стиль интерьера кочевников.pptx
- Количество слайдов: 18
Кочевые народы Дудинова Ю. 13 д-1
Кочевы е наро ды — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юговосточной Азии, — рыболовством.
Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV—III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX—VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (IV тыс. до н. э. ) и появление колесниц (II тыс. до н. э. ) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II—I тыс. до н. э. в евразийских степях.
Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле.
Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тыс. до н. э. — сер. II тыс. н. э. ). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др. ). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и др. ). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями. Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевниковскотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др. ).
В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Повидимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией» . [1][2][3]
Кочевничество, не связанное со скотоводством и др. видами ремесла В различных странах существуют этнические меньшинства, ведущие кочевой образ жизни, но занимающиеся не скотоводством, а различными ремеслами, торговлей, гаданием, профессиональным исполнением песен и танцев. Это цыгане, ениши, ирландские путешественники и другие. Такие «кочевники» путешествуют таборами, живя обычно в транспортных средствах либо случайных помещениях, зачастую нежилого типа.
Кибитка Переносное жилище у кочевников: калмыков, цыганов, род шатра, покрытого войлоком: служит единицей обложения для взимания государственной и земско-кибиточной подати. Телега или сани с крытым верхом.
Ураса тип жилища у кочевых народов в Якутии конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Считается, что ураса это самая древняя форма якутских жилищ. Устройство урасы несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опираются на круглый остов — обруч. В землю по кругу (диаметр около 5 м) вкапывалось 10 -12 столбов высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывался деревянный круг, к которому на расстоянии около 0, 25 м друг к другу прислонялись шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураса кусками берёсты. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч богато украшались резным орнаментом. Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри урасы вдоль ее стен, также как и в других жилищах, сооружались нары (ороны). Посередине строения очаг. Пол земляной.
Юрта жилище кочевого народа переносное жилище у кочевых народов Азии и Южной Сибири у некоторых кочевых народов: переносное, конусообразной формы жилище
Возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8 -5 веке до н. э[источник не указан 1309 дней]. Юрты известны со времен гуннов[источник не указан 1309 дней]. Древнейшие визуальные изображения юрты (вернее, верблюдов навьюченных деталями юрты) дошли на погребальных статуэтках середины I тыс н. э. из Северного Китая[2]. Разнообразный материал, характеризующий развитие юрты со времён монгольских завоеваний XIII века, содержится в китайских, а также среднеазиатских, иранских и турецких миниатюрах.
Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Туркменские юрты имеют двустворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах вместо деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Двустворчатые деревянные двери были в татарских юртах 20 -х гг XX века. Казахские юрты ниже киргизских из-за сильных ветров в степи. Монгольские, бурятские и тувинские юрты из-за прямых потолочных жердей ещё ниже.
Основные части юрты: кереге/канат (решетчатые складные стенки), уук/уык (жерди, составляющие купол), тюндюк/шанырак (круг на вершине купола скрепляющий жерди), кошма, покрывающая все сооружение. Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток — женская, а запад — мужская[5]. На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ достатка. Эта половина гостевая. На этой половине также стелют постель для хозяина юрты, как часть ритуала его похорон