5 Коммуникативные барьеры.ppt
- Количество слайдов: 29
Коммуникативные барьеры
Коммуникативные барьеры 1 Д-3 (3. 5) • Формы межличностного общения • К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам» , и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме. • Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения.
Коммуникативные барьеры 2 Д-3 (3. 5) Основные коммуникативные барьеры в общении • Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т. е. человек как бы защищается от воздействия речи другого человека. • Механизм противовнушения воздвигает потоку речи, информации многочисленные коммуникативные барьеры. Таким образом, коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути обмена информацией между партнерами. • Какие же это барьеры и как их преодолевать?
Коммуникативные барьеры 3 Д-3 (3. 5) • В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: - «авторитет» - «избегание» - «непонимание» • Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.
Коммуникативные барьеры 4 Д-3 (3. 5) 1. Барьер «авторитет» Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
Коммуникативные барьеры 5 Д-3 (3. 5) Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: социального положения (статуса), т. е. принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14— 15 см;
Коммуникативные барьеры 6 Д-3 (3. 5) привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др. ); доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др. ); компетентности; искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
Коммуникативные барьеры 7 Д-3 (3. 5) 2. Барьер «избегание» Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
Коммуникативные барьеры 8 Д-3 (3. 5) 3. Барьер «непонимание» Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Коммуникативные барьеры 9 Д-3 (3. 5) • Как же преодолевать коммуникативные барьеры? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть такой барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные задачи: привлечь внимание, удержать внимание. • Наше внимание подвержено влиянию следующих факторов: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция (модуляция голоса -- изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности).
Коммуникативные барьеры 10 а Д-3 (3. 5) • Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся: прием «нейтральной фразы» В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по какимлибо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др. );
Коммуникативные барьеры 10 б Д-3 (3. 5) прием «завлечения» Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети» . Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует; прием «зрительного контакта» Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т. д.
Коммуникативные барьеры 11 Д-3 (3. 5) • Не менее важна и проблема поддержания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие: прием «изоляции» (когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий);
прием «навязывания ритма» (постоянное изменение характеристик голоса и речи, т. е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом» , то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания). Этим приемом ликвидируется монотонность звучания; прием «акцентирования» (употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание» , «Важно отметить, что. . . » , «Необходимо подчеркнуть, что. . . » и др. ).
Коммуникативные барьеры 12 Д-3 (3. 5) • При разрешении конфликтной ситуации рекомендуется придерживаться следующих правил: 1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки. 2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь? " Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден? " Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
Коммуникативные барьеры 13 Д-3 (3. 5) 4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера. 5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше. 6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: "Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали? " Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
Коммуникативные барьеры 14 Д-3 (3. 5) 7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. 8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию. 9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.
ГОЛОС (1) • Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на - 55% основаны на языке тела, - 38% на тембре голоса и дикции и лишь на - 7% словах, которые они произносят, - поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.
• Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь.
ГОЛОС (2) Например, если вы: • - повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь; • - повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой; • - ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе; • - отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;
• - взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь; • - идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя; • - услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь поудобнее в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе.
ГОЛОС (3) Те мбр (фр. timbre) — окраска звука мбр • При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембровое качество звука сравнивают со зрительными, осязательными, вкусовыми и др. ощущениями от тех или иных предметов, явлений (звуки яркие, блестящие, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п. ); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие).
ГОЛОС (4) Вот перечень некоторых симптомов того, что вам целесообразно заняться вашим голосом: - люди часто просят вас повторить только что сказанные вами слова; - люди замечают у вас идиосинкразию (своего рода аллергию) к публичным выступлениям; - у вас заметный акцент; - у вас устает горло после десятиминутного разговора; -
у слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд; - вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения; - вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем или занимаете иную высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют; - у вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо; - вам не нравится собственный голос. -
ГОЛОС (5) Список наиболее распространенных определений неприятного голоса, который мешает в жизни: - гнусавый; - резкий; - скрипучий; - хриплый; - дрожащий; - высокого тембра (писклявый); - пронзительный; - плаксивый; - с одышкой;
ГОЛОС (6) - робкий; - отрывистый; - слишком громкий; - слабый, неслышный; - бесцветный; - помпезный; - саркастический; - неуверенный; - монотонный; - напряженный; - скучный.
ГОЛОС (7) А вот характеристики голоса, способствующего вашей самореализации: • - приятный; • - вибрирующий; • - спокойный; • - хорошо модулированный; • - низкого тембра; • - доверительный; • - теплый; • - мелодичный; • - заботливый; • - уверенный;
ГОЛОС (8) • • • - властный; - дружеский; - хорошо интонированный; - выразительный; - естественный; - звучный.
ВОПРОСЫ?
5 Коммуникативные барьеры.ppt