лек 2 ОАИП .pptx
- Количество слайдов: 17
Концепция данных. Порядковый тип Лекция 2
Словесное описание, псевдокод, блоксхема, программа. Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг, электропила, и т. п. ) имеет инструкцию по эксплуатации, т. е. словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться. Способы описания алгоритмов
Псевдокод — описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основные этапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и общепринятая математическая символика.
Блок-схема — описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиямисвязями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций. Этот способ имеет ряд преимуществ. Благодаря наглядности, он обеспечивает «читаемость» алгоритма и явно отображает порядок выполнения отдельных команд
Все языки программирования делятся на низкого, высокого и сверхвысокого уровня. Более многочисленную группу представляют языки программирования высокого уровня, которые допускают описание алгоритма решения задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде. Это – Бейсик, Фортран, Алгол, Паскаль, Си. Языки программирования сверхвысокого уровня – это языки искусственного интеллекта и представления знаний (Пролог). Языки программирования
Алфавит языка включает: • Заглавные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, … X, Y, Z, a, b, … x, y, z и знак подчёркивания _. • Арабские цифры: 0, 1, …, 9. • Шестнадцатеричные цифры: 0, 1, …, 9, A, B, …, F. • Специальные символы (22 символа): +-*/=><. , ; : @‘()[]{}#$^ • Зарезервированные слова: Begin, end, case, const … Турбо Паскаль
В Турбо Паскале определены следующие операции: • арифметические +, –, *, /, div, mod • отношения =, <>, <, >, <=, >= • логические not, or, and, shl, shr, xor • над множествами * (пересечение), + (сложение или объединение), – (разность), in (принадлежность).
Идентификаторы (имена) в Турбо Паскале – это имена констант, переменных, типов, Примеры правильных идентификаторов: A 1, mas_3, _max, alfa Примеры неправильных идентификаторов: 1_a, block#1, my primer, begin
Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и не изменяются в процессе её выполнения. Константы могут быть целого, вещественного, символьного, логического, строкового типа. Переменными называются величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. Все используемые в программе переменные должны быть описаны с указанием их типов.
В языке Турбо Паскаль используются следующие типы данных: • простые типы; • структурированные типы; • указатели; • процедурные типы; • объекты. Классификация типов данных.
1. Постановка задачи — формулируется цель решения задачи, подробно описывается ее содержание; проводится анализ условий, при которых решается поставленная задача, выявляется область определения входных параметров задачи. Этапы подготовки и решения задач на компьютере
2. Формальное построение модели задачи — предполагает построение модели с характеристиками, адекватными оригиналу, на основе какого-либо его физического или информационного принципа; анализируется характер и сущность величин, используемых в задаче.
3. Построение математической модели задачи — характеризуется математической формализацией задачи, при которой существующие взаимосвязи между величинами выражаются с помощью математических соотношений. Как правило, математическая модель строится с определенной точностью, допущениями и ограничениями.
4. Выбор и обоснование метода решения — модель решения задачи реализуется на основе конкретных приемов и методов решения. При обосновании метода решения рассматриваются вопросы влияния различных факторов и условий на конечный результат, в том числе на точность вычислений, время решения задачи на компьютере, требуемый объем памяти и др.
5. Построение алгоритма — на данном этапе составляется алгоритм решения задачи, в соответствии с выбранным методом решения. 6. Составление программы — алгоритм решения переводится на конкретный язык программирования.
7. Отладка программы — процесс устранения синтаксических и логических ошибок в программе. 8. Решение задачи на компьютере и анализ результатов. Теперь программу можно использовать для решения поставленной задачи. Первоначально выполняется многократное решение задачи на компьютере для различных наборов исходных данных. Получаемые результаты анализируются специалистом, поставившим задачу.
Домашнее задание Написать конспект на тему «Стандартные типы данных, стандартные функции и арифметические операции в Турбо Паскале»