Основы теории коммуникации.ppt
- Количество слайдов: 95
КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
n n Понятие коммуникации. Коммуникация как фактор общества. Коммуникация как объект исследования. Общие характеристики коммуникации. Главные этапы развития коммуникативной теории в XX веке. Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды.
n n Коммуникация (латин. ) – «общее, разделяемое всеми» Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информацией, ведущий к взаимопониманию.
Под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий 80 -85% рабочего времени менеджера уходит на общение
Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Г. Почепцов
Модель коммуникационного процесса Этап посылки Формулирование значения Получатель Принятие значения Этапы получения Отправитель Оценка послания Носители послания Интерпретация значения Форма послания Восприятие послания Послание Приемник Передатчик Канал Шум
Основные элементы процесса коммуникации: n n Отправитель – лицо, передающее информацию, т. е. ВЫ; Сообщение – информация, представленная Вами в том или ином виде (кодирование); Канал передачи, средство передачи – письмо, документ, выступление, демонстрация; Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует (декодирует) ее.
n Основные каналы коммуникаций n n n n n Телевидение Радио Интернет Журналы Газеты Наружная реклама Direct Mail Листовки Прочие каналы
n Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, состоящий в обмене информацией познавательного и эмоциональнооценочного характера с целью влияния на другого человека
Структура общения Коммуникация – передача информации с учетом установок, целей, намерений n. Интеракция – построение общей стратегии взаимодействия n Кооперация n Конкуренция Перцепция (восприятие) – формирование образа другого человека ( «прочтение» физических характеристик и психологических свойств) n
Механизмы познания n Идентификация n Рефлексия n Эмпатия
Содержание общения – информация, передаваемая от одного живого существа к другому Цели – побуждение другого к совершению определенных действий или воздержание от них; передача знаний; воспитание и обучение
Двусторонняя коммуникация Передача Кодирование Смысл посылаемого сообщения 1 Смысл принятого сообщения 2 сообщения Исходное сообщение Петля обратной связи Декодирование декодирование Смысл принятого сообщения 1 Смысл посылаемого сообщения 2 кодирование Передача сообщения обратной связи Область опыта отправителя Область опыта получателя
Средства общения – способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации
Кодирование – способ передачи информации от одного живого существа другому. Способы передачи основаны на: – вербальной и моторно-двигательной знаковых системах - формах письменности - технических средствах
Коммуникации Виды Вертикальные Горизонтальные Формальные Неформальные Межличностные Межгрупповые Вербальные Невербальные Формы Письменные Средства Бумага, холст (документ) Устные Речь (язык) Видео Знаковые системы (цифры, ноты, а. Морзе) Аудио Электронные средства связи Электронные Видео-, Эмоциональные телекоммуникации Сознательные Бессознательные Рациональные
Модель Г. Бейтсона n n Коммуникативные процессы протекают на уровне коммуникативном метакоммуникативном (иносказательном, символическом)
Модель коммуникации в технологиях паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды n n РR - коммуникатор пытается внести изменение в коммуникацию, чтобы перевести своего адресата на новый/иной тип поведения. Пропаганда - могут расходиться цели коммуникатора и адресата, т. е. коммуникатор может переводить адресата на цели, выгодные не ему, а коммуникатору.
Модель коммуникации в технологиях паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды
Элементы процесса коммуникации n n n коммуникатор целевая аудитория канал метакоммуникативные знания контекст
Элементы процесса коммуникации n n Ф. коммуникатора – задаются задачи и цели, им преследуемые Ф. целевой аудитории – определяются интересы адресата Ф. канала – задаются стандарты данного канала (радио, теле-, интернет, устно) Сообщение - совокупность содержания (факт) и конкретной техники воздействия (акценты)
n n n "X богат, но. . . ". Смена лозунга пропаганды среди немецких солдат со "Сдаваясь в плен, ты спасешь себя" " Сдаваясь в плен, ты спасаешь свою семью"
Минимальный набор знаний о целевой аудитории n n n n политические и культурные предпочтения; демографическая информация биографическая информация; процессы принятия решений; представления аудитории о благоприятных возможностях и возможном развитии событий; возможности аудитории в области информационных операций; оценки действий аудитории по разным сценариям.
Социологические и психологические модели коммуникации Двухступенчатая модель коммуникации воздействие полученного сообщения через две недели возросло по причине обсуждения с «лидерами»
Двухступенчатая модель коммуникации n СМИ — лидеры мнений — получатели
Спираль молчания n n n средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства. Человек, ощущающий себя в меньшинстве, больше молчит и не высказывает своего мнения, тем самым он как бы присоединяется к большинству. Масс-медиа корректируют картинку реального распределения мнений: не предоставляя возможность выразить свое мнение большинству, автоматически оно (большинство) становится меньшинством, оно замолкает.
