Концепции познаваемости мира.pptx
- Количество слайдов: 21
КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?
Познание- это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания) Концепции познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, сенсуализм и рационализм.
Концепция, не признающая познаваемость материальных и духовных объектов. АГНОСТИЦИЗМ
АГНОСТИЦИЗМ Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. (от греческого agnostos - недоступный познанию) Предмет человеческого познания лишь то, что доступно чувствам, т. е. один чувственный мир Термин "агностицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т. Гексли. В отношении бога агностицизм выдвигает лишь один тезис – “бога нельзя познать”.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ АГНОСТИЦИЗМА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ Протагор ( ок. 490 - ок. 420 до н. э. ) Пиррон ( 360 -270 до н. э. )
НОВОЕ ВРЕМЯ агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта.
Английский мыслитель Дэвид Юм (1711– 1776) писал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”. Он считал, что наши знания — это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире. Мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы.
Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724– 1804) считал, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе» . «Вещь в себе» непознаваема
Формами кантианского агностицизма являлись «физиологический идеализм» физиолога Мюллера (1821 – 1858), «теория иероглифов» , немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821 – 1894). В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма были конвенциализм Пуанкаре (1854 – 1912) и «технический агностицизм» Башляра (1884 – 1962)
СКЕПТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) концепция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ Мишель де Монтэнь (1533 -92) «Получать достоверные знания о мире нельзя » За Монтенем возник целый ряд подражателей: Шаррон, Санхед, Гирнгайм, Ла Мот Ле Вайе, Гюэ, англичане Глэнвиль и Бэкер…
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ Направление, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ Демокрит, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Н. Кузанский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, К. Маркс , Ж. Сартр Признают положение о познаваемости мира, хотя мир в целом непостижим , так как бесконечен.
СЕНСУАЛИЗМ В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах
СЕНСУАЛИЗМ Направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» . Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
КРУПНЫЕ ФИЛОСОФЫ-СЕНСУАЛИСТЫ: Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов. Эпикур Джон Локк Этьен Бонно де Кондильяк
РАЦИОНАЛИЗМ Разум – основа познания и поведения людей
РАЦИОНАЛИЗМ Направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека (от лат. rationalis — разумный)
ПРЕДСТАВИТЕЛИ Парминид Р. Декарт Б. Спиноза Н. Мальнбранш Г. Лейбниц И. Кант Г. Гегель
Концепции познаваемости мира.pptx