Компьютерная нотография2.pptx
- Количество слайдов: 42
Компьютерная нотография Горшкова Екатерина Борисовна, Павлодар, 2014
Звук О Звук – это физическое явление, представляющее собой затухающую волну Звук Аналоговый Цифровой
У х
Параметры звука Громкость – амплитуда колебаний (дб, db) 0 ÷ 20 дб – шёпот 20 ÷ 80 дб – человеческая речь 80 ÷ 120 дб – крик 120 – 350 дб – звуковое облако
Параметры звука Высота звука - частота колебаний на заданном диапазоне (частота дискретизации (чд) (Hz) 0 ÷ 20 Hz – Инфразвук 20 ÷ 20 000 Hz – Слышимый диапазон 20 000 Hz ÷ 1 GHz – Ультразвук ≥ 1 GHz - Гиперзвук
Параметры звука Длина звука – длина волны до полного затухания. Длина звука прямо пропорциональна плотности среды передачи.
Звуковые карты Звуковая плата, аудиокарта; англ. sound card — дополнительное оборудование ПК, позволяющее обрабатывать звук. Звуковые карты встроенные Intel AC’ 97 Intel HD Audio). переферийные.
Наушники – Techniques – Гарнитуры – Головные телефоны 1861 год – Филипп Рейс 1899 год – Александр Попов
Классификация наушников 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) Проводные и беспроводные (Радио, ИК, Bluetooth) По количеству каналов (стерео, моно, с дополнительными каналами) По конструкции (вкладыши, внутриканальные, накладные и полноразмерные) По типу крепления (окологоловные, затылочные, без крепления, крепление на ушах) По способу подключения (однокабельные, двукабельные) По конструкции излучателя (динамические, с уравновешенным якорем, электростатические) По оформлению чашечки (открытого типа, полуоткрытого типа, закрытого типа) По степеням крепления чашечки (одно, две и три степени свободы)
Схема чашечки амброшюр мембрана усилитель корпус усилитель
Микрофоны Микрофон — устройство, с помощью которого акустические колебания преобразуются в электрические колебания Микрофон состоит из: чувствительного элемента; блока питания; предварительного усилителя соединительных кабелей Название "microphone" было предложено в 1827 году английским ученым Чарльзом Уитстоуном (Charles Wheatstone) и происходит от греческих слов "micro" (малый) и "phone" (звук)
История создания микрофонов Создателем первой конструкции микрофона можно считать немецкого физика Иоганна Рейса (Johann Reis), в 1861 году описавшего звуковой приемник, в котором металлический стержень, находящийся в контакте с мембраной, был включен в электрическую цепь. При движении мембраны контакт периодически размыкался, создавая в цепи переменный ток. Идея эта была продолжена американскими изобретателями Александром Беллом (Alexander Bell) и Эмилем Берлинером (Emile Berliner), последний в 1877 году запатентовал конструкцию микрофона, построенную по такому же принципу. Качество передачи речи было довольно низким.
История создания микрофонов Жидкостной передатчик Значительным шагом вперед была конструкция микрофона, запатентованная в 1876 году знаменитым изобретателем А. Беллом, которая представляла собой"жидкостный передатчик «. Принцип устройства довольно прост: в металлический сосуд был налит водный раствор с небольшим количеством серной кислоты, в котором "плавала" пергаментная диафрагма с присоединенной иглой. Когда человек говорил в рупор, диафрагма начинала двигаться вверх-вниз, игла больше или меньше погружалась в раствор, и соответственно менялось сопротивление электрической цепи, к которой был подключен сосуд. Такой "микрофон « подтолкнул целую группу изобретателей (Э. Берлинера, Д. Хьюга и Т. Эдисона) к созданию угольного микрофона.