Эффект оркестрового вагона n n Э. Ноэль-Нойман - "железнодорожный" тест - в поезде более охотно говорили с попутчиком те, чьи политические симпатии на данный момент более реализованы в правительственной структуре. Согласно же общепринятому объяснению, каждому как бы хочется быть с победителем, считаться тоже победителем"
Эффект оркестрового вагона n n n Неоднозначную тему скорее готовы обсуждать: мужчины чем женщины, молодые чем старики, представители высших слоев общества — чем представители низших слоев.
Сдвиг последней минуты n СМИ манипулируют общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства
Диффузная теория n n Э. Роджерс - анализировал распространение новых идей, товаров, увидел разную предрасположенность к новому у разных сегментов общества. Не следует воздействовать на всех, а в первую очередь постараться убедить критические 5%. Чтобы убедить их, все равно следует достичь 50% популяции. Когда же идея овладевает умами 20%, остановить ее уже невозможно.
n Диффузию Э. Роджерс определял как процесс коммуникации инновации через определенные каналы за конкретный промежуток времени к членам социальной системы.
n n n 1. Инноваторы - 2, 5%. Мобильны, имеют контакты за пределами своего круга, могут схватывать абстрактные идеи. Они согласны рисковать. 2. Ранние принимающие. Это уважаемые люди -13, 5% населения. Они более привязаны к местной структуре, среди них больше всего лидеров мнения. С ними советуются, прежде чем принять решение. 3. Раннее большинство - 34%. Они принимают новые идеи как раз перед тем, как они будут приняты среднестатистическим гражданином. Свою информацию они часто получают от предыдущей группы. 4. Позднее большинство - скептики по отношению к новому, число которых также достигает 34%. Они принимают новое после того, как средний гражданин признал его. 5. Поздние принимающие - традиционно ориентированы - 16%. Очень подозрительны ко всему новому и придерживаются традиционных ценностей. Часто они испытывают недостаток средств.
n n n Люди принимают менее рисковую стратегию, пытаясь получить положительные оценки от других групп. При этом разные группы требуют разных аргументов. Инноваторы могут "купиться" на новизну предлагаемого, а группа «Поздние принимающие» позитивно прореагирует на информацию о том, что инновацию восприняли многие другие люди, сходные с ними. Существенное изменение по отношению к инновации в обществе, как правило, наступает, когда от 6 до 16% принимают ее.
Причины сложностей принятия инноваций (Э. Роджерс) Инновации: а) отдалены во времени б) трудны для оценки. При этом: • Очень важна межличностная коммуникация на уровне людей одного круга и возраста. • Патриотические призывы, исходящие от правительственных кругов, неэффективны. • Достоверность коммуникативного источника частично предопределяет успех кампании. • Масс-медиа не может изменить поведение тех, кто придерживается иной точки зрения.
n Информационные кампании в области рекламы и паблик рилейшнз связаны с вводом нового продукта в массовое сознание
Модель привратника К. Левин n n Для рекламы и паблик рилейшнз данная модель позволяет более четко представить себе аудиторию СМИ, и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем, и другим.
Модель привратника n n n "Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. "Привратник" ориентируется на свои политические пристрастия и свое представление о том, что может быть интересно его слушателям. Реально используется только 10% новостных сообщений (Д. Уайт). Понятие "привратника" поколебало восприятие информационных систем как открытых.
Структура новости n n Т. А. ван Дейк Масс-медиа предписывают не столько, "что" люди должны думать, а то, "как" они должны думать. Масс-медиа ради этого строят интерпретирующие структуры, задающие границы и основные блоки, служащие поддержанию идеологической гегемонии. Например, задается форма для поддержания расизма в обществе: "Я не расист, но. . . " Опасность подобного подхода автор видит в следующем: "Ввиду отсутствия доступных широкой публике альтернативных механизмов интерпретации люди практически не в состоянии вырабатывать контрдоводы"
Структура новости n n В новостях одинаково представимы национальные меньшинства, беженцы, страны третьего мира. Они моделируются как проблема, которая требует нашего участия. Они имеют меньший доступ к доминирующим источникам информации, их мнение менее достоверно. В сюжетах о забастовках администраторов интервьюируют в тихих кабинетах, тогда как забастовщиков показывают в шумных, непривлекательных контекстах.
