Скачать презентацию Концепции международных отношений после окончания холодной войны доц Скачать презентацию Концепции международных отношений после окончания холодной войны доц

Концепции международных отношений после окончания холодной войны - студенты.pptx

  • Количество слайдов: 20

Концепции международных отношений после окончания холодной войны доц. Резников В. В. Концепции международных отношений после окончания холодной войны доц. Резников В. В.

Концепция «конца истории» Френсиса Фукуямы Книге «Конец истории и последний человек» (1992). Провозгласил, что Концепция «конца истории» Френсиса Фукуямы Книге «Конец истории и последний человек» (1992). Провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства. 27 октября 1952 Американский философ, политолог, политический экономист и писатель японского происхождения. Старший научный сотрудник Центра по вопросам демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде.

Основные постулаты концепции: Исторические эпохи: 1) «эпоха закона силы» , 2) «мракобесия» , 3) Основные постулаты концепции: Исторические эпохи: 1) «эпоха закона силы» , 2) «мракобесия» , 3) «нерационального менеджирования социальной реальности» 4) разумный строй – капиталистической западной цивилизации конца XX в. (с ее рыночной экономикой и либеральнодемократическими ценностями)

Тезисы работы: • по мнению политолога, наступил «конец истории» , т. е. состояние бесконфликтности; Тезисы работы: • по мнению политолога, наступил «конец истории» , т. е. состояние бесконфликтности; • провозгласил начало нового существования человечества — планетарного, где будут существовать Рынок и Демократия; • новый универсальный международный порядок.

Выводы: ü триумф западных ценностей; ü всеобщее распространение плюралистической демократии; ü идеалы индивидуализма и Выводы: ü триумф западных ценностей; ü всеобщее распространение плюралистической демократии; ü идеалы индивидуализма и рыночной экономики; ü завершение идеологической эволюции человечества; ü универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы правления.

 • «Конец истории» для сферы МО означает фактически консервацию ситуации, сложившейся после холодной • «Конец истории» для сферы МО означает фактически консервацию ситуации, сложившейся после холодной войны – ситуации гегемонии Запада. • После события 11 сентября пересмотрел свои позиции, склоняясь в пользу воззрений Хантингтона.

Основные работы автора: • «Конец истории и последний человек» (1992); • Великий разрыв (2003); Основные работы автора: • «Конец истории и последний человек» (1992); • Великий разрыв (2003); • «Великий разрыв» (2006); • Сильное государство: Управление и мировой порядок в ХХI веке (2006); • Америка на распутье: демократия, власть и неоконсервативное наследие (2006).

Концепция «Столкновение цивилизаций» Ø Известный ученый политолог и геополитик. Ø Основатель и главный редактор Концепция «Столкновение цивилизаций» Ø Известный ученый политолог и геополитик. Ø Основатель и главный редактор журнала «Foreign Policy» ( «Международные отношения» ). Ø Автор всемирно известной статьи «Столкновение цивилизаций? » . 18. 04. 1927 – 24. 12. 2008 (США) Сэ мюэл Фи ллипс Ха нтингтон

Этапы истории на основе конфликтов: конфликтов 1) конфликты между монархиями (Тридцатилетняя война (1618 -1648) Этапы истории на основе конфликтов: конфликтов 1) конфликты между монархиями (Тридцатилетняя война (1618 -1648) Вестфальский мирный договор); 2) конфликты между нациями государствами (1793 г. , Великая Французская Революция);

3) по идеологическому и социально политическому принципам (1917 г. Либералистический, коммунистический, националистический); 4) между 3) по идеологическому и социально политическому принципам (1917 г. Либералистический, коммунистический, националистический); 4) между Западом и не западными цивилизация и м (христианский и конфуцианскоисламский блок).

С. Хантингтон определяет цивилизации как социокультурные общ ности самого высшего ранга и как самый С. Хантингтон определяет цивилизации как социокультурные общ ности самого высшего ранга и как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Объективные признаки: ü общности истории; ü религии; ü язы ка; ü обычаев; ü особенностей функционирования социальных институ тов. Субъективные признаки: ü самоидентификации человека

С. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций С. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций

Цивилизационный фактор в международных отношениях будет постоянно усиливаться, исходя из вы водов: Во-первых, различия Цивилизационный фактор в международных отношениях будет постоянно усиливаться, исходя из вы водов: Во-первых, различия между циви лизациями основу которых составляют религии, , наиболее существен ны эти различия складывались столетиями, и они сильнее, ; нежели различия между политическими идеологиями и политическими ре жимами. Во-вторых, усиливается взаимодействие народов различной цивилизационной принадлежности, что ведет как к росту цивилизационного самосознания. В-третьих, возрастает роль религии, причем последняя нередко проявляется в форме фундаменталистких движений. В-четвертых, ослабевает влияние Запада в не западных странах, что находит выражение в про цессахдевестернизации местных элит и усиленном поиске собствен ных цивилизационных корней. В-пятых, культурные различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и, сле довательно, менее способствуют компромиссным решениям. В-шестых, происходит усиление экономического регионализма, который неразрывно связан с цивилизационным фактором, — культурно религиозная схожесть лежит в основе многих экономических организаций и интеграционных груп пировок.