История создания микрофонов Угольный микрофон, запатентованный в 1886 году Томасом Эдисоном, представлял собой чашку , заполненную угольными гранулами, сверху находилась металлическая диафрагма. Электрическое напряжение, приложенное между электродами, обуславливало слабый постоянный ток через гранулы. Когда диафрагма начинала колебаться под действием падающей звуковой волны, гранулы сжимались, увеличивалась площадь контактов между ними, и электрическое сопротивление между электродами падало. Такие микрофоны имели узкий диапазон воспроизводимых частот, значительные нелинейные искажения, со временем в них появлялось большое количество тресков и шумов и т. д. Однако они были очень просты в изготовлении, создавали достаточно высокий уровень выходного сигнала , получили очень широкое распространение, особенно в телефонии. Используются до настоящего времени.
История создания микрофонов Конденсаторный микрофон В 1917 году Эдвард Венте (Edward Wente) в лаборатории Bell Labs (США) создал конденсаторный микрофон. Сейчас конденсаторные микрофоны составляют основную долю в промышленном выпуске и широко используются в звукозаписи, радиовещании, на телевидении и др. Принцип устройства — это плоский конденсатор, состоящий из двух обкладок, из них внешняя сторона, обращенная к источнику звука, выполнена в виде тонкой круглой металлизированной изнутри диафрагмы, скрепленной по окружности с кольцом из диэлектрика. Второй обкладкой конденсатора служит массивное металлическое основание. К обкладкам подводится постоянное поляризующее напряжение. Когда под действием звуковой волны диафрагма начинает колебаться, меняется емкость конденсатора, соответственно меняется заряд и генерируется переменный ток. Конденсаторные микрофоны имеют ряд преимуществ, которые позволяют широко использовать их в студийной практике. К числу основных из них можно отнести следующие: низкий уровень искажений , широкий частотный диапазон, малая чувствительность к магнитным помехам. Однако они обладают меньшей механической и климатической стойкостью, чем динамические микрофоны.
История создания микрофонов Ленточный электродинамический микрофон Первый ленточный электродинамический микрофон был сделан Гарри Олсоном (Harry Olson) примерно в 1930 году, хотя принцип его был описан раньше, в 1924 году (Эрвин Герлах и Вальтер Шотке на фирме Siemens). Промышленный образец появился в 1942 году. В нем использовалась слегка гофрированная металлическая ленточка, которая двигалась под действием звуковой волны в магнитном поле, между полюсами постоянных магнитов, при этом в ней индуцировался переменный электрический ток. Микрофон произвел своего рода революцию в звукозаписи, он позволял получить значительно лучшие характеристики и качество звучания. Микрофоны такого типа выпускаются до настоящего времени в относительно больших количествах. Они обеспечивают довольно широкий диапазон частот, чистое и "теплое" звучание, поэтому широко используются в звукозаписи.
История создания микрофонов Динамический катушечный микрофон Реализован Аланом Блюмлайном в 30 -х годах на фирме EMI с применением электромагнитов. Он использовал диафрагму из целлюлозы, покрытой алюминиевой фольгой, и прикрепленную к ней катушку из анодированного алюминия. С 1936 года модель такого микрофона начала использоваться в звукозаписи на новой телевизионной студии BBC и звукозаписывающей студии фирмы EMI. Принцип действия электродинамических катушечных микрофонов основан на том, что при воздействии звуковой волны на легкую диафрагму она начинает колебаться и приводит в движение связанный с ней проводник (звуковую катушку), помещенный в постоянное магнитное поле. При движении проводника с током в магнитном поле в нем индуцируется электрический сигнал, который затем усиливается и передается для дальнейшей обработки. Электродинамические микрофоны обладают рядом преимуществ: устойчивостью к перегрузкам, стабильностью работы в различных климатических условиях, прочностью конструкции и др.
История создания микрофонов Электретные пленочные микрофоны Такие микрофоны были разработаны Герхардом Сесслером (Gerhard Sessler) и Джеймсом Вестом (James West) в 1962 году на фирме Bell Labs. В них для подвижной диафрагмы использовалась тонкая металлизированная поляризованная пленка, способная держать заряд, что позволило отказаться от устройств, обеспечивающих высокое постоянное напряжение на пластинах конденсатора. Это значительно облегчило технологию их изготовления и снизило стоимость. Поэтому электретные преобразователи в настоящее время нашли широкое применение в петличных микрофонах, сотовых телефонах, компьютерах и др.