Метафора n n Дж. Лакофф и М. Джонсон "Многое из того, что мы совершаем в споре, частично структурируется понятием войны. Хотя физической битвы нет, происходит словесная битва, и структура спора - атака, оборона, контратака и т. д. — отражает это. Именно в этом смысле метафора СПОР — ЭТО ВОЙНА составляет то, чем мы живем в этой культуре; она определяет поступки, которые мы совершаем в споре"
Метафора n n Авторы предлагают выявлять автоматические схемы действия с помощью анализа языка, в первую очередь метафор. Мы моделируем мир, например, с помощью представлений, что БОЛЬШЕ и ХОРОШЕЕ согласуется с понятием ВЕРХ, а не НИЗ.
Метафора n n n "Будущее будет лучше" - утверждение прогресса. «В будущем будет больше" в качестве особых случаев можно указать накопление товаров потребления и повышение заработной платы. "Ваш статус должен повыситься в будущем" — утверждение карьеризма (продвижение по служебной лестнице).
n n Символические системы (флажки-сигналы на флоте, семафор и светофор, горн в армейской коммуникативной среде и т. п. ) переводят возможное вербальное сообщение не познаково, а глобально, целиком. Это требуется в тех случаях, когда необходима быстрота восприятия сообщения, быстрота реакции, когда ожидается простейший ответ типа да/нет.
СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ Семиотика (греч. "знак, признак") - наука, изучающая общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию.
n Семиотика изучает общее в знаковых системах, функционирующих в человеческом обществе, например, в вербальном языке, языке глухонемых, в морской и дорожной сигнализации; в коммуникативных системах животных, птиц, насекомых (танцы пчел, тактильные сигналы муравьев); в системах кибернетических устройств
Модель Романа Якобсона n n Якобсон особое внимание уделял внутренней структуре сообщений и образованию смысла Существует шесть факторов, необходимые для того, чтобы коммуникация состоялась
Модель Романа Якобсона
n n n Контекст - ситуация (обстоятельства) в которой проходит процесс общения Контакт - психологическая связь, устанавливающаяся между коммуникатором и реципиентом. Код - система знаков и значений в которой структурировано сообщение.
Каждый из факторов, по мнению Якобсона, обуславливает какуюнибудь функцию языка, и в каждом коммуникационном акте можно обнаружить иерархию данных функций.
Модель Романа Якобсона n n n Эмотивная (экспрессивная) функция цель - выражение эмоционального отношения говорящего к тому, что он говорит (одобрение, осуждение и т. д) - эмоциональный. Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Это формы речи: звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника (командование, пропаганда) – личностный аспект Фатическая функция ориентирована на контакт, важна не передача и новизна информации, а поддержание контакта. (Это разговоры о погоде, разговоры во время празднования дня рождения). Мы часто проверяем контакт словами "Ты слушаешь? "
Модель Романа Якобсона Метаязыковая функция связана с кодом: не зная слова, мы можем спросить о его значении получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета. n Поэтическая функция направлена на сообщение. Это функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. “Привет от старых щтиблет” вместо “доброе утро”, ритмическая модель эстетически более приятна для восприятия. n Референтивная (денотативная, когнитивная, контекстуальная (степень важности)) функция сориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении, связана с конкретными фактами. n
n Знание того, какая функция доминирует, часто помогает определить реальную информативную значимость того или иного визуального или словесного утверждения
СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕКЛАМЫ n n Ролан Барт в 1964 г. сделал анализ рекламного плаката фирмы «Пандзани» «из раскрытой сетки для провизии выглядывали: две пачки макарон, банка с соусом, помидоры, лук, перцы, шампиньоны и др. продукты. Если сами продукты были в желто-зеленых тонах, то фоном им служил красный цвет» .
СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕКЛАМЫ n n Первое сообщение в этом плакате было высказано на естественном языке: это была подпись под ним и надписи на этикетках. Второе сообщение можно сформулировать как "поход на рынок", выражалось изображением свежих продуктов. Третье сообщение: набор продуктов и баночный соус показывают комплексный подход к продуктам питания фирмы Пандзани. Четвертое сообщение: набор цветов на плакате, выражающий "итальянскость" в соответствии с цветами итальянского флага.
Ролан Барт n говоря об отличии визуальных (иконических) знаков от знаков вербальных: "Знаки иконического сообщения не черпаются из некоей кладовой знаков, они не принадлежат какому-то определенному коду, в результате чего мы оказываемся перед лицом парадоксального феномена - перед лицом сообщения без кода"
Ролан Барт n (По Барту) слово не имеет значения, слово – только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Более того, каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как бы пишет свой собственный текст заново.