Выводы конфликта между христиан ской и мусульманской цивилизациями: ü распространение оружия; ü права человека Выводы конфликта между христиан ской и мусульманской цивилизациями: ü распространение оружия; ü права человека и демократия; ü контроль за добычей нефти; ü миграция; ü исламский терроризм; ü за падное вмешательство;

Основные работы автора: • Столкновение цивилизаций; • Политический порядок в меняющихся обществах; • Кто Основные работы автора: • Столкновение цивилизаций; • Политический порядок в меняющихся обществах; • Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности.

Эммануил Валлерстайн «Мир системный анализ» Работы: • Анализмировых систем и ситуация в современном мире. Эммануил Валлерстайн «Мир системный анализ» Работы: • Анализмировых систем и ситуация в современном мире. / Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. — СПб. : Университетская книга, 2001. — 416 с. • После либерализма After Liberalism / Под ред. Б. Ю. = Кагарлицкого. — М. : Едиториал УРСС, 2003. — 256 с. • Совм с Э. Балибаром Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности = Race, nation, class. Ambiguous identities / Общая ред. Д. Скопина, Б. Кагарлицкого. — М. : Логос. Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. • Конец знакомого мира: Социология XXI века End of = The the World as We Know It: Social Science for the Twenty. First Century. — М. : Логос, 2004. — 368 с. • Миросистемный анализ Введение / пер. Н. Тюкиной. : М. : Издательский дом «Территирия будущего» , 2006. — 248 с. • Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация— М. : Товарищество научных изданий. КМК, 2008. — 176 с. - 28 сентября 1930 (84 года) - профессор, Ph. D, Йельский университет (США) - http: //iwallerstein. com

Весь современный мир представляет собой один единственный мир систему — капиталистическую мировую экономику. Исторические Весь современный мир представляет собой один единственный мир систему — капиталистическую мировую экономику. Исторические этапы развития мир-системы 1. Минисистемы (англ. mini-systems) были характерны для первобытных обществ. Они основаны на отношениях взаимообмена. 2. Мир-системы (англ. world system) характерны для сложных аграрных обществ. 3. Мир-экономики (англ. world-economies) представляют собой системы обществ, объединённых тесными экономическими связями, выступающие в качестве определённых эволюционирующих единиц, но не объединённые в единое политическое образование. 4. Мир-империи (англ. world-empire) характеризуются взиманием налогов (дани) с провинций и захваченных колоний. Мир-экономика (современная) Центр группа высоко развитых (экономически) и мощных капиталистических стран, которые доминируют в мировой экономике и политике. Семипериферия (полуперифирия) группа средне или неравномерно развитых стран, которые, несмотря на относительно независимое положение, находятся под влиянием Центра. Периферия экономически отсталые страны, которые полностью зависят от Центра и находятся под его опосредованным контролем.

Взаимодействие между государствами мир системы: Центр: демократические правительства; Высокий уровень жизни; Импорт: сырье; Экспорт: Взаимодействие между государствами мир системы: Центр: демократические правительства; Высокий уровень жизни; Импорт: сырье; Экспорт: промышленные товары; Инвестиционные доноры; Развитая сфера услуг Периферия: Недемократические правительства; низкий уровень жизни (бедность); Импорт: промышленные товары; Экспорт: сырье; Инвестиционные потребители; Неразвитая сфера услуг Семипериферия (полупериферия): Авторитарные правительства; Средний уровень жизни; Импорт: промышленные товары и сырье; Экспорт: отдельные виды промышленной продукции и сырья; Незначительный инвестиционный обмен; Среднеразвитая сфера услуг

Современная мир экономика C XVI в. феодальная Европа трансформируется в капиталистический мир экономику. Капиталистическая Современная мир экономика C XVI в. феодальная Европа трансформируется в капиталистический мир экономику. Капиталистическая мирсистема состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке — социалистические страны) и периферии (Третий мир). История ядра — история борьбы за гегемонию. Согласно И. Валлерстайну: • Все докапиталистические мир экономики рано или поздно превращались в мир империи через их политическое объединение под властью одного государства. • Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир экономика, которая трансформировалась не в мир империю, а в современную капиталистическую мир систему. • Относительно будущего Валлерстайн отрицал теорию модернизации, согласно которой возможно построить ядро без периферии.