Книжная миниатюра..ppt
- Количество слайдов: 21
«Книжная Миниатюра. Искусство Византии. » Выполнила студентка группы ДС 111 Пенькова Д. А. Проверила:
Книжная миниатюра. Любовь к книге как к источнику знаний, а поскольку главенствовала религиозная литература, прежде всего как к кладезю «божественных откровений» , обусловила в Византии широкое распространение книжной иллюстрации. Византийцу хотелось, чтобы высокому содержанию книги соответствовало, как бы мы сказали теперь, ее внешнее оформление. По своим художественным достоинствам иллюстрации (с золотым фоном) на отдельных листах часто не уступают лучшим образцам церковной мозаики: это подлинные картины, поражающие, несмотря на малый размер, величавой строгостью образов. А декоративные заставки, фигурные инициалы и иллюстрации, вписанные в вязь текста, удивительную по своему каллиграфическому совершенству, составляют вместе с ней радующую глаз единую живописную и графическую композицию. Можно сказать, что миниатюры живут на пергаменте одной жизнью с буквами.
. Разглядывая эти небольшие книжные иллюстрации, мы как-то особенно остро ощущаем духовные запросы, эстетическое мироощущение византийцев. На плотных, столько раз в течение веков перевернутых, пожелтевших листах пергамента выступают перед нами прекрасные образы, иногда совсем эллинистические. В грациозновнушительной фигуре евангелиста, в его удивительно тонко выписанных чертах или в библейской сцене на фоне пейзажа, с изящными аллегорическими мотивами, мы ясно распознаем отсвет чувственной античной красоты, нерушимую связь между Грецией классической и средневековой (как, например, в знаменитой миниатюре Парижской псалтыри X в. «Давид, играющий на лире» в Национальной библиотеке в Париже).
Нас радует живость поз и непосредственная выразительность образов, чаще встречающиеся в этом более интимном искусстве, нежели в строго назидательных храмовых композициях. А порой, под влиянием определенных умонастроений, в нем явственно проступает чисто народная струя, бьющая из самых глубин христианского Востока со своим здоровым, несколько грубоватым юмором и сатирой, переходящей в гротеск (например, на болтунов и инакомыслящих, в замечательных по своей легкой живописной манере, с преобладанием нежных тонов, миниатюрах Хлудовской псалтыри IXв. — так названной по имени известного русского коллекционера — в Историческом музее в Москве).
Византия. Хлудовская псалтирь. Книжная миниатюра.
Книжная миниатюра является важной отраслью византийского искусства. В идейном, стилистическом и сюжетном плане она прошла те же этапы развития, что и монументальная живопись и иконопись. Византия унаследовала от античности особую любовь к книге. До IX в. в империи господствовало унциальное письмо с крупными буквами, оно употреблялось для создания роскошных кодексов.
Книга была не только сокровищницей знания, но и художественным памятником. Сам шрифт под пером мастера приобретал декоративный характер, изящные хвостики и петли минускульного письма сплетались в причудливо – радостный узор. Заголовки и инициалы, виньетки и киноварные значки разрушали единообразие заполненных ровными строчками листов. Некоторые рукописи (они называются лицевыми, или иллюминованными) украшены миниатюрами, которые специалист-художник размещал то в тексте, то на особых листах. Особенно пышными были книги, переписанные по заказу императоров и вельмож. Как церкви изображениями ктиторов, так и заказные рукописи нередко украшались портретами заказчиков. Книжный кодекс Византии, как правило, является произведением искусства, где гармонически сочетается каллиграфический почерк, миниатюры, заставки и инициалы букв. Тщательно продумывался и формат кодекса, художественная отделка, переплета, цвет пергамента или бумаги. Бумага проникла в Византию от арабов в X-XI вв. , но долгое время при изготовлении книжных кодексов применялись оба писчих материала: и пергамент и бумага. Византийское письмо было более унифицировано чем на Западе.
Унциальное и минускульное письмо. В истории византийского книжного письма можно выделить два периода: ранний, характеризующийся преобладанием унциала, и начинающийся с IX в. «минускульный» . Унциальное письмо возникло, когда писчий материал, папирус, был дешевым. Оно крупное, четкое, со сравнительно небольшим числом сокращений. Буквы поставлены обособленно и почти все они одинаковой высоты: они словно размещаются между двух мысленных линеек. В основе каждой из букв (за редким исключением) лежит один из трех элементов: квадрат, круг или равнобедренный треугольник, так что диаметр круга и высота треугольника равняются стороне квадрата. Слова унциального текста не разделены, надстрочные знаки (ударение и так называемое придыхание) отсутствуют. В минускульном письме буквы мельче и связаны между собой, что, по- видимому, вызвано переходом к пергамену, более дорогому материалу. Чтобы экономные формы письма не отразились на ясности, буквы минускула строят более разнообразными способами, чем унциальные: их располагают на мысленной четырехлинейной сетке так, чтобы тело минускульной буквы помещалось между двумя внутренними линейками, а разнообразные «дополнения» — дуги, петли, хвосты — выбрасывались вверх и вниз. К тому же минускульному письму свойственно применение надстрочных знаков, сокращений и лигатур — устойчивых «связанных» сочетаний двух или нескольких букв.
Настоящий расцвет книжной иллюстрации, как известно, начинается с изобретения пергаменного кодекса. Раздел "Византия и Русь" тому подтверждение. Особенно богато представлены X - XIV века. Это преимущественно Новый Завет, Тетраевангелие, Псалтирь.
Византийская культура письменная, осталось множество письменных источников, среди них и научные книги. Плоть от плоти античной культуры, Византия сохранила и приумножила научные традиции, проявившиеся в богословии и исследованиях физического мира. Астрономические таблицы Птолемея, отражая мировоззренческие позиции, показывают уровень художественного восприятия мира.
Представлены издания знаменитого Педания Диоскорида, в средневековье его авторитет учёного - ботаника и врача не подвергался сомнению, в новое время имя Диоскорида не пришлось заново открывать. Рисунки растений не только ботанически точны, это живописные произведения, эстетическая составляющая только подчёркивает научную точность, растения живые, несмотря на тщательное изображение корней, покинувших почву.
Византийские хроники продолжают традицию изложения истории как смены и перипетий царствования многочисленных византийских императоров. Миниатюры "Хроники Иоанна Скилицы" начинаются с Василия II (при нём Владимир Святой и Равноапостольный принимает восточно-христианскую веру и крестит страну).
Далее следуют картины осады русских в Преславе, уничтожение русского флота "греческим огнём": сложна и разнообразна история отношений Византии с Русью.
. Картинка "Учащиеся и философ-наставник" напомнит о сложной и развитой византийской системе образования, совмещающей достижения античной и христианской школы.
Константин и Елена. Евангелие. XI в. Т. н. "Парижская Псалтирь". Конец IX - начало X в. Предположительно, миниатюры "Парижской Псалтири" были скопированы с александрийской рукописи IV века. Во всяком случае, в них заметно сильное влияние античной традиции
Царь Езекия. Моление Исайи. Слева - аллегорическая фигура Ночи.
. Царь Давид между Софией (божественная мудрость) и Профитией (пророчество).
. Никифор III Вотаниат между св. Иоанном Златоустом и Архангелом Михаилом. Миниатюра "Слова Иоанна Златоуста". Париж, Нац. б-ка. 1078 -1081 гг.
. Василий II Болгаробойца (столь полюбившийся авторам фильма "Гибель Империи. Византийский урок"), коронуемый ангелами. Миниатюра из "Минология" Василия II. Константинополь. Ок. 985 г. Библиотека Святого Марка, Венеция. (Этот роскошный манускрипт также стибрили крестоносцы. )
. Мануил I Комнин (11431180) был "низкопоклонником перед Западом".