Регистры и уровни рекламных кодов n n для вербальных знаков: первичность словаря (отдельных слов) и вторичность текста (смысла, контекста) для визуальных знаков: первичность текста (смысла), а знание знаков (конкретность, однозначность) возникает потом
n n Подписи под рисунками, сделанные на естественном языке, позволяют остановить многозначность, задать верный уровень восприятия. "На практике мы все равно сначала читаем изображение, а не текст, его сформировавший: роль текста в конечном счете сводится к тому, чтобы заставить нас выбрать одно из возможных означаемых"
n Умберто Эко: «… реклама всегда пользуется визуальными знаками с устоявшимся значением, провоцируя привычные ассоциации, играющие роль риторических предпосылок, те самые, что возникают у большинства. Например, изображение молодой супружеской пары с ребенком отсылает к представлению "нет ничего прекраснее семейного счастья", и следовательно, к аргументу "если это счастливое семейство пользуется этим продуктом, то почему этого не делаете вы? "
Энтропия, негэнтропия и избыточность как свойства языка n n n Энтропия (шум) связана с внешними факторами, искажающими сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) - связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Избыточность - повторение элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии,
Леопард
Королева Великобритании входит в электричку
Знак в теории коммуникации n n n Готлоб Фреге (1848 -1925) – немецкий ученый, один из основателей математической логики – так писал о знаке: “Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение”. Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака. Конкретную вещь чаще называют референтом знака. Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то в эту вершину треугольника часто помещают представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и подругому: концепт или десигнат знака.
Треугольник Фреге может использоваться и в более широком смысле – для обозначения связей человека с окружающим его миром Вся жизнь и деятельность человека и человечества проходит в рамках этого треугольника. Три стороны треугольника Фреге дают три раздела семиотики: семантику (значение), синтактику (знак), прагматику (человек).
n n Знак не рождается внезапно, в природе имеются возможности для его возникновения. Выделяют три вида знаков по степени близости их к исходному предмету: признаки, сигналы и собственно знаки. Цвет овоща или фрукта является признаком зрелости или свежести (и наоборот). Дым сигнализирует о наличии пожара. Знак выполняет функцию замещения предмета.
n n Элементы культуры, как и любые другие знаки, также не заимствуются в семиотическом аспекте. Хотя в материальном их-то как раз можно экспортировать и импортировать, но даже здесь возникают проблемы перевода (другое напряжение в сети для бытовых приборов, иные традиции кулинарной семиотики для продуктов питания, различия в традициях семиотики одежды и быта и т. п. ).
n n Такой знаковый элемент одежды как джинсы, имевший в исходной культуре значение «повседневная одежда» , достаточно долго являлся символом свободы, молодежного протеста, антисоциального поведения. Супермаркет, магазин-салон и другие реалии торговой сферы до сих пор не могут адаптироваться к коммуникативной среде постсоветской России.
n n n В торговых заведениях, заимствующих символы западного потребительского общества, они имеют иное коммуникативное наполнение. С одной стороны, многие российские супермаркеты представляют собой всего лишь киоски, ограниченный набор товаров, разложенных по полкам , многие салоны ютятся на двух-трех квадратных метрах. В этом случае мы видим явный сдвиг означаемого на означаемое, принятие желаемого (означаемого в исходной системе) за действительное. Реальность в заимствующей системе не такова, даже экономические моменты говорят об этом: цены в крупных супермаркетах на Западе всегда намного ниже, чем в мелких магазинах и тем более в киосках благодаря большему объему продаж и товарообороту. В России же картина прямо противоположная: к неумению торговать и поставить дело на широкую базу добавляется неуемное желание называться красиво, ‘поиностранчески’.
n n n К примеру, одно и то же событие - факт можно назвать как обидными словами, так и хвалебными, ну или нейтральными. Человек, который несёт в дом различные ценности: домовитый (+) или ворюга (-). Человек, поставляющий правоохранительным органам информацию о противоправных действиях окружающих: социально-активный (+) или стукач (-). О состоянии волнения можно сказать: «принимает близко к сердцу» (+) или «совершенно собой не управляет» (-). Меняем одно слово на другое - и меняется отношение. А с ним и эмоция. Ну как можно возмущаться тем, что человек социально-активный?
Функции коммуникации Цели коммуникации и человеческие потребности.
n n n Цели передачи сообщения предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий: Храните деньги в сберегательной кассе!).
n Функции по Р. Якобсону
Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) n n n n в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи (Р. Димблби и Г. Бертон) выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация убеждение, выражение мнения, развлечение.
Схема реакции человека на внешнюю информацию
Фильтры восприятия n n Модальность - принадлежность информации к одной из сенсорных систем: зрение – визуальная модальность; слух – аудиальная модальность; ощущения-чувства – кинестетическая модальность
НЛП: общая схема воздействия
Основы теории коммуникации.ppt