Клятва Гиппократа.pptx
- Количество слайдов: 10
КЛЯТВА ГИППОКРАТА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В СТРАНАХ МИРА сделано первокурсниками стоматологического факультета, 156 ой группы Медицина поистине самое благородное из всех искусств
Содержание Ø Биография Гиппократа Ø “Клятва Гиппократа” Ø Присяга врача Советского Союза Ø Клятва российского врача Ø “Клятва врача” в России Ø Присяга Исламской медицинской ассоциации Северной Америки Ø Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации Ø В чем отличие современных клятв от “Клятвы Гиппократа”
БИОГРАФИЯ ГИППОКРАТА Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до н. э. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — династии врачей, притязавшей на то, что она ведёт своё происхождение от Асклепия — бога медицины. Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. Подлинными исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Это трактаты — «О ветрах» , «О воздухах, водах и местностях» , «Прогностика» , «О диете при острых болезнях» , первая и третья книги «Эпидемий» , «Афоризмы» , хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах» , являющиеся шедеврами «Сборника» . Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: «Клятва» , «Закон» , «О враче» , «О благоприличном поведении» , «Наставления» , которые в конце V и начале IV века до н. э. превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм. И главный его принцип «Не навреди!» Врач не должен вредить организму пациента.
КЛЯТВА ГИППОКРАТА Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа» Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать, научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому и никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Присяга врача Советского Союза (Утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 1364 -VIII от 26. 03. 71 г. ) “Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: v все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лече нию и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; v быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и забот ливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; v постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; v обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; v беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, ответственностью перед народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь. ”
Клятва российского врача (Утверждена IV Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, ноябрь 1994 г. В настоящее время отменена. ) “ Добровольно вступая в медицинское сообщество, я (Ф. И. О. ) торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни дру гих людей, всеми профессио нальными средствами стремясь продлить её и сде лать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой. Клянусь постоянно совершенствовать мои познания и врачебное мастерство, отдавать все знания и силы охране здоровья человека и ни при каких обстоятельствах я не только не ис пользую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности. Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, соци ального и иного немедицин ского характера встать между мной и моим пациен том. Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим па циентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в беско рыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского со общества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству. Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться Этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами про фессиональной этики, исключая не признаваемое Ас социацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по со вести и с досто инством. ”
“КЛЯТВА ВРАЧА” В РОССИИ(20. 12. 1999 г. ) Лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании дают клятву врача следующего содержания: “Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: ü честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; ü быть всегда готовым, оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; ü проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; ü хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; ü доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; ü постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины. ”
Присяга Исламской медицинской ассоциации Северной Америки (принята в 1977 г. ) “Хвала Аллаху, Учителю, Единственному, Величеству небес, Великому и Достославному; слава Тебе, Вечному, создавшему вселенную и всех ее обитателей, явленному в бесконечности и вечности. Мы не служим иному богу, кроме Тебя, а идолопоклонство считаем мерзостным преступлением. Дай нам силу быть правдивыми, честными, скромными, милосердными и объективными. Дай нам силу духа признавать наши ошибки, исправлять наши пути и прощать других людей. Дай нам мудрость успокаивать и направлять всех к миру и гармонии. Дай нам понимание, что профессия наша священна, ибо питается ценнейшими Твоими дарами – жизнью и разумом. Поэтому сделай нас заслуживающими этого высокого звания с честью, достоинством и благочестием, чтобы мы могли посвятить нашу жизнь служению человеку, будь он беден или богат, грамотен или нет, мусульманин или не мусульманин, черный или белый, с терпением и почтением, доблестью и уважением, знанием и бессонными трудами, с любовью к Тебе в наших сердцах и состраданием к слугам Твоим. Мы принимаем эту присягу во имя Твое, Создатель Неба и Земли и следуем завету Твоему, открытому Тобой Пророку Мухаммеду: «Тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечестье на земле, тот как бы всех людей погубит. А тот, кто эту душу сохранит, он как бы всех людей убережет от смерти. ”
Женевская декларация В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа. Позже в 1949 году декларация вошла в Международный кодекс медицинской этики. “Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно. ”
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ СОВРЕМЕННЫХ КЛЯТВ ОТ “КЛЯТВЫ ГИППОКРАТА ” Со времен Гиппократа текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл. В частности, в один из латинских вариантов клятвы было внесено обещание «не оказывать медицинскую помощь бесплатно» . По сообщениям прессы, в Северной Америке и Европе в 2006 г. текст клятвы заменён «профессиональным кодексом» . По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом еще две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов» . В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами. В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех израильских ВУЗах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов. В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой. В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе – некоторых медицинских работников, пересмотреть некоторые её разделы. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.