3 занятие Цвет.pptx
- Количество слайдов: 35
Колористика
Цвет — это свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения. Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств (тех его видов, которые ориентированы на зрительное восприятие).
В 1911 году Йоханнес Иттен - выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник в своей книге "Искусство цвета " попытался ответить на вопросы, что же такое цвет , как мы его воспринимаем, и каковы основные правила сочетания цветов. Вот что он выяснил: В 1676 году сэр Исаак Ньютон разложил белый солнечный цвет на цветовой спектр с помощью призмы. Через узкую щель солнечный свет падал на трехгранную призму, преломлялся и проецировался на экран, на котором возникало изображение цветового спектра в виде непрерывной полосы. Она начиналась с красного цвета, далее шел оранжевый, затем желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Если получившееся изображение пропустить через собирающую линзу, то при соединении всех цветов вместе на выходе опять появляется белый свет. Если мы удалим из спектра один цвет, например, красный, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета (оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый), то полученный нами смешанный цвет будет зеленый - это дополнительный цвет к удаленному нами красному. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. Цвета спектра создаются световыми волнами различной длины. Каждый цвет спектра может быть точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии их человеческим глазом и мозгом в процессе поглощения предметом световых волн. Предметы сами по себе не имеют никакого цвета, цвет появляется лишь при их освещении. Синяя книга выглядит синей потому, что она поглощает все световые волны, кроме синей. То есть, молекулярный состав обложки книги таков, что он отражает синие световые лучи, а все остальные поглощает. В ньютоновском эксперименте с призмой смешиваются невещественные цвета, и смешение основных цветов дает белый. Живописные краски (пигментные) являются вещественными, и смешение основных цветов в определенной пропорции даст черный.
12 -секторный цветовой круг И. Иттона с включенными в него треугольником, представляющим три основных независимых цвета, и шестигранником, представляющим смеси этих цветов
Желтый, красный и синий - основные цвета (цвета первого порядка), из которых могут быть получены все остальные. Оранжевый, зеленый и фиолетовый - цвета второго порядка. Они получаются из смеси двух основных цветов (красный + синий = фиолетовый, желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый). Желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый - цвета третьего порядка, каждый из которых получается путем смешения цвета первого и второго порядка (красный + оранжевый = красно-оранжевый, синий + фиолетовый = сине-фиолетовый, и т. д. ). Дополнительные цвета располагаются на цветовом круге друг напротив друга: желтый - фиолетовый, красный - зеленый, синий - оранжевый, желто-оранжевый - сине-фиолетовый, и т. д. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный к нему цвет. Смешение двух дополнительных цветов дает нейтральный черно-серый тон. Дополнительные цвета необычайно контрастны и очень редко хорошо смотрятся вместе в "неестественных условиях". Красный круг на зеленом фоне выглядит необычайно кричащим, вибрирующим, выпрыгивающим за пределы своей формы. Однако, в природе множество примеров, когда дополнительные цвета отлично смотрятся вместе: красно-зеленая поляна земляники, или желто-фиолетовые цветки орхидеи. Цвета, располагающиеся на цветовом круге по соседству друг с другом (родственные) очень хорошо смотрятся вместе, но не образуют никакого контраста. Если вы хотите, чтобы ваша работа вызывала у зрителя ощущение умиротворения и комфорта, используйте цвета, находящиеся по соседству друг с другом.
Основные психологические ассоциации, вызываемые парами дополнительных цветов в цветовом круге. Диаметрально противоположные цвета, показанные в кружках на этой схеме, вызывают контрастные по смыслу ассоциации
Цветовые созвучия (гармонии). Схемы согласования контрастных цветов. Контрастные по цветовому тону цвета располагаются в большом хроматическом интервале цветового круга (1/2). Они полярны и взаимодополнительны. Их сочетания являются наиболее яркими и активными
Схемы согласования родственных цветов. Нюансные по цветовому тону цвета располагаются в малом хроматическом интервале цветового круга (1/8– 1/4). Их связывает один из психологически независимых цветов (красный, зеленый, синий или желтый), и они не содержат оттенков контрастных цветов
Схемы согласования родственно-контрастных цветов. Пары таких цветов располагаются в среднем хроматическом интервале цветового круга (1/4– 1/2), в его соседних основных четвертях. Их гармония основана на признаке родства по какомулибо цвету и противоположности размещения в какой-либо половине цветового круга
Схемы согласования цветовой триады: а) цвета располагаются в углах равностороннего треугольника, вписанного в круг. Это — сочетание двух родственно-контрастных цветов и цвета, контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в цветовом круге; б) цвета располагаются в углах равнобедренного треугольника, вписанного в круг. Это — сочетание двух родственных цветов и цвета, контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в цветовом круге
Согласно Гёте, глаз неохотно терпит ощущение одного какого-либо цвета и требует другого, который составил бы с ним целостность цветового круга. Также, впечатление от сочетания цветов может быть различным в зависимости от разности или одинаковости их светлот и насыщенности. И ещё Гёте заметил, что тёплые цвета выигрывают при сопоставлении с чёрным, а холодные - с белым. В основе цветовой композиции костюма лежат принципы гармоничного расположения цветов по кругу, а также их взаимосвязь внутри этого цветового круга.
Эмоциональные ассоциации
Основные символические значения цветов и значения их в одежде. Красный символизирует: огонь; любовь; феерию (праздник); мужество, энергию, силу; смелость, достоинство; власть, войну и кровь. Мужчины часто выбирают именно красное белье для своих возлюбленных. Оранжевый — символ тепла, солнца, радости; наслаждения, праздника; великодушия; благородства. В небольших количествах он будит в нас мысли о радости, веселье и ярком солнце. Избыток оранжевого кажется нам нахальным и наглым. А избыток наглости уже выглядит вульгарным и дешевым. И еще часто оранжевый цвет ассоциируется с низкой ценой и доступностью. Помимо использования оранжевого цвета в небольших количествах, можно посоветовать применять его различные оттенки. Пастельный оранжевый цвет приближается к персиковому - а этот цвет в сознании людей обычно связывается со свежестью и здоровьем, естественным цветом кожи и косметикой. Если двинуться в более коричневые оттенки, такие, как терракотовый, то они воспринимаются как естественные, выдержанные, как цвет загара. Желтый — символ движения, неизменности; чистоты, ясности; уважения, величия; великолепия, богатства. Сочетание желтого и черного цветов говорит об опасности. Такое сочетание мы видим на знаке, предупреждающем о такой страшной опасности, как радиация. Желтый цвет всегда сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном. Но он же может быть и совершенно безжалостным и быстро утомляет, если встречается в избытке. Яркий желтый цвет используется как цветовой акцент. Но если добавить к нему немного белого, вы смело можете использовать желтый и в больших количествах. Кремовый и бежевый - самые безопасные цвета в любых количествах, а ведь они и есть оттенки желтого.
Зеленый символизирует свободу, ликование, надежду; покой, мир; здоровье, спасение; ясность духа; скромность, нежность, кротость (светлый желто-зеленый). Нежные зеленые оттенки шалфея, мха успокаивают. Изумрудный и малахитовый говорят о роскоши. Сине-зеленый цвет морской воды или шеи селезня кажется слишком ярким, но стоит разбавить его белым, как он уже воспринимается совершенно иначе. Голубой — символ чистоты; разума; постоянства; нежности, добродетели; мира и вечности. Голубой может быть элегантным, светским и изысканным, а может показаться совершенно домашним и повседневным. Синий — символ чести, верности, искренности; безупречности, непорочности; вселенной. Некоторые считают синий цвет подавляющим и депрессивным. Но все же, как правило, синий и голубой цвета вполне безопасны и очень широко распространены. Темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным - недаром его так любят бизнесмены. Яркий кобальт, сочетание синего и красного цветов, считается глубоким, интригующим и возбуждающим. Сиреневый символизирует грусть, печаль, меланхолию (от- части это верно и для фиолетового цвета). Фиолетовый — символ мудрости, зрелости; господства; высшего разума и космического пространства. В больших количествах фиолетовый цвет выглядит неестественным, искусственным и вычурным. Пурпурные цвета символизируют власть, верховенство, высокорожденность, величие; достоинство, силу; могущество, крепость. Коричневые цвета символизируют строгость, сдержанность, постоянство, скрытость, благородство, зрелость. Традиционно считался сильным и энергичным, однако не настолько сильным, как черный, красный или белый. Коричневый цвет считается более неформальным, чем черный или красный.
Белый — символ чистоты, мудрости; невинности, безмятежности души; мира; духа Белый просвещения. Переборщите с белым цветом - и вы создадите ощущение стерильности и больничной атмосферы. Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, благородство, скромность; печаль, грусть, тоску. Это классический нейтральный цвет. Серый отражает все цвета, и в нем не доминирует ни один из них. Это отличный цвет для фона. В сочетании с другими нейтральными или яркими цветами серый выглядит сильным, энергичным, изысканным и красивым. Черный — символ постоянства, скромности, торжественности; мира как покоя; ночи; траура и смерти. Черный цвет вошел в моду и стал считаться изысканным в силу его необыкновенной практичности. Традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью. Он является основным цветом в одежде современных женщин, живущих в городах. Очень часто женщины надевают на деловые встречи именно черные костюмы. Но не нужно забывать, что черный цвет связан и с опасностью.
Типы цветовых гармоний в различных работах, посвященных цветоведению, систематизируют по нескольким ведущим признакам: — полихроматические или монохроматические гармонии; — контрастные или нюансные (по цветовому тону) гармонии; — сочетания только хроматических цветов друг с другом; сочетания только ахроматических цветов друг с другом; сочетания хроматических с ахроматическими; — сочетания чистых (насыщенных) цветов; — сочетания ненасыщенных цветов; — сочетания насыщенных с ненасыщенными; — сочетания смешанных (сложных) цветов; — смеси насыщенных и ненасыщенных хроматических с ахроматическими; — сочетания только двух цветов, только трех цветов или большего числа цветов: это двух-, трех- и полицветные гармонии. Известный педагог Баухауза, художник и теоретик дизайна И. Иттен в своей работе «Искусство цвета» , выделял 7 основных типов цветовых контрастов: 1) контраст по цвету 2) контраст светлого и темного 3) контраст холодного и теплого 4) контраст дополнительных цветов 5) симультанный (одновременный) контраст 6) контраст по насыщенности 7) контраст по площади цветовых пятен.
Контраст по цвету Сочетание цветов в триаде - использование трёх цветов либо первичной триады (красный - жёлтый - синий), либо вторичной (оранжевый - зелёный - фиолетовый). Построение костюма по принципу триады требует чувства меры и пропорционального равновесия.
Контраст светлого и темного Ахроматическое сочетание - белый, серый, чёрный - всегда смотрится строго и лаконично. Чёрный с белым - это классика, на требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с чёрным - идеальный фон для ярких цветовых акцентов. С ахроматическими цветами гармонируют все цвета спектра.
Контраст холодного и теплого
Контраст дополнительных цветов Комплиментарное сочетание - соединение контрастных (дополнительных) цветов, которые в цветовом круге находятся диаметрально напротив. Существует три основные пары дополнительных цветов: красный - зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Дополнительные цвета усиливают насыщенность друга, привлекают внимание. В образе это всегда выглядит ярко, смело, динамично. Контраст дополнительных цветов может быть смягчён, если взять не чистые цвета, а их оттенки. Так, комбинация синего с оранжевым будет выглядеть спокойнее в варианте голубой - светло-коричневый. Если человеку не к лицу яркий контраст жёлтого с фиолетовым, можно попробовать приглушённое сочетание песочного с сиреневым.
Симультанный (одновременный) контраст Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какоголибо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Рисунки 31 -36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В каждый из шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов. И сразу же каждый их этих серых квадратов начинает приобретать оттенок цвета дополнительного к основному цвету большого квадрата.
Контраст по насыщенности Использование близких, родственных цветов - тех, что соседствуют друг с другом в цветовом круге, делает образ мягким и спокойным. Обычно один цвет выбирается в качестве основного, а другой – в качестве дополнительного. Примером может служить костюм, выдержанный в такой гамме: коричневый - оливковый - золотистый или голубой - синий - фиолетовый.
Контраст по площади цветовых пятен
В костюме рекомендуется использовать не более трёх самостоятельных цветов (многоцветные ткани с рисунком не в счёт): один является базовым и занимает наибольшую площадь (60 -70%), второй служит дополнением или более ярким пятном (20 -30%). Если присутствует третий цвет, то он выступает в роли акцента, центра композиции и в процентном соотношении занимает наименьшую площадь (5 -10%). Соединение в ансамбле четырёх и более цветов рискованно, поскольку возникает слишком много точек внимания и образ может "развалиться" на отдельные фрагменты. Известно, что цвет влияет на восприятие формы и размера предметов человеческим глазом. Так, светлые и теплые тона зрительно увеличивают предметы, а холодные и темные - уменьшают. Зная эту закономерность легко с помощью цвета одежды скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства.
Правила подбора цветов для создания классической цветовой гармонии: в гармонии должны быть заметны первоначальные элементы многообразия, то есть присутствовать красный, жёлтый и синий цвета; многообразие тонов должно быть достигнуто через разнообразие светлого и тёмного; тона должны быть в равновесии, ни один не должен выделяться - это и есть цветовой ритм; в больших цветовых композициях цвета должны следовать по порядку один за другим так, как в спектре или радуге (мелодия единства); чистые цвета следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех местах, которые хочется выделить. Общие правила создания цветовой гармонии заключаются в следующем: выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся; выбрать последовательность тёплой и холодной гаммы цветов; сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе.
Привести их в гармоничное сочетание можно несколькими способами: 1. Один из цветов должен быть меньше по площади. 2. К одному из цветов добавить белый или черный цвет; 3. Все цвета взять разбеленными или затемненными; 4. В один из цветов добавить ему контрастный. Например, если в чистый красный добавить немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым;
Практическая работа: 1. Создать двенадцатичастный цветовой круг. Техника - гуашь, акрил, ватман.
2. Разнообразие цвета. Поиск и изображение тональных отношений. За образец можно взять любую картинку. Самый легкий способ создания цветовой схемы – это использование фотографии как основы. https: //color. adobe. com Adobe Kuler http: //design-seeds. com/
3. Создать композицию, отнотоновую, родственно-контрастную, контрастную.
Задание. Создать модели одежды с цветовыми схемами, используя различные стили одежды и различные цветовые гармонии. 3 варианта по 3 эскиза + цветовая схема.
Цветовой тест Люшера http: //tests. kulichki. com/cgi-bin/lusher. cgi? step=1