бала.pptx
- Количество слайдов: 9
Кодекс чести средневекового рыцаря
Главным в рыцарском кодексе чести верность своему сеньору (феодалу, стоящему выше в иерархии общества). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые все время требовали своего подтверждения все новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и любви знал «весь христианский мир» .
Рыцарская культура ориентировалось на внешнее проявление. Выражалось это в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчёркивались красота и внешняя привлекательность. Отсюда и внешний блеск культур рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам.
Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего её человека. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила — иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60 - 80 кг. Кроме того, очень почитались искренность, доброта и благородство сердца; набожность и умеренность; отвага и физическая сила; презрение к усталости, страданию и смерти; сознание собственного достоинства; гордость за свою принадлежность к благородному роду; и, наконец, добродетели, по-старофранцузски называемые «largesse» ( «широта души» ) и «courtoisie» ( «куртуазность, изысканность, деликатность, утонченность, физическая красота, изящество и желание нравиться; чувство юмора, ум, изысканная вежливость).
Рыцарь должен был служить прекрасной даме, заботиться о слабых, включая женщин, духовных лиц и обездоленных, неизменно соблюдает все обязательства и клятвы. До сих пор существует выражение: "благородное положение обязывает". В рыцарских романах рыцари устремляют свои помыслы к Богу и совершают героические деяния. В поэзии французских ТРУБАДУРОВ и ТРУВЕРОВ и немецких МИННЕЗИНГЕРОВ XII-XIII вв. воспевается красота знатной дамы, нередко супруги сеньора, вассалом которого является поэт, и многим из этих певцов нельзя отказать в тонкости чувств.
Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. Кодекс рыцарской чести не был литературным вымыслом, однако для рыцарей не менее характерна была и грубость нравов. На неблагородных и простолюдинов они взирали свысока, используя любой предлог для того, чтобы притеснить, ограбить или оскорбить их. О власти рыцарей часто говорят как о "кулачном праве"; то было не право, а произвол и насилие. Подчиненных им крестьян, как и горожан, они нещадно грабили, а то и убивали. В других странах, как в Европе, так и за её пределами, они творили всяческие бесчинства. В подземных тюрьмах собственных замков они годами держали пленников, требуя за них выкуп. Встреча с рыцарем в поле или на большой дороге не сулила ничего хорошего.
Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их нарушение рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки существовал целый обряд разжалования рыцаря. Если рыцарь провинился не сильно, то его наказывали соразмерно степени вины: например, щит его подвешивали опрокинутым к столбу, стирали герб с него, рисовали символы бесчестия, писали вину и наконец ломали его, или, например, за менее тяжкие преступления наказание ограничивались рисованием на гербе щита какого-нибудь позорного знака. Делалось все это принародно, это был наглядный урок как молодым пажам и оруженосцам, так и зрелым рыцарям.
А также ещё несколько законов: 1. Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями. 2. В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба будет вверена Сюзерену*, вассалом которого он является, при уклонении же от Воли Сюзерена*, данное лицо автоматически лишается благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий. 3. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего Сюзерена*. 4. Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для Рыцаря позором большим, чем клятвопреступление. 5. Каждый рыцарь должен иметь Грамоту, подтверждающую его благородное происхождение. 6. Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах, где показывать доблесть ратную, храбрость и отвагу великую. 7. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному. 8. Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.
9. Рыцарь должен быть милосердым и кротким к слабому, и не отказывать тем кто просит о помощи. 10. Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его и его сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям. 11. Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами. 12. Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или поступками своими оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции в честном поединке в присутствии секундантов, или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках. 13. На Рыцарском турнире запрещено использовать нечестные приемы. 14. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство. 15. Рыцарь не может ударить поверженного противника (в честном поединке), а так-же противника, молящего о пощаде. 16. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего Сюзерена*, чести Дамы (любой), и собственной чести. 17. Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил. СЮЗЕРЕН (фр. suzerain) - в Западной Европе в Средние века - верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к рыцарю.