композиция.ppt
- Количество слайдов: 18
КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Понятие о композиции литературного произведения. 2. Композиционные приемы. 3. Элементы композиции и их роль в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения.
А. И. Ревякин дает такое определение композиции: «Композиция (от лат. compositio – сложение, состав, compono – cлагать, составлять) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении o Таким образом, композиция включает в себя и расстановку персонажей в произведении, и порядок сообщения о ходе событий, и смену приемов повествования, и соотнесенность деталей изображаемого, и портретные и пейзажные зарисовки, и сообщение о месте и времени происходящих событий, и членение произведения на части и т. п. Иными словами, композиция есть не что иное, как структура художественного произведения.
Многие литературоведы, говоря о композиции произведения, выделяют две ее основные формы: событийную (сюжетную) и несобытийную (несюжетную). o Событийная форма композиции характерна в большей степени для эпических и драматических произведений, несобытийная – для лирических.
Основными требованиями, предъявляемыми к композиции высокохудожественного произведения, являются жизненная и художественная мотивированность и строгая подчиненность всех элементов произведения теме и идее. o В современном литературоведении существует традиция выделения таких композиционных приемов, как повтор, усиление и монтаж. О композиционном приеме повтора ведут речь преимущественно в том случае, когда перекликаются первая и конечная стихотворные строки, придавая произведению композиционную стройность, создавая кольцевую композицию. Классическим примером использования кольцевой композиции могут служить стихи А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» , С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» другие.
Прием усиления o Прием усиления применяется в тех случаях, когда для создания художественного эффекта простого повтора недостаточно. Например, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Здесь всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какоето странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро не пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич!» или «и я тоже очень похож на Собакевича!» » .
Прием монтажа o Прием монтажа характеризуется тем, что два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некий новый смысл. К примеру, в рассказе А. Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» соседствует с упоминанием о запахе жареного лука и звяканье ножей. Эти детали создают ту атмосферу пошлости, которую автор старался донести до сознания читателя. В некоторых произведениях (М. Булгаков «Мастер и Маргарита» , Ч. Айтматов «Плаха» и др. ) монтаж становится композиционным принципом организации всего произведения.
Элементы композиции o Наряду с понятием композиционного приема в литературоведении речь ведут об элементах композиции. Вслед за В. В. Кожиновым и другими учеными, мы выделяем следующие элементы композиции: предварение, умолчание, хронологические перестановки, художественное обрамление, антитеза, пейзаж, портрет, интерьер, диалог, монолог, лирические отступления, вводные эпизоды.
Предварение – уведомление заранее о чем-то – это художественный прием, когда писатель эпизодами предваряет изображение грядущих событий. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался. . . Хижина шатнулась. . . И Таня в ужасе проснулась. . .
Художественное обрамление – создание картин и сцен, близких по своему существу изображаемым явлениям и характерам. o «Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. «Экая энергия! - подумал я. - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается» . И мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта, так, как она сложилась в моем воспоминании и воображении, вот какая. . . » (Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат» ).
Умолчание – художественный прием, когда писатель в произведении умышленно не говорит о чем-нибудь. Примером умолчания может служить строфа из стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке» : По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать. . . И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.
Хронологические перестановки – такой элемент композиции, когда писатель в своем произведении рассказывает о событиях, нарушая хронологическую последовательность. o Классическим примером такого рода композиции является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .
Антитеза – противоречие, резко выраженное противопоставление понятий или явлений. У Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строки: Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь.
Пейзаж – описание природы в литературном произведении, выполняющее различные функции. Портрет – описание внешнего вида, наружности персонажей.
Интерьер – изображение замкнутого пространства, среды обитания человека, которую он организует по своему подобию, другими словами, – это описание обстановки, в которой живут и действуют герои. o o Например, в «Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя: «Прекрасный человек Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только отобедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас приказывает Гапке принести две дыни. И уже сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начнет кушать. Потом велит Гапке принести чернильницу и сам, собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена такого-то числа» . Если при этом был какой-нибудь гость, то «участвовал такой-то» . Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишко очень недурен. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелку, наполненную блинами, а еще лучше на губки, нарастающие на дереве. Впрочем, крыши все крыты очеретом; ива, дуб и две яблони облокотились на них своими раскидистыми ветвями. Промеж дерев мелькают и выбегают даже на улицу небольшие окошки с резными выбеленными ставнями»
Лирические отступления – эмоциональные размышления автора об изображаемых событиях. Много лирических отступлений в «Дон. Жуане» Д. Г. Байрона; «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, «Мертвых душах» Н. В. Гоголя…
Диалоги и монологи – это значимые высказывания, как бы подчеркивающие, демонстрирующие свою «авторскую» принадлежность o . Диалог неизменно связан с взаимным, двусторонним общением, при котором говорящий считается с непосредственной реакцией слушающего, при этом активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим. Для диалога характерно чередование кратких высказываний двух или более лиц. Монолог – непрерываемая речь одного лица. Монологи бывают «уединенными» , в случае, когда говорящий не имеет прямого контакта с кем-либо, и «обращенными» , призванными активно воздействовать на слушателей.
Вводные эпизоды литературоведы иногда называют вставными рассказами. o Таковыми являются сказка об Амуре и Психее в романе Апулея «Метаморфозы» ( «Золотой осел» ), история капитана Копейкина в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.
В заключение следует отметить, что любое художественное произведение имеет свою композицию, особую структуру. o В зависимости от тех целей и задач, которые перед собой поставил, писатель выбирает те или иные элементы композиции. Одновременно все элементы композиции, перечисленные выше, не могут присутствовать даже в больших по объему эпических произведениях. Редко встречаются в художественной литературе такие компоненты, как предварение, художественное обрамление, вводные эпизоды.