История создания микрофонов Оптические микрофоны используют принцип модуляции интенсивности лазерного светового луча: луч света от лазерного источника направляется по оптоволокну и освещает мембрану микрофона. При колебаниях мембраны световой поток модулируется (по интенсивности) и направляется по второму оптоволокну на фотодиод, который преобразует сигнал в переменный ток. При таком принципе не используется преобразование колебаний мембраны непосредственно в электрический сигнал, как в обычных микрофонах. Мембрана может быть вообще размещена на расстоянии несколько десятков (сотен) метров от источника света и фотодиода из-за низких потерь при передаче сигнала по оптоволокну. Микрофон не производит никаких электромагнитных излучений (ни за счет капсюля, где в других типах микрофонов обычно размещен предусилитель, ни за счет кабелей), и сам нечувствителен к электромагнитным, электростатическим и радиоактивным полям. Из-за малых размеров он может быть размещен в любом труднодоступным месте (при этом его трудно обнаружить известными методами) и может работать в сильных магнитных, электрических или радиополях.
История создания микрофонов Пьезоэлектрические микрофоны Кроме вышеперечисленных, относительно давно были созданы пьезоэлектрические микрофоны, в которых в качестве преобразователя используются или пьезоэлектрические кристаллы (например, типа PZT), или керамика (например, пластины из титаната бария). После поляризации они приобретают свойства преобразовывать механические деформации в электрический ток. Такие микрофоны обладают хорошей стабильностью, воспроизводят диапазон 80 -6500 Гц, имеют высокий выходной импеданс порядка 100 к. Ом.
Мониторы Сценические мониторы (громкоговоритель в акустическом оформлении, небольшой мощности с идеально гладкой АЧХ, используемый в профессиональной звукозаписи для контроля баланса инструментов, качества исполнения, качества звука. Созданы, чтобы максимально честно отображать звучание записанного материала. Сценические мониторы - акустическая система, используемая обычно в концертной деятельности для создания на сцене или в других озвучиваемых помещениях дополнительного звукового поля, необходимого для ориентации исполнителей в музыкальном звучании. Сценические мониторы входят в состав мониторной системы, которая предназначена для создания в некоторой части озвучиваемого помещения дополнительного звукового поля, характеристики которого не зависят от характеристик основного звукового поля. Данная система необходима для того, чтобы музыканты могли ориентироваться в звучании, независимо от баланса, выстраиваемого оператором в основной системе звуковоспроизведения. Настройка баланса мониторной системы производится либо через отдельный мониторный канал основной системы звуковоспроизведения, либо через отдельную независимую систему звуковоспроизведения.
Мониторы Активные (содержат усилитель) и Пассивные (внешний усилитель) Однополосные (один широкополосный излучатель) и многополосные (две и более головок, каждая из которых создаёт излучение в своей частотной полосе) Практически все мониторы имею фазоинвентор (отверстие с трубой в корпусе для усиления низких частот) Линии дальности мониторов: Ближнего поля (предназначены доля сведения треков и монтажа рабочей фонограммы) Среднего поля (позволяют выстроить панораму и пространственные эффекты) Дальнего поля (позволяют прослушать общую картину сведенной композиции на всем частотном диапазоне)
Sub. Woofer Aкустическая система, воспроизводящая звуки низких частот (примерно от 5 до 200 Гц) Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель мощности (который позволяет снять низкочастотную нагрузку с усилителя) и активный кроссовер, что позволяет отфильтровывать высокие частоты, упрощает согласование сабвуфера с широкополосными акустическими системами. Может получать сигнал линейного уровня (с уже удаленными ВЧ) с отдельного канала источника. Может быть подключен между широкополосной АС и источником сигнала (сквозное подключение). Часто имеет дополнительные возможности для подстройки к конкретным условиям применения (поворот фазы, регулировка АЧХ, положения точек среза кроссовера, крутизны среза). Пассивный сабвуфер не оснащён усилителем мощности, поэтому он подключается «параллельно» с основными стереоколонками, или к отдельному каналу усилителя мощности. Основной недостаток сквозного подключения пассивного сабвуфера состоит в том, что он дополнительно «нагружает» выходные усилители стереоканалов. Это иногда снижает общую громкость и динамичность звучания аудиосистемы. Кроме того, наличие пассивного кроссовера на пути сигнала от усилителя мощности до акустической системы не может оказывать положительного влияния на качество звука. Из-за отсутствия средств настройки на борту пассивный сабвуфер очень требователен к размещению в помещении, для настройки его требуется передвигать пока не «найдётся» хороший бас.
Sub. Woofer Рупорный сабвуфер (Horn loaded). Такие сабвуферы используются на концертах. Закрытый ящик (closed box). Вид акустического оформления без дополнительных излучателей. Низкочастотный динамик установлен на одной из стенок герметичного ящика. Фазоинвертор (vented box). Вид акустического оформления с выводами в виде настроенных труб, из которых выходит воздух. Выбор размеров фазоинвертора зависит от параметров динамика, объёма корпуса и частоты, на которую он настраивается. Использование фазоинвертора позволяет повысить КПД по сравнению с аналогичным закрытым корпусом, что значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах, и в некоторых случаях позволяет расширить частотный диапазон. Пассивный излучатель (пассивный радиатор, passive radiator). Этот вид акустического оформления сродни фазоинвертору. В корпус устанавливается ещё один диффузор (Диффузор — расширяющийся канал течения среды) без звуковой катушки и магнитной системы. Бандпасс (бэндпасс, bandpass) Фазоинверторный ящик, разделенный в середине дополнительной стенкой на разные по объёму камеры. Динамик помещен на перегородку между камерами. КПД конструкции выше, чем у фазоинвертора. Название bandpass (полоса пропускания, полосовой фильтр) происходит от способности корпуса ограничивать частотную характеристику сабвуфера.
Midi keyboard Синтеза тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDIклавиатуры или другого устройства, например, MIDI-гитары. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы (например, Reason), использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерные клавиатуру, мышь, монитор, а также, возможно, MIDI-клавиатуру), называется программным синтезатором.
Midi keyboard По количеству клавиш: клавиатура с 25 клавишами — небольшие двухоктавные клавиатуры обычно используются для так называемой «набивки» миди-сообщений в компьютерном секвенсоре или для воспроизведения спецэффектов. клавиатура с 37 или 49 клавишами — такой размер клавиатуры для сольных звуков или атмосферных подкладов (так называемых пэдов). А такеж их можно задействовать и во всех проявлениях предыдущей категории; клавиатура с 61 клавишей — современная классика клавиатуры синтезаторного типа, на такой клавиатуре в большинстве случаев можно сыграть практически любые партии, за исключением, разве что, широкофактурных фортепианных. клавиатура с 76 клавишами — инструменты с таким количеством клавиш имеют определенный спрос, но в целом такая клавиатура гораздо менее популярна, чем клавиатура с 61 клавишей. Их удобно использовать на концертах, если музыканту требуется более широкий диапазон, например для исполненияфортепианных партий, или для разделения клавиатуры на несколько частей. клавиатура с 88 клавишами — самая большая из всех возможных миди-клавиатур, призвана имитировать механику живого рояля.
Midi keyboard По признаку тяжести клавиш: невзвешенные (non-weighted) — самый легкий тип клавиатуры, наиболее дешевый в производстве и при этом не очень удобный для игры. Больше годится для работы в качестве контроллера или для набивки секвенций в компьютерном редакторе. Однако использование клавиатуры невзвешенного типа может быть также оправданным, если имеет значение вес инструмента (например, для гастрольных поездок, перелетов и так далее); полувзвешенные (semi-weighted) — оптимальный баланс ощущений от игры. Этим типом клавиатур оснащается большинство синтезаторов. При игре клавиши имеют ощутимый вес, но всё же они достаточно легкие, что позволяет без особых усилий выигрывать длинные быстрые пассажи; взвешенные (weighted, heavy-weighted) — наиболее тяжелые клавиши, обычно взвешенными называют рояльные клавиатуры, но иногда некоторые утяжеленные синтезаторные тоже относят к этому типу. В целом, границы весьма размытые, поэтому эти обозначения в определенной мере условны. Тем не менее, эту характеристику полезно знать для получения полной картины об инструменте.
