Клод Дебюсси Мухаметшина Карина 11 а
• Ашиль-Клод Дебюсси (22 августа 1862, Сен. Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25 марта 1918, Париж) — французский композитор, музыкальный критик. • Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
• В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио — у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана. Пребывание в классе гармонии и аккомпанемента Эмиля Дюрана и вовсе привело к открытому конфликту между учеником и педагогом. Верный школьному учебнику гармонии, Дюран никак не мог смириться даже с самыми скромными экспериментами своего ученика. Не забыв о своих стычках с педагогом, спустя много лет Дебюсси писал об этом эпизоде своего обучения: «Гармония в таком виде, как её преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ сортировки звуков» .
Оперы • Пеллеас и Мелизанда (1893 — 1895, 1898, 1900— 1902) • Преступления любви (Галантные празднества) (1913— 1915; наброски) Балеты • Камма (1910— 1912) • Игры (1912— 1913) Камерная музыка • Фортепианное трио (1880) • Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882) • Струнный квартет (1893) • Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909— 1910) Сочинения для фортепиано А) для фортепиано в 2 руки • «Цыганский танец» (1880) • Две арабески (1888) • Мазурка (около 1890) • Вальс (1894; ноты утрачены) • Пьеса «Для фортепиано» (1894— 1901) • «Этюды» , две книги пьес (1915) Б) для фортепиано в 4 руки • Andante (1881; не опубл. ) • Дивертисмент (1884) • «Маленькая сюита» (1886— 1889) • «Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г. В) для 2 -х фортепиано • «Черное и белое» , три пьесы (1915)
Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились. . . Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места. - Дорогой месье, - сухо сказала фон Мекк Дебюсси, - не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом. . .
Как-то раз Клод Дебюсси отправился вместе с друзьями молодости в Парижскую Гранд-опера на представление вагнеровской оперы "Тристан и Изольда". Надо сказать, что в юношеские годы Дебюсси обожал Вагнера до самозабвения. Друзья весело вспоминали сумасбродства той поры, в том числе моду на поклонение Вагнеру. Один из школьных товарищей поддел Клода: - Удивительно, что при всей твоей преданнейшей любви к Вагнеру ты не стал его подражателем. . . - Ах, оставь, - усмехнулся Дебюсси. Сколько раз тебе приходилось с удовольствием лакомиться курицей, однако я не слышал, чтобы ты начал кудахтать. . .
У Клода Дебюсси частенько "не хватало дыхания", чтобы закончить произведение крупной формы. Незаконченными остались оперы "Родриг и Химена", "Падение дома Эшеров". Когда у композитора спрашивали, отчего он не пишет симфонии, Дебюсси весело отвечал: - Зачем зарабатывать одышку, строя симфонии? Давайте делать оперетты!