ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ.pptx
- Количество слайдов: 72
КОНЦЕПТ. ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ
Что такое КОНЦЕПТ? Первые попытки определить основную единицу ментальности - XIX век: Г. Г. Шпет: «закругленный объект» , «внутренняя форма» ; А. А. Потебня: «внутренняя форма» ; С. Л. Франк: «вневременное содержание» ; А. Ф. Лосев: «принципиальное значение» ; С. А. Аскольдов-Алексеев: «концепт» .
Статус и количество концептов 1. В число концептов включаются все лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка. 2. В число концептов входят только семантические образования, отмеченные лингвокультурной спецификой или характеризующие носителей определенной лингвокультуры.
3. Концептами признаются только семантические образования, число которых ограничено для каждой культуры и которые являются ключевыми для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей (высокая степень абстракции - душа, свобода, истина, толерантность и т. д. ).
Основные подходы к толкованию термина «концепт» 1. Психологический - «некое мысленное образование, выполняющее заместительную функцию» (С. А. Аскольдов-Алексеев, Д. С. Лихачев). Ø К. существует для каждого значения слова. Ø К. возникает через столкновение словарного значения с личным опытом человека. Ø Чем богаче культура нации, тем сложнее концептосфера. Ø К. изменчивы, исчезновение концептосферы происходит при утрате культурной памяти. Ø Акцент в исследовании К. - на изучении образцовых текстов.
2. Логический подход - К. - это понятие обыденной ( «наивной» ) философии. К. возникает в результате взаимодействия национальной традиции, фольклора, религии, идеологии, жизненного опыта, образов искусства и системы ценностей (Н. Д. Арутюнова). Ø Концепты образуют «культурной слой» , посредничающий между человеком и миром. Ø Ключевые концепты исследуются на базе текстов разных времен и народов. Ø Моделирование концепта происходит с позиции внешнего наблюдателя.
3. Философский подход - философия является отражением национальной ментальности, представленной в структуре родного языка. Ø К. - основная единица ментальности, это то, что не подлежит изменениям в семантике слова (В. В. Колесов). Ø К. - «зародыш первосмысла» (conceptum). Ø Изучение концептов происходит на текстах, ключевых для каждого этапа развития ментальности лингвосообщества.
4. Культурологический подход - К. - это «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, а человек - в культуру» (Ю. С. Степанов). Ø К. обладает сложной структурой (от структуры понятия и этимологии до современных ассоциаций и оценок). Ø Исследование К. происходит на текстах разных эпох с позиций внешнего наблюдателя. Ø Цель - описание констант культуры в диахроническом аспекте.
5. Интегративный подход - К. - многомерное культурно -значимое социопсихическое образование в коллективном сознании, опредмеченное в той или иной форме (С. Х. Ляпин, Г. Г. Слышкин). Ø Возникновение концептов - процесс редукции результатов опытного познания действительности до пределов человеческой памяти и соотнесения их с ранее усвоенными культурно-ценностными доминантами. Ø К. имеет сложную структуру: эмоциональный и рациональный, абстрактный и конкретный компоненты. Ø Акцент в исследовании концептов - на прецедентных текстах (от пословиц и поговорок до культурных текстов).
Когнитивная лингвистика vs. лингвокультурология Когнитивное направление К. рассматривается в рамках понятий знания и сознания, понимается как ментальное образование, когнитивная структура, включающая разнообразные единицы оперативного сознания. Особая значимость - соотношения языка и сознания А. П. Бабушкин, Н. Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова, И. А. Стернин
Когнитивная лингвистика vs. лингвокультурология Лингвокультурное направление К. рассматривается в рамках понятий язык и культура. К. - единица коллективного знания/сознания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой (+ оценочный компонент). А. А. Вежбицкая, Н. Д. Арутюнова, С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Е. С. Никитина, М. В. Пименова, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов
Типы концептов Вопрос о типологии концептов является одним из первых вопросов, поставленных когнитивной лингвистикой. Типология концептов: есть ли в ней необходимость? Функция концепта – структурировать знания и выступать единицей мыслительного процесса. Содержание и структура концепта могут быть различными. Типы знания, представляемые концептами, отличаются. Ø Типология концептов возможна и необходима.
Концепт представляет собой зонтичный (зонтиковый, umbrella) термин, объединяющий разные виды ментальных явлений КОНЦЕПТ схема фрейм скрипт …
На сегодняшний день существуют различные типологии концептов (А. П. Бабушкин, Н. Н. Болдырев, С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Дж. Лакофф, М. В. Пименова, Г. Г. Слышкин, И. А. Стернин и др. ) Окончательно проблема типологии концептов не решена. Классификации постоянно обновляются.
Основания для классификации концептов ØПо характеру концептуализируемой информации • Представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета или явления (клен, кошка, смех)
• Схема – концепт, представленный некоторой обобщенной пространственно-графической или контурной схемой ( «вообще» ) (дерево, человек)
• Понятие – концепт, который отражает наиболее общие, существенные признаки предмета или явления, результат их рационального отражения и осмысления (квадрат, ракета, судья)
• Фрейм – мыслимый в целости его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении (магазин: покупать, продавать, товары, полка, цена, касса…; детский сад: …)
• Сценарий (скрипт) – последовательность нескольких эпизодов во времени; это стереотипные эпизоды с признаком движения, развития (драка, игра, экскурсия)
• Гештальт – комплексная, целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании (очередь, судьба, любовь)
По характеру «наблюдаемости» концептов Вербализованные Невербализованные (можно обнаружить при сопоставительных исследованиях) Англ. : weekend, pet, afterthought Русск. : сутки, кипяток, форточка Ø Межъязыковые лакуны: o мотивированные (предмета или явления нет): coaster, лапти o немотивированные (предмет или явление есть): weekend, сутки v Свидетельство о нерелевантности концепта для лингвокультуры, а не о его отсутствии
По принадлежности определенным группам носителей языка универсальные (вода, дом, страна) национальные (авось, смекалка; political correctness, American dream, double-decker) групповые (возрастные, гендерные, профессиональные и т. д. ) – УМК, педпрактика индивидуальные (Gehen wir nach Hause)
По абстрактности содержания абстрактные (ментефакты): мысль, коммунизм конкретные (натурфакты и артефакты): облако, стол
Классификация концептов А. П. Бабушкина Концепт - дискретная содержательная единица коллективного сознания, отражающая предмет реального или идеального мира, хранимая в национальной памяти человека в виде субстрата Тип концепта определяется по семному составу семемы на основе ее лексикографического толкования. Концепт может быть выражен лексически, фразеологически, грамматически.
мыслительные картинки, которые часто представляют предметные реалии или мифемы (ромашка, петух, смерть) – семы образа; Ø Ромашка – название ряда травянистых растений семейства сложноцветных, состоящих из серединных трубчатых желтых и краевых лепестковидных белых цветов.
концепты-схемы, т. е. слова с «пространственным» значением (дорога, река, дерево) – семы пространства Дорога – полоса земли, накатанное или нарочно подготовленное различным образом для езды, для проезда или прохода, путь, стезя, направление и расстояние от места до места
концепты-гиперонимы, которые отражают гипо-гиперонимические связи в лексике (обувь: туфли, ботинки, сандалии) - сохраняют рудименты образности, т. е. в данном случае, обувь повторяет форму ноги
концепты-фреймы, которые соотносятся с некоторой ситуацией или образом ситуации (больница, базар, музей) – своего рода «кадр» действительности; больница – медицинское учреждение, в которое помещают больных для лечения
концепты-инсайты, которые содержат известную всем информацию о структуре, функции предмета (зонт, барабан, ножницы); зонт – это устройство для защиты от дождя, состоящее из ручки, спиц и матерчатого купола
концепты-сценарии, реализующие в себе идею развития (драка, лекция) – состоят из нескольких этапов (завязка, кульминация сюжета, развязка, имеется дифференциация ролевых функций участников) драка – ссора, сопровождаемая взаимными побоями
калейдоскопические концепты, которые развертываются в виде той или иной структуры и представляют концепты абстрактных имен социальной направленности (жизнь, совесть), имеют ядро и большое ассоциативное поле Ø Жизнь = • красноватая искорка в немом океане Вечности (И. С. Тургенев) - мыслительная картинка • путь, покрытый терновыми кустами (О. Бартелеми) – схема • касса, куда мы складываем все принадлежащие нам сокровища (В. Гумбольдт) – фрейм • шахматная игра (М. Сафир) - сценарий
логически-конструируемые концепты, которые абсолютно лишены образного начала, их смысл равен их словарному определению Ø фрукт – сочный съедобный плод какоголибо дерева
? ? ? Понятие – это логически конструируемый концепт, который равен своему словарному определению: можно ли понятие встраивать в приведенную выше систему концептов или это суть нечто иное, чем концепт?
