Конь.pptx
- Количество слайдов: 11
Конь в славянской мифологии
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М, 1995. • Конь — в славянской традиции одно из наиболее мифологизированных священных животных. Конь — атрибут высших языческих богов и одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводник на “тот свет”. Соответственно КОНЬ наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего — смерть: ср. смерть Олега Вещего от коня и распространенный фольклорный мотив— КОНЬ предвещает смерть в бою своему хозяину.
С. В. Максимов • Нечистая, неведомая и крестная сила. М. , 1993
Из Максимова С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М. , 1993 • «Да как же, в церкви на иконе написан Егорий на белом коне» • значит, конь этот не простой, а вроде как святой будет, потому в церквах он стоит. Притом же сам Егорий, перед тем, как убить ему змею огненную, что людей жрала, освятил в речке воду и заехал в ту воду на коне, чтобы, стало быть, коня своего освятить, и чтобы змея уже никакой вреды — ни жалом, ни огнем — лошади его не сделала. Вот теперича и мы также: в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому вода оченно студеная, так пусть хоть по льду пройдется и освятится малость — святая ведь вода-то на Крещенье» .
31 августа ФРОЛЫ — день памяти Флора (Фрола) и Лавра (Лавёра)
Легенда о лошадниках Флор и Лавр • Флор и Лавр повсеместно почитались как покровители лошадей; их образ во многих губерниях вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями. В некоторых местах такое представление об этих святых объяснялось легендой, являвшейся, очевидно, переделкой библейского предания. Легенда эта гласила, что оба брата, Флор и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы; один раз работа их была настолько неудачна, что земля обвалилась и похоронила их обоих, да так, что никто этого и не заметил. Но вскоре из-под обвала стала сочиться вода, и вскоре местные жители заметили, что одна чахлая лошаденка, приходившая туда и пившая эту воду, начала вдруг добреть и здороветь. Хозяева из этой деревни принялись гонять туда своих лошадей, и все лошади вскоре стали выглядеть так, словно за ними ухаживали лучшим образом. Тогда мужики раскопали колодец и наткнулись там на Флора и Лавра: братья стояли с железными лопатами в руках, целые и невредимые.
«Конский праздник» • В этот день на лошадях ни в коем случае не работали, давая им отдых; правда, в некоторых местах в этот день принято было устраивать конские скачки, но и в этом случае седлать лошадей было не принято. Лошадей на Фролы купали, завивали лентами их хвосты и гривы и хорошо кормили, а также приводили их к церкви для окропления святой водой. Этот обычай соблюдали повсеместно, и даже крестьяне придерживались его: неказистых, но выносливых крестьянских лошадок с утра кормили «в полную сыть» , в том числе и овсом, и даже круто посоленными яичными хлебцами, а также расчесывали им гривы и хвосты; девки вплетали в них ленточки, кусочки кумача или ситцев ярких цветов, после чего хозяева пригоняли их к церкви, где священники служили молебен святым мученикам и кропили лошадок святой водой (на окропление каждый хозяин считал обязательным пригнать если не всех, то хотя бы одну лошадь).
Святые мученики Флор и Лавр Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились.
Святые мученики Флор и Лавр • Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа.
Покровители домашнего скота • Сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых. • Флор и Лавр с Власием и Спиридоном По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сегодня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» .
Флор и Лавр • По народным представлениям и в православной иконографии эти святые угодники являлись защитниками и покровителями лошадей, им молились о конском здоровье и благополучии. Иконы этих святых находились не только в часовнях и церквях, но и в красных углах крестьянских домов. В черноземных губерниях, например, в Пензенской, образ Флора и Лавра висел в конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место.