жанры СМИ.ppt
- Количество слайдов: 15
Классификация жанров СМИ: принципы, подходы, проблемы
Современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что она отличается • определенной стабильностью • подвижностью
Проблема • Некоторые журналисты-практики считают, что в разработке системы жанров нет необходимости (для журналиста главное — создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения). • Исследователи журналистики (Л. Е. Кройчик, Г. А. Сазонов, В. Я. Сергачёв) отмечают, что сегодня всё чаще в журналистской среде предпочитают оперировать обобщёнными и несколько расплывчатыми понятиями ≪текст≫, ≪материал≫ вместо традиционных наименований жанров (содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров).
А. А. Тертычный, В. В. Ворошилов, М. Н. Ким не согласны с категоричными утверждениями журналистовпрактиков о том, что разговор о жанрах журналистики не имеет смысла. • • • Тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр» , существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы. Разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком» , а группу объединенных им публикаций — «жанром» . Точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации» . Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе» . В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.
Традиционная классификация жанров • информационные; • аналитические; • художественно-публицистические Данная концепция была выдвинута группой ученых факультета журналистики МГУ в книге «Теория и практика советской периодической печати» (М. , 1980), под редакцией В. Д. Пельта.
• Информационные жанры: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчёт… • Аналитические жанры: корреспонденция (информационная, аналитическая, постановочная, раздумье), статья (научнопопулярная, проблемная/постановочная, публицистический комментарий), рецензия (театральная, телевизионная, кино…), обозрение… • Художественно-публицистические жанры: зарисовка (этюд, эскиз), очерк (портретный, проблемный, научно-популярный); фельетон, памфлет…
Основания для этой классификации степень выражения индивидуального авторского стиля, отношение автора к описываемому явлению. • информационные жанры – автор лишь сообщает о некотором событии, процессе, явлении и т. п. ; • аналитические – автор дополняет такое сообщение анализом, осмыслением, оценкой того, о чем идет речь; • художественно-публицистические – сочетаются элементы художественного и публицистического стиля, авторская позиция выражена максимально
Жанры журналистики и роды литературы • Эпос (основан на художественном воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира) -художественнопублицистические жанры в журналистике. • Лирика (основана на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств) -аналитические жанры журналистики. • Драма (в основе действие) -информационные жанры журналистики.
Другие классификации жанров • по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика» , «расследовательская журналистика» , «комментирующая журналистика» и т. п. • по тематике журналистского выступления: «политическая журналистика» , «деловая журналистика» , «детская журналистика» , «женская журналистика» и т. д. • по предмету отображения действительности: «авторская журналистика» , «новостная журналистика» , «аