСТВЕ.
БИОГРАФИЯ Конфуций, или Кун-цзы (учитель Кун), родился 27 августа 551 г. до н. э. в Китае, в небольшом царстве Лу. Он происходил из древнего обедневшего аристократического рода. Детство Конфуция оказалось трудным. Ему было чуть более двух лет, когда он лишился отца. В 17 лет он оказался без матери. К тридцати годам он завершил образование и открыл собственную школу, в которой центральное место занимали мораль, ритуал и изучение древних текстов. На 51 -м году жизни он поступил на службу к правителю родного царства Лу. Конфуций оказался блестящим чиновником и советником, много сделал для процветания своего государства. Однако царь считал его обузой, и Конфуцию пришлось вместе со своими учениками покинуть царство на 14 лет, это время они были в изгнании. Умер Конфуций на 73 году жизни, пользуясь всеобщим уважением. Его могила, как и место рождения, по сей день свято чтятся в Китае. Конфуций является духовным отцом китайской нации.
Жизнь: человечность В ЧЕМ ВИДИТ КОНФУЦИЙ СПЕЦИФИКУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ? Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения — жень, что обычно на русский язык переводится как «человеческое начало» , «милосердие» , «человеколюбие» , «гуманность» . Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. «Только обладающий человеколюбием ( «жень» ) может любить людей и может ненавидеть людей» . На вопрос «Что такое «жень» ? » , Конфуций отвечал: «Это значит любить людей» Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Мудрость состоит не в том, чтобы ставить несбыточную цель — убежать от людей, а в том, чтобы внести гармоничное начало в отношения между ними. Конфуцием сформулирован принцип, который получил название золотого правила нравственности. «Не делай другим того, чего не желаешь себе. »
ЛИ: РИТУАЛ Воплощением «жень» является ритуал или «правила» , «церемонии» , «этикет» , «обряд» . В общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. «Жень» существует только через «ли» . Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин). - «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия»
Вэнь: воспитанность «Учитель сказал: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друга, он становится благородным мужем» Цзюнь-цзы: благородный муж Благородный муж — средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, как ее понимает Конфуций. Он [благородный муж] стремится познать правильный путь (дао); всегда и во всем человеколюбив; думает о том, чтобы во всем следовать ритуалу, быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках; он постоянно учится.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: ЭТИКА. А. А. ГУСЕЙНОВ Р. Г. АПРЕСЯН