Комическая опера.pptx
- Количество слайдов: 53
Комическая опера 18 век
Комическая опера Предпосылки рождения жанра: Эпоха заката феодализма, выход на арену нового социального сословия – процессы демократизации, смена соц. запроса. Отношение посетителей лож и партера к тому, что происходит на сцене – РАЗЛИЧНО. Ориентация на нового зрителя. Театр – одно из самых популярных мест.
Балладная опера (Англия) Истоки Комические представления XVI столетия, называемые drolls и разыгрываемые бродячими актёрами. Неграмотные артисты исполняли свои тексты в стихотворном размере на мелодии современных им популярных баллад. Популярные мелодии народного характера в балладной опере превращались в своеобразный городской фольклор.
Опера нищих Балладная опера XVIII века – это комедийная пьеса с песнями. Музыка таких произведений была не оригинальной, а представляла собой обработку популярных мелодий. Один из выдающихся образцов этого жанра – «Опера нищих» , созданная драматургом Дж. Геем и композитором Дж. Пепушем. Премьера - 29 января 1728 года.
У. Хогарт 1728
Опера нищих-The Beggar's Opera Пародия на придворную итальянскую оперу, которую в Англии создавал Гендель. «Гей написал скорее анти-оперу, чем оперу» - писала одна из газет. Одновременно она стала сатирой на всю политическую систему Англии начала XVIII века: «Высшие и низшие круги, — писал Гей, — так похожи в моей пьесе, что трудно решить, подражают ли знатные джентльмены джентльменам с большой дороги, или джентльмены с большой дороги подражают знатным господам»
Гей был основным автором оперы; И. К. Пепуш, немецкий музыкант, обосновавшийся в Англии, считается одним из авторов 69 песен, звучавших в спектакле. По традиции ему приписывается аранжировка и всех остальных песен, основанных на народных мелодиях — английских, ирландских, шотландских и французских, а также на сочинениях Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Дж. Бонончини и других оперных композиторов.
Итальянская opera-buffa Жанровые истоки Комические персонажи и сцены в операх (например, в операх Монтеверди). Драматический театр: литературная комедия (16 век), commedia dell arte.
ТЕАТР РЕНЕССАНСА Развитие ренессансного итальянского театра шло по двум линиям: т. н. «ученой комедии» – la commedia erudite (к этой же линии с некоторой натяжкой можно отнести и литературную трагедию) и народного импровизационного театра – Комедия дель арте, оказавшей огромное влияние на развитие всего мирового театрального искусства.
Итальянская «ученая комедия» , к созданию которой обращались крупные писатели и мыслители 15– 16 вв (Лудовико Ариосто, Никколо Макиавелли, Пьетро Аретино, Джордано Бруно), представляла собой Бруно преимущественно догматические перепевы античных сюжетов и была рассчитана скорее на академический интерес узкого круга ученых и просветителей. Комедия
Лудовико Ариосто (итал. Ludovico Ariosto, 8 сентября 1474, Реджо-нель. Эмилия — 6 июля 1533, Феррара) — итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения. Комедии «Студенты» (1519 -1520), «Сводня» (1529).
«Commedia dell’arte» Итальянская народная комедия масок
Маски
Влюбленные
Пульчинелла и Панталоне
Сценарий комедии
Жанровые истоки Под влиянием идей французского классицистического театра из серьезной оперы стали удалятся комические персонажи – в Венеции исчезла традиционная любовнокомическая пара персонажей. Две разновидности музыкальных комедийных спектаклей: интермеццо (Венеция) и commedia per musica (Неаполь). Существенное влияние commedia dell arte.
Интермеццо 1 -ое интермеццо – «Фрапполоне и Флоринетта» в антрактах оп. «Сатиры» Ф. Гаспарини (1706), либр. Париати. В интермеццо использовались приемы commedia dell’arte, прежде всего персонажи – Панталоне, Доктор, Сервета, Арлекин. Но большое влияние оказывали и комедии Мольера – сюжеты (переделывались). Сюжет о ловкой служанке, которая одурачивает богатого старика и становится его женой – «Пилепинона» Т. Альбинони, текст Париати – 1708 год!
Джованни Баттиста Перголези (1710 -1736) Фамилия по названию города Пергола, откуда происходила семья. Родился в г. Йези. В 1722 (24? ) году поступил в неаполитанскую консерваторию Деи Повери ди Джезу Кристо – хорист и виолончелист. 1731 – опера «Салюстия» (либр. Дзено) 1732 – муз. комедия «Влюбленный брат» 1733 – опера «Гордый пленник» в честь дня рождения императрицы, жены Карла VI. 5 сентября вместе с оперой была исполнена «Служанка-госпожа» (либр. Федерико).
Перголези 1734 – опера «Ариадна в Сирии» (либр. Метастазио) и интермеццо «Ливьетта и Траколло» 1735 – опера «Олимпиада» (либр. Метастазио) 1735 – муз. комедия «Фламинио» В 1968 году обнаружили музыкальную комедию «Хитрая крестьянка» . С. Дягилев нашел большое количество рукописей – незаконченных произведений, музыка которых легла в основу балета И. Стравинского «Пульчинелла» .
Сочинения Перголези 4 оперы-seria, 2 комедии с музыкой, 4 интермеццо, 4 оратории, мессы, мотеты, антифоны, псалмы, Stabat Mater, 10 кантат, отдельные арии, 14 трио-сонат, 2 концерта для флейты и струнного оркестра, 3 симфонии, концерт для 2 -х чембало и струнного оркестра, 5 сонат для чембало, 6 концертов для струнных и бассо-континуо, концерт для 3 -х скрипок, альта, баса, 2 -х валторн и органа и др.
Опера-seria и опера-buffa Отличия: Сюжет – современные темы, отсутствие постановочной пышности и декоративности, динамичность развития действия, освобождение от лишних сюжетных компонентов, комедийные ситуации, характер – традиции народного театра, комедийные типы, принцип разнообразия в единстве, роль ансамблей – динамичные сцены – намечается путь к сквозной драматургии. Вместо виртуозности – комедийное мастерство (basso-buffo, скороговорка). Песенно-танцевальный тип тематизма.
Пути развития оперы-buffa Бальдассаре Галуппи – 112 опер, из них 20 на тексты Гольдони. Никколо Пиччини Джованни Паизиелло – 100 опер ( «Мельничиха» , «Севильский цирюльник» 1782) Доменико Чимароза ( «Тайный брак» 1792) Усложнении интриги, рост числа действующих лиц, развитие вокального стиля, увеличение роли оркестра, ансамблевые финалы. НО, теряет сатирически-пародийных дух, влияние сентиментализма – «Добрая дочка» Пиччини – чувствительность, мелодраматизм, дидактика.
Французская L’opera-Comique Жанровые истоки 1. Comédie italienne (1680 -е г. ) Городской франкоитальянский театр. Сатирическая трактовка злободневных событий. Фарсово-трюковые элементы Вставные песенки - vaudevilles
Comédie italienne Пародирование «Королевской академии музыки» : «Увы, лейте слезы со мною вместе О кончине Плутона печальной. Вызван был исход фатальный Тем, что рискнул каштан жареный съесть он» Включались и танцевальные номера. 13 мая 1697 года вышел указ о выдворении итальянцев из Парижа. Комедианты ушли в ярмарочные театры.
2. Ярмарочные театры Ален Рене Лессаж (1668 -1747) – в 1712 году вынужден был уйти из «Комеди Францез» из-за споров вокруг своей комедии «Тюркаре» (1709). С этого времени и до 1735 года пишет пьесы для ярмарочного театра (изданы в 10 -ти томах вместе с Дорневалем и Фюзелье). Музыку писал Жан клод Жилье. 1715 год, ярмарка в Сен-Жермен, новый театр L’opera-Comique, смешанный жанр комедия в водевилях. А. Лессаж. «Телемак» Вторая ярмарка – в Сен-Лоран
Шарль Фавар (1710 -1792) Новый этап развития связан с Фаваром – драматургом, комедиографом. С 1732 года сочинял пьесы для ярмарочных театров, в 1743 -45 гг. – режиссер театра «Опера комик» , с 1757 по 69 гг. – входил в дирекцию театра. До сер. 1750 -х гг. Фавар сам подбирал популярные напевы к своим пьесам (комедиям в водевилях). Постепенно перешёл на положение либреттиста, сотрудничавшего с композиторами.
Путь к опера комик Пьесы Фавара послужили образцом для либретто зингшпилей И. В. Гёте, были высоко оценены Г. Э. Лессингом. На многочисл. либретто Ф. писали комич. оперы мн. композиторы, в т. ч. К. В. Глюк, А. Э. М. Гретри, А. Довернь, Э. Р. Дуни, Ж. Б. Лаборд, П. А. Монсиньи, В. А. Моцарт, Ф. А. Филидор.
3. Влияние итальянской оперы «Война буффонов» В 1752 году в Париж приезжает итальянская оперная труппа Бамбини, поставившая ряд опер-буфф, в т. ч. "Служанку-госпожу" Перголези. Во Франции разразилась полемика по вопросам оперного искусства между сторонниками (бурж. -демократич. круги) и противниками (представители аристократии) итал. оперыбуффа, - т. н. "война буффонов".
Острая полемика Активное участие приняли в ней деятели французского Просвещения, поддержавшие демократическое искусство "буффонистов", Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ф. М. Гримм и др. Их блестящие острополемические памфлеты и научные трактаты (Руссо - статьи по музыке в "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремёсел"; "Музыкальный словарь", 1768; "Письма о французской музыке. . . ", 1753; Гримм - "Письма об Омфале", 1752; "Маленький пророк из Бёмиш-Брода", 1758; Дидро - "Беседы о "Побочном сыне"", 1757, и др. ) были направлены против условностей французского придворного театра.
Влияние итальянской оперы Итальянские оперы-буффа стали приспосабливать ко вкусам парижской публики. 1754 год – Боран перерабатывает «Служанку-госпожу» в «Служанкулюбовницу» , в 1756 году – «Цыганку» Капуа.
«Деревенский колдун» Руссо Первая французская комическая опера пастораль Руссо "Деревенский колдун" - Le Devin du Village (1752). Написана под влиянием итальянской оперы на собственное французское либретто. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем — с Д‘Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“, где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей.
Впервые опера была исполнена при королевском дворе в Фонтенбло 17 октября 1752 года; публичная премьера состоялась 1 марта 1753 года в Париже в театре Пале-рояль (Théâtre du Palais-Royal). Опера настолько понравилась королю Людовику XV, что он назначил за нее Руссо пожизненную пенсию. Правда, сам Руссо отказался этой высокой чести.
Комическая опера Среди первых авторов французской комической оперы - Эджидио Ромоальдо Дуни (1709 -1775), Франсуа-Андре Даникан Филидор (1726 -1795). Итальянский композитор Дуни, с 1757 работавший в Париже, создал в этом жанре более 20 произв. ("Два охотника и молочница", 1763; "Жнецы", 1768, и др. ). Филидор - французский оперный композитор, шахматист, в своё время считался сильнейшим шахматистом в мире. Жил попеременно в Париже и Лондоне. Автор свыше 30 комических опер.
Комические оперы Филидора - это прежде всего бытовые оперы, многие из них содержат колоритные жанровые картины ("Кузнец", 1761; "Дровосек", 1763; "Том Джонс", 1765, и др. ). Развиваясь, расширялся круг сюжетов (постепенно включаются мелодраматические и героические темы). Обогащается и усложняется её муз. язык, но она остаётся демократическим искусством. В 1760 -х гг. комическая опера сближается с "серьёзной комедией", как её мыслил Дидро. Характерным представителем этого направления был Пьер Александр Монсиньи (1729 -1817), творчество которого близко сентиментализму того времени ("Дезертир", 1769; "Феликс, или Найдёныш", 1777) Всего – 17 опер).
Андре Эрнест Модест ГРЕТРИ (1741 -1813) Образно-художественную сферу комической оперы значительно раздвинул А. Э. М. Гретри, который внёс в неё черты лирической поэтизации и предромантической колористичности. Оперы Гретри (около 60) очень разнообразны по тематике и по жанрам, но наиболее важное место в его творчестве занимает комическая опера ("Люсиль", 1769); историко-легендарные - "Ричард Львиное сердце", 1784; "Рауль Синяя борода", 1789, и др.
Опера спасения В годы революции Гретри создает произведения, отвечающие духу времени, выражающие стремление к свободе: "Вильгельм Телль", "Тиран Дионисий", "Республиканская избранница, или Праздник добродетели". Возникает новый жанр - так называемая "опера ужасов и спасения" (где острые драматические ситуации разрешались благополучной развязкой) - искусство яркого театрального воздействия, подобное классицистской живописи Давида. Гретри один из первых создал оперы в этом жанре ("Лизабет", "Элиска, или Материнская любовь"). "Опера спасения" оказала существенное влияние на единственную оперу Л. Бетховена "Фиделио".
Отличия французской L’opera. Comique от итальянской operabuffa Итальянская опера – традиции масок, карикатурность, меткое изображение комических ситуаций. Французская опера – злободневность, современность, повседневная жизнь; путь развития от будничной прозы к сентиментальной и серьезной, порой трагической сфере – «Фиделио» Бетховена и «Медея» Керубини.
Персонажи французской оперы – разные типы буржуа: мелкий землевладелецкрестьянин, арендатор, ремесленник, буржуазный дом со всеми его повседневными заботами. Очень важно – воспроизведение внешней ситуации – марширующие солдаты, праздники жнецов, сцены в суде, в трактире, в прихожей, игры в карты, любовные сцены в момент глажения белья, сцены за прялкой – влияние традиций tragedy-liriquie. Характеры, а не только ситуации. Итальянская опера – речитативы secco; французская опера – разговорные диалоги.
Французская опера Высокий уровень драматургов – Фавар, Седен, Мармонтель. Арии – песенно-танцевальный тематизм, преобладает силлабика. Нет ансамблевых финалов, как у итальянцев. Значительная роль оркестра: увертюра, антракты, инструментальные эпизоды.
Зингшпиль (Singspiel) Зингшпиль (нем. Singspiel, буквально — «игра с пением» , от singen «петь» и Spiel — «игра» ) — музыкально-драматический жанр, распространённый в Германии и Австрии во второй половине XVIII века и начала XIX века; пьеса с музыкальными номерами или опера с разговорными диалогами (вместо речитативов), преимущественно комического содержания.
В северной Германии жанр зингшпиля формировался под влиянием английской «балладной оперы» , в особенности «Оперы нищих» . Началом его считают постановку немецкой обработки «балладной оперы» «Чёрт на свободе» по балладной опере Чарлза Коффи «Быть беде!» („The Devil to Pay“, 1731) с музыкой композитора И. Штандфуса (1752). 3 ингшпили впитали традиции итальянской, французской, английской комической оперы. Классические образцы зингшпиля — у Моцарта ( «Похищение из сераля» , нем. „Die Entführung aus dem Serail“, 1782; «Директор театра» , 1786).