![Скачать презентацию Коми-пермяки Один из самых древних уральских народов Скачать презентацию Коми-пермяки Один из самых древних уральских народов](https://present5.com/wp-content/plugins/kama-clic-counter/icons/ppt.jpg)
Коми-пермяки.ppt
- Количество слайдов: 13
Коми-пермяки • Один из самых древних уральских народов. • В составе финно-угорской языковой семьи их язык наравне с коми-зырянским и удмуртским входит в пермскую группу.
• Пермяк (пермяне) пермь. • Новгородцы, осваивавшие далекие северные земли, познакомились с финноязычными племенами бассейна Вычегды и Верхней Камы и назвали население и территорию их проживания пермью. • Впоследствии Верхнекамье получило официальное название Пермь Великая.
• Коми – «человек, человек своего племени, народа". • Около 200 археологических памятников • Побережья Камы и низовья с широкими поймами и плодородными почвами. • Тяготение к удобному ландшафту. • Охота, рыболовство и земледелие.
• Гляденовские племена, которые в первые века нашей эры переселялись по водным путям из Среднего Прикамья до р. Вишеры. • В Сылвенско-Иренском поречье, через который проходил основной миграционный путь, уграм удалось завладеть территорией проживания местного населения. • На Верхней Каме сформировалась ломоватовская культура IV-IX вв. Ломоватовское и неволинское население становится прочным ядром формирования пракоми-пермяцкой этнической общности.
• На Верхней Каме сложилась еще более зрелая в этническом и хозяйственно-культурном отношении родановская культура IX-XV вв. • Расширилась территория проживания коми-пермяков на север, северо-восток и запад, хотя прекратили существование памятники в бассейне Сылвы (неволинцев), по рекам Чусовой и Косьве. • Увеличилась численность и плотность населения. • Селища, городища, могильники, местонахождения кладов.
• Комплексное хозяйство • На севере - охота и рыболовство, а на юге – земледелие. • Выращивали чаще ячмень, рожь, овес, реже пшеницу. • Ральники, мотыги, серпы, косы-горбуши, каменные зернотерки. • Значительные центры металлургического производства обнаружены на городищах. • Плавили металл в глинобитных домницах. • В специальных глиняных формах отливали украшения. • Со временем появились ремесленные центры металлургии и металлообработки.
• Солеварение • Косторезное производство • Гончарное производство
• Формирование соседских коллективов людей взамен родовых. Власть вождей рода распространяется на более крупные общности людей. • Усиление культов солнца и плодородия, устройство жертвенников в виде ям. • Сохранялись охотничья магия и почитание животных.
• Cвязи с севером • Формирование родственного по происхождению комизырянского населения. • Торговые связи булгар и коми-пермяков. • Самым ценным предметом обмена была пушнина.
• Влияние славянского населения • Массовая русская колонизация • В 1462 году началась христианизация коми-пермяков , а в 1472 году территория их расселения была включена в состав Русского государства.
• XVIII в. - стабилизация границ расселения коми-пермяков • В 1710 г. проживало 3026 человек, • 1702 г. - 4763 человека. • К 1745 г. коми-пермяцкое население достигло 16 300 человек, • А к 1795 г. - 29 800 человек, • 1857 -1858 гг. коми-пермяков числилось 62 130 человек • 1897 г. насчитала в Пермской губернии 92 112 • В 1925 г. на Среднем Урале проживало 134 тысячи комипермяков
Север Охота, рыболовство, земледелие с перелогом и подсекой. Малодворные поселения с рядовой планировкой и монументальные высокие усадьбы со слитной связью жилища и двухъярусного двора. Крыши построек украшали зооморфной скульптурой. Распространенными стали женский костюм с красным сарафаном и кокошником, охотничий комплект с лузаном. Особые мотивы орнаментации текстильных изделий, система поэтических жанров, музыкальный стиль, знание эпического предания о Пере-богатыре, почитание покровителей животных и удачной охоты, преобладание рассказов о демонологическом персонаже лешем, отражение в пословицах и поговорках охотничье-промыслового быта.
Юг Промысловая деятельность людей, обработка сельскохозяйственной продукции. Тип усадьбы с пятистенком и открытым дворомоградой. Жилище с низким подклетом. Одежду шили преимущественно из тканей темных расцветок, праздничный сарафан - из набойного холста. Женщины носили на голове шамшуры. Космогонический миф о сотворении мира Еном и Кулем и эпическое предание о Кудым-Оше. Особая фонетическая система и два гласных звука, которые отсутствуют в других комиязыках. Таинственное отношение к природе породило веру в низшие мифологические персонажи. Символическое значение имели образы медведя, лося, утки.