Классификация концептов М. В. Пименовой КОНЦЕПТЫ ДЕСКРИПТОРЫ - дименсиональн. БАЗОВЫЕ - космические - квалитативные - социальные - квантитативные - психические (духовные) РЕЛЯТИВЫ - оценки - позиции - привативы
Базовые концепты: космические метеороло биологич гические (погода, (кошка, осадки) ягода, бактерия, ребенок, националь ландшаф ная кухня, тные голова, предмет (поле, лес) зрение) ные (строени
Базовые концепты: социальные страны социальн. (Россия, общество) статус национа (элита, власть и льность рабочий) управле (немец, интерпер русский) ние с. моральн (воля, отношен диктат) ые (честь, ия занятия долг, (рабство) (труд, религиоз лесть) игра, ные праздник) (икона,
Базовые концепты: психические (концепты внутреннего мира) характер (доверчиво сть, грубость, эмоции азартность) (радость, ужас, страх, менталь веселье) ные (знание, ум, сознание,
Дескрипторы (квалифицируют дименсио базовые концепты) нальные (измерение квалитат - объем, ивные размер, (качество – глубина) теплоквантита холодно, тивные мягкий - (количест твердый) во – один, мало,
Релятивы (реализуют типы оценки отношений) (хорошо - плохо, вкусно - невкусно, позиции вредно - (против, полезно) впереди, приватив между) ы (свой - чужой, брать - отдавать,
Другие основания для классификации концептов по признаку развития структуры развивающиеся застывшие сердце соловейразбойник
Другие основания для классификации концептов по признаку постоянства базовой структуры постоянные (сохранившиеся) трансформировавшиеся правитель придворный этикет
Другие основания для классификации концептов по признаку появления в национальной концептосфере исконные заимствованные князь, богатырь идея, президент
Другие основания для классификации концептов по признаку актуальности ① ведущие (ключевые) второстепенные душа, земля, мир чиновник, консультант
Другие основания для классификации концептов по признаку актуальности ② постоянно актуальные переменные (плавающ. ) неактуальные мир вера фрейлина
Другие основания для классификации концептов по признаку первичности первичные (основные) производные мысль замысел, умысел
Другие классификации концептов Н. Н. Болдырев: конкретно-чувственные образы, представления, схемы, понятия, прототипы, пропозиции, фреймы, сценарии (скрипты), гештальты С. Г. Воркачев : концепты высшего уровня и обычные концепты Г. Г. Слышкин: первичные и вторичные концепты, метаконцепты; пропорциональные, сформировавшиеся, формирующиеся, предельные и рудиментарные лингвокультурные концепты В. И. Карасик: параметрические и непараметретрические концепты
Таким образом, можно говорить о • наличии различных типов концептов, • которые выделяются по различным основаниям. Конечное число разновидностей концептов не определено. Все возможные основания для классификации концептов не выделены. Ø Типология концептов развивается и дополняется.
Фрейм. Сценарий. Скрипт
Фрейм Структура данных для представления визуальной стереотипной ситуации, особенно при организации больших объемов памяти (М. Минский) Включает : лексическое значение слова, энциклопедическое знание предмета, экстралингвистическое знание
Наряду с термином ФРЕЙМ используются: схема — schema, schemata; сценарий — scenario, script; план — plan; демон — demon; когнитивная модель — cognitive model; ситуационная модель — situation model. Ø Фрейм — это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.
Виды фреймов фреймы-образцы фреймы-экземпляры фреймы-структуры фреймы-роли фреймы-сценарии фреймы-ситуации
Структура фрейма Вершина (темы), т. e. макропропозиция Слоты (терминалы), заполняемые пропозициями Фрейм организован вокруг какого-либо концепта, но содержит лишь самую существенную, типическую и потенциально возможную информацию, которая ассоциирована с данным концептом (границы между фреймом и концептом размыты)
ФРЕЙМ
Фрейм «Комната» Вершина - «комната» Слоты: стены, потолок, пол, окно и дверь, трехмерность замкнутого пространства комнаты, точка зрения относительно данного объекта (вне или внутри, где)
Сценарий (сценарный фрейм) Разновидность фрейма Сценарии организуют поведение и его интерпретацию Для сценариев характерны ситуативная привязанность и конвенциональность
Сценарии не всегда обусловлены целесообразностью: они могут описывать последовательности сцен, событий или действий, имеющих полностью или частично ритуализованную природу (светские, религиозные и военные церемонии)
Скрипт Набор ожиданий о том, что и в какой последовательности должно происходить
Пример скрипта: посещение кафе что и в какой последовательности происходит в кафе: Человек пришел, выбрал столик, ему принесли меню, он выбрал и заказал блюда, ожидание, еду приносят, поглощение пищи, счет, чаевые, уход из кафе Ø «Сценарий» действий + Ø набор ожиданий
Стереотип форма обработки информации и состояния знания стандартное мнение о социальных группах или об отдельных представителях этих групп (часто), предметах, явлениях (реже) упрощающая и обобщенная форма эмоциональная составляющая
Стереотипы: что на картинке? Стол
Стереотипы: что на картинке? Фрукт
Стереотипы: что на картинке? Кот
Охарактеризуйте этих людей
Охарактеризуйте этих людей
Национальный стереотип: американец русский француз
Гендерный стереотип: КОВБОЙ БЛОНДИНКА
Стереотипы: а можно ли без них?
Европа с точки зрения американцев
Европа с точки зрения русских
Европа с точки зрения англичан
Итак, может ли человеческое сознание обойтись без стереотипов? Насколько стереотипы правомерны?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!