Midi keyboard По чувствительности к скорости нажатия (velocity): динамические (velocity sensitive) — клавиатура отзывается на увеличение силы давления, то есть позволяет играть форте, пиано, и промежуточные значения. В большинстве современных инструментов стоят динамические клавиатуры с градацией динамики в 128 единиц. Некоторые более дешевые модели могут иметь меньшую градацию, например — 4 значения динамики. Реакцию клавиатуры на силу нажатия обычно можно регулировать через меню инструмента вплоть до полного отключения; нединамические — клавиатура не отзывается на изменение силы нажатия на клавиш. В некоторых случаях это может быть полезно, однако поскольку при необходимости в динамической клавиатуре можно отключить динамику, смысла производить нединамические клавиатуры сегодня уже нет. Практически все самые старые аналоговые синтезаторы и органы были оборудованы нединамическими клавиатурами, поэтому во многих случаях клавишники, использующие современные инструменты, отключают динамику при игре звуками «под винтаж» .
Midi keyboard По поддержке послекасания (aftertouch): с послекасанием — клавиатура позволяет изменять характер звука после его извлечения, не отрывая пальца от клавиши посредством усиления нажатия. Послекасание обычно применяется как источник модуляции или для регулировки частоты среза фильтра или громкости; без послекасания — клавиатура не отзывается на более сильное давление после взятия ноты. Само послекасание также можно разделить на два типа: стандартное (монофоническое) — при усилении давления на одну из взятых клавиш действие послекасания распространяется на все звучащие ноты; полифоническое (polyphonic aftertouch) — при усилении давления на одну клавишу эффект послекасания проявляется только на соответствующей ноте, а все остальные ноты аккорда не изменяются.
Midi keyboard Органы управления можно подразделить на следующие группы. Слайдеры (sliders), называемые также ползунковыми резисторами, просто ползунками или фейдерами, – служат управляющими органами для самых разных параметров: уровень громкости, резонанс, частота среза и пр. Если инструмент имеет только один слайдер, его значение может быть установлено в зависимости от потребности. Вращающиеся регуляторы (knobs), или резисторы радиального типа – это ручки, выполняющие те же функции, что и слайдеры, но имеющие иную пространственную конфигурацию. Отличие состоит лишь в том, что крутилки могут не иметь фиксированной точки упора, прекращающей вращение, тогда как слайдеры всегда ограничены определенным отрезком для перемещения. Кнопки (buttons) помогают вводить числовые значения, транспонировать, переключать пресеты и т. д. Колеса (wheels), расположенные, как правило, слева от клавиатуры, отвечают обычно одно за модуляцию (колесо Modulation Wheel), то есть за эффект легкой расстройки или имитации вибрато гитарной струны, а другое (Pitch Bend) – за изменение высоты звука в пределах 0, 5– 1 тона вверх и вниз (применяется, скажем, для имитации гитарных «подтяжек» ). Колесо модуляции, как правило, лишено фиксированного центра и возвратного механизма, а вот питч-бендер наделен и тем и другим (однако не всегда, и это отсутствие может стать особой фирменной фишкой, как, например, у Clavia). Иногда колеса можно программировать индивидуально, в зависимости от потребностей.
Midi keyboard Органы управления можно подразделить на следующие группы. Джойстик (joystick) – контроллер «два в одном» , сочетающий функции колес – модуляционного и питч-бендера. Такая конструкция призвана облегчить работу с двумя (а иногда и более) контроллерами одновременно. Духовой контроллер (breath controller) – это «встроенный духовик» : устройство в виде трубочки, зажимая губами которую исполнитель имитирует игру на «живом» духовом инструменте. Ленточный контроллер (ribbon controller) присутствует обычно в изделиях фирм Yamahaи Kurzweil и добавляет клавиатуре свойства струнных инструментов. Это устройство представляет собой полоску, крепящуюся вдоль клавиатуры (или ее части), изменяет высоту тона. Пэды (pads) – большие кнопки, задача использования которых – набивка барабанных партий. D-beam – роландовская разработка, позволяющая воздействовать на звучание без физического контакта с инструментом: музыкант работает со звуком, проводя руками над источником инфракрасного излучения. X/Y Pad, или тач-пэд – это сенсорная панель, прикасаясь к разным точкам панели, можно работать над изменением звука с высокой степенью контроля над этим изменением.
Контроль знаний (Звук) 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) Что такое звук? Перечислите параметры звука Что такое громкость звука? Что такое высота звука? Единицы измерения громкости звука Что такое звуковое облако? Напишите типы звука в частотном диапазоне Что показывает АЧХ? Какой тип звука у летучих мышей? Где применяется инфразвук?
Контроль знаний (Звуковая карта) 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) Перечислите известную Вам звукотехнику. Какие два типа звуковых карт? Что такое DAC? Что такое АЦП? Какие бывают технологии объемного звука? Зачем нужны образцы звука на карте? Как называется оперативная память на карте? Какие отличия между технологиями AC 97 & HDAudio? Что такое ЧД? Из чего состоит звуковая карта?
Контроль знаний (наушники, микрофоны, мониторы, клавиатуры) Как классифицируются наушники? Как классифицируются наушники по конструкции? В каких наушниках нельзя находится непрерывно более 45 минут? 4) Из чего состоит микрофон? 5) Какие микрофоны установлены в телефонах? 6) Какой тип микрофонов применяется в профессиональной звукозаписи? 7) Какие микрофоны применяются в гарнитурах и сотовых телефонах? 8) Перечислите принципы классификации мониторов 9) Какие мониторы называются активными? 10) Перечислите принципы классификации клавиатур. 1) 2) 3)
Нотные редакторы. Finale Разработчик – Make Music (USA) *. mus, *. midi, *. pdf (virtual print) Score – нотный лист Wizard – мастер Chord – аккорд Mesa sure – пробел Staff – нотный стан Key, Clef - ключ Time signature - размер Key signature – тональность Slure – фразеологическая лига Tie – продление звучания Bee – вязка штилей
Сменить направление штиля – L (Утилиты – направление штиля) Нумерация тактов – Положение Нотный стан – редактирование свойств нотного стана (Отобразить (показать) нумерацию тактов) Разрыв строки – Встать на последний такт перед финальной чертой – Такт – двойной щелчок ЛКМ – Свойства такта – поставить или убрать галочку в поле Скрыть предупреждения о смене ключа, размера, тональности Смена голоса – ALT+SHIFT+№ голоса Смена ноты на паузу и обратно – R Удалить нотный стан – положение Нотный стан – Shift+Del Разобрать вязки штилей – Положение Быстрый ввод – английская раскладка - слыш
Ввести ноты с клавиатуры Добавить ноты в аккорд A - до Shift +A - до B - ре Shift + B - ре C - ми Shift + C - ми D - фа Shift + D - фа E - соль Shift + E - соль F - ля Shift + F - ля G - си Shift + G - си
Ввод служебного текста Встать на команду «А» (ввод текста). Ввести основной текст к ноте. Верхний/нижний индекс (например В 7) – Меню Текст – Индекс – ввести значение и пододвинуть курсом в нужное положение. Знаки альтерации и другие символы – Текст - вставка
Скрыть пустые нотные станы Выделить не используемые такты нотных станов Команда – Нотный стан В меню Нотный стан выбрать команду – скрыть пустые нотные станы.
Sibelius
Adobe Audition Mute - выключить прослушивание дорожки Solo – соло дорожки S+ctrl – вместе выделенные дорожки Fade in/Fade out – плавный вход /плавный выход Home - начало Pan L/R % - Панорама (акцент на канал) Show Volume Envelopes – показать огибающие громкости +ctrl – перетащить точки обгибания
Adobe Audition. Эффекты Time selection – FX – Track Propertions – delay Effects – эффект задержки - Flanger – сведение двух идеинтчиных каналов , приводит к смещению частотного спектра By pass – обход, позволяет прослушать оригинальный сигнал Dry out – исходящий сигнал в % Noise reduction – шумопонижение Hiss reduction - понижение сигнала
Компьютерная нотография2.pptx