Посредниковой Марии, 114 группа.pptx
- Количество слайдов: 14
Клятва Гиппократа и современное отечественное законодательство о прерывании беременности: причины различия и перспективы сходства. Посредникова Мария, 114 группа
С древнейших времен материнство охранялось законом. Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии.
Клятва Гиппократа о прерывании беременности В клятве Гиппократа говорится: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство» .
Гиппократ рассматривал плодоизгнание как не этичное, не достойное врача вмешательство. Так, в V в. до н. э. Гиппократ фиксирует позицию врачебного сословия о этической недопустимости участия врача в производстве искусственного выкидыша.
В истории России под влиянием христианства и медицинских норм морально-этическое осуждение аборта сохраняется до начала XX века наряду с правовым осуждением. В начале XX века (1913 г. ) Пироговский съезд врачей нарушил эту традицию: он предложил развести морально-этическую и правовую оценки.
Врачи посчитали возможным сохранить моральноэтическое осуждение аборта как отвечающее клятве Гиппократа, и отвергнуть уголовное преследование за аборт. Однако вплоть до 1920 г. формально существовало строгое наказание за проведение аборта как для женщины, так и для врача. В 1920 г. Наркоздрав и Наркомюст приняли постановление, согласно которому женщинам было разрешено бесплатно в больничных условиях делать аборт.
«Этический кодекс российского врача» Письменное закрепление моральноэтической допустимости аборта, а тем самым и отступление от клятвы Гиппократа, находит себя в «Этическом кодексе российского врача» (1994 г. ). В Кодексе отсутствуют прямые требования о признании права на жизнь эмбриона (плода) и о недопустимости аборта.
Однако, регламентируется забортивного материала. Так, Ст. 12 ( «О праве пациента на физическую и психическую целостность» ) гласит: «…не допускается изъятие абортивного материала ткани и сред с недиагностической и нелечебной целью» .
Принятый в 1 ноября 2011 г. «ФЗ об основах охраны граждан РФ» (Ст. 56) четко регламентируют проведение операции по искусственному прерыванию беременности: по желанию женщины – до 12 недель, по желанию женщины и социальным показаниям – до 22 недель, по желанию женщины и медицинским показаниям – независимо от срока беременности.
Основная биоэтическая проблема аборта – столкновение прав: женщины на аборт, а плода на жизнь. Законодательство признает абсолютный характер права женщины на аборт до 12 недель, но права плода на жизнь здесь не признается.
Уголовный кодекс РФ Искусственное прерывание беременности попадает в поле зрения и Уголовного кодекса РФ. Ст. 123 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (штраф, исправительные работы).
Если же производство аборта причинило по неосторожности тяжкий вред здоровью, в частности утрату способности к оплодотворению и деторождению, или смерть потерпевшей, то законодательством предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Клятва Гиппократа и в настоящее время является моральным принципом врачей. Эти возвышенные слова помещают в рамку и вывешивают на стенах многочисленных поликлиник и больниц - как раз в тех местах, где ежегодно прерываются миллионы человеческих жизней. . .
Спасибо за внимание!