Композиция газетной полосы.ppt
- Количество слайдов: 77
Композиция газетной полосы
Часть 1. Вводная
Художественно-техническое оформление периодического издания n Это система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из ее страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительного цветов. n Оформление – это своего рода политика, тонкий инструмент комментария.
Дизайн и оформление n Понятия тождественные, но неравнозначные: оформление – процесс, дизайн – результат.
Задачи пресс-дизайна n Сделать процесс получения данных оптимально быстрым и n n легким (минимум времени для получения максимума информации). Руководить вниманием читателей, акцентировать его на главных материалах номера. Создавать оптимальные условия для ориентации в номере, чтобы читатели могли с наименьшими затратами времени разобраться в содержании предлагаемых материалов и отыскать интересующие их публикации. Обеспечивать удобочитаемость материалов, которая зависит от оптических свойств используемых шрифтов, форматов набора, приемов оформления, а также от качества печати и ряда других производственных процессов. Эстетика в оформлении не должна быть самоцелью: дизайн ПИ должен быть функциональным!
Внутренняя и внешняя форма издания n Внутренняя форма (план содержания) Внутренняя форма Тематика Жанровое разделение материалов Сетевой график, объем материалов, разделы, рубрики, отдельные материалы и т. д. : соподчинение частей и полоса (номер) как единое целое
n Основным компонентом внешней формы является расположение в определенном порядке его частей, их размерные и пространственные характеристики, взаимосвязи, или КОМПОЗИЦИЯ.
Верстка n Это технический процесс монтажа печатной формы, размещение конкретных материалов в номере, т. е. это один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. n От качества верстки прямо зависит качество журнала или газеты. n При соблюдении обязательных технических правил верстка обеспечивает стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы как ее содержанию, так и общему принципу оформления издания.
n Однако процесс верстки немыслим без знания принципов оформления периодического издания. Задачи дизайна – способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов, облегчить их восприятие, руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какойлибо социальной группы). А это немыслимо без знания основ и законов композиции.
Композиция n Оформлению периодических изданий свойственна композиция, которая объединяет по законам гармонии текстовые колонки, иллюстрации, заголовки и др. графические элементы на плоскости каждой страницы, в пространстве всего номера издания и вместе с тем создает необходимый порядок восприятия содержащейся в этом номере информации.
n Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. n Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели газеты. n Специфика композиции периодических изданий раскрывается в ее свойствах, средствах и приемах.
Часть 2. Свойства композиции
Свойства композиции n Графическая композиция в периодическом издании должна обладать следующими свойствами: целостностью, стилевым единством всех элементов, постоянством и универсальностью элементов, средств и приемов композиции.
Целостность композиции. n Внутреннее единство, целостность композиции возникает в результате соподчинения ее частей. Целостная композиция отличается организованностью, гармоничностью и образностью.
Организованность n – это упорядоченность расположения частей композиции, которая помогает читателю легко определить главное и второстепенное, понять логику соединения и противопоставления частей.
Гармоничность n – ключевое эстетическое свойство композиции. Согласованность, слаженность частей возникает в результате взаимодействия ритма, пропорций и масштаба, тона и цвета, контраста и нюанса, симметрии и асимметрии.
Образность n Целостная, хорошо продуманная в функциональном и эстетическом отношениях композиция периодического издания обладает образностью, т. е. способностью формы эмоционально передать функциональное предназначение издания, информировать еще до прочтения полосы на эмоциональном, чувственном уровне о его назначении, адресованности определенной аудитории, о характере публикуемых материалов и т. д.
Стилевое единство всех элементов. n Арсенал дизайнерских средств весьма разнообразен, отсюда – задача их отбора (шрифтов, линеек, пробелов, отбивок и т. д. ). n Элементы композиции воспринимаются во взаимодействии между собой, но общее правило, без которого композиция теряет свою целостность – единство всех средств, выбор элементов, не противоречащих другу, сочетающихся с общей картиной.
Постоянство и универсальность элементов композиции. n Общность композиций номеров достигается благодаря единству стиля оформления. Одни и те же элементы используются в аналогичных ситуациях – при оформлении постоянных и временных разделов, материалов, публикующихся с продолжением и т. д. Единство стиля оформления поддерживается и применением постоянных способов верстки и ряда других средств и приемов композиции. Это имеет не только эстетическое , но и функциональное значение: помогает читателю ориентироваться в номере.
Универсальность – n приспособленность к самым различным ситуациям, возникающим при построении номеров, учет взаимодействия постоянных элементов и средств композиции в тех или иных сочетаниях, чтобы они не противоречили другу, не мешали, не «конфликтовали» при переверстке номера.
Japan Italy 2001 Italy 1997 Turkey France Germany
n Постоянство композиционных приемов и средств способствует сохранению индивидуального оформительского стиля – одного из важнейших компонентов «лица» издания.
«Лицо газеты» n – идейно-политическая платформа, политическая (социальная) принадлежность и внешнее выражение ее политической природы, это ее тип, обусловленный специфической тематикой, определенным кругом читателей и сферой действия. n На уровне типа газеты, кроме идейнополитического фактора, вступают в силу факторы тематической специфики, читательской среды. n Лицо газеты определяется рядом объективных и субъективных причин.
«Лицо» газеты Объективные факторы Субъективные факторы содержание, соответствующее определенному типу издания опыт и вкус журналистов и полиграфистов, уровень подготовки сотрудников редакции, их профессиональное мастерство
Лицо газеты – это комплекс, состоящий из следующих компонентов: внешний вид, особенности графической формы Формы подачи материалов, характерные только для этой газеты (рубрики, отделы и разделы «Лицо» газеты Особенности языка и стиля Направление и характер материалов (содержание, жанры)
Лицо газеты складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех газет, и из специфики, особенностей, отличающих издание от всех остальных газет. Газета 2. Газета 3. Газета 1.
Лицо газеты может совершенствоваться и улучшаться, но основы его, при сохранении того же характера газеты, следует сохранять НЕИЗМЕННЫМ.
Часть 3. Средства композиции
Средства композиции n Гармония, т. е. соразмерность, слаженность всех частей композиции, возникает благодаря использованию ряда средств – пропорции, равновесия, контраста, симметрии, ритма и др.
Пропорции n На протяжении всей истории человечества велись поиски идеальных пропорций. n Одним из последних примеров поиска идеальной системы пропорций является Модулор (разработанный архитектором Ле Корбюзье) – совокупность пропорциональный величин, в основе которой лежат пропорции человеческого тела, а также принципы золотого сечения и ряда Фибоначчи.
n Принцип золотого сечения (термин Л. да Винчи) заключается в математически точной соизмеримости частей и целого. Если поделить отрезок АС (целое) на 2 неравные части – АВ и ВС – в пропорции золотого сечения, то соотношение частей и целого будет выражаться следующим образом: АВ/ВС = АС/АВ. А В С
n Ряд Фибоначчи (итал. мат. ) представляет собой череду чисел – 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т. д. , – каждое из которых является суммой двух предыдущих, а отношение из смежных чисел (5: 8, 8: 13) постепенно приближается к отношению золотого сечения.
Масштаб n – соотношение размерных характеристик элементов и целого. Здесь тоже важна гармония (например, в соотнесении размеров элементов полосы).
Симметрия и асимметрия. n Симметрическое построение полосы или разворота м. б. двух типов: статичное и динамичное, что зависит от вида используемой симметрии – плоскостной или осевой.
Контраст и нюанс. n Контрасты – своеобразные конфликтные ситуации в сюжете композиции, к которым прежде всего приковывается внимание читателя. Контраст – первейшее средство функциональности оформления: акцентируя, выделяя одни элементы на фоне других, дизайнеры тем самых предопределяют движение глаз читателя от более сильных акцентов к менее сильным, от более важных материалов к менее важным, т. е. раскрывают содержание полосы или разворота в необходимой последовательности.
цветовые Конфигурации форм размерные контрасты тоновые Текст и изображение
Но: выделить все – значит не выделить ничего!!!
Нюанс n Дополнением к контрасту служит нюанс – тонкое, незначительное различие. Используются тонкие, светлые по насыщенности линейки, светлые по тону подложки, закругленные углы в рамках, мелкие украшения и т. п.
Метр и ритм. n Организующее начало вносят в композицию метрические и ритмические повторы элементов. n Метр – простой повтор аналогичных элементов (одна за другой страницы, строки текстового набора, стандартные колонки).
n Живость, динамику придает композиции ритм. n Ритмические чередования более сложны, они дополняют метрические повторы и на них же основываются. Именно в метре проявляются ритмические повторы. n Ритм – закономерное изменение характеристик элементов: в определенном порядке могут возрастать их размеры или объемы, усиливаться тоновая или цветовая насыщенность, изменяться интервалы между ними и т. п. n Ритм связан с такими средствами композиции, как пропорции, симметрия и контраст.
Тональность n В ахроматической печати каждый элемент оформления окрашен в один из оттенков черно-белой гаммы – от самого светлого, белого, до насыщенного черного. n В процессе сочетания элементов, имеющих разную степень светлоты, композиция полосы приобретает вполне определенную тоновую насыщенность. n Тональность складывается из совокупности контрастных и нюансных отношений в светосиле всех элементов.
Степени тональности (по Д. Георгиеву) серая крикливая просветленная тональность контрастная насыщенная
n Из тональности полос и разворотов складывается тональность композиции всего номера, всего издания, поскольку одни и те же сочетания разных по насыщенности элементов используются обычно в большинстве страниц и номеров издания. Благодаря чему определяются индивидуальные черты композиции, выявляется характер издания уже на уровне оформления.
Цвет n Сильнейшее средство выделения, функциональной акцентировки материалов. n Цветные пятна приковывают внимание, поэтому использование цвета требует осмотрительного, продуманного подхода к его использованию.
Равновесие n Внешний вид газетной и журнальной полосы контрастен: текст – фон, заголовки, иллюстрации, выворотные рубрики, жирные линейки и т. п. – акцентированные элементы, размещение которых не может быть произвольным, оно подчиняется законам композиционного равновесия и функциональной задаче ориентации читателя в материалах полосы.
n Всякое тональное или цветовое «пятно» обладает своей силой, которая зависит от размеров и насыщенности этого пятна. n Размещаются акценты на плоскости полосы с таким расчетом, чтобы они уравновешивали друга. n Наиболее употребительные схемы размещения пятен – диагональ, треугольник, ромб (по контурам этих схем движется глаз читателя). n Иногда дизайнеры сознательно отступают от принципа равновесия, намеренно перетягивая взгляд читателя в сторону какого-то сильно пятна, если оно выделяет доминирующий материал.
симметричное Расстановка элементов, при которой массы одинакового «веса» располагаются на равных расстояниях от оптического центра. Композиция производит впечатление основательности, спокойствия. равновесие асимметричное Более динамичный и выразительный характер придает композиции асимметричное равновесие, по правилам которого тяжелая масса д. б. расположена ближе к центру, а противостоящая ей более легкая отодвинута дальше.
n Особенно нелегко создать уравновешенную композицию полосы, состоящей из иллюстраций разного формата и разной тоновой насыщенности. Дизайнеры избегают столкновения двух доминирующих по размерам иллюстраций (вызывает колебание в выборе главного объекта). Лучше разводить их в разные стороны композиции (нп. , в верхний и в правый нижний углы, тогда колебания отпадут).
n Если в композиции есть цветные элементы, они должны быть уравновешены не только в массе всех элементов, но и между собой. n Распространенная ошибка – формальное равновесие, когда цветом вынуждены выделять второстепенные, иногда даже служебные детали, что наносит ущерб функциональности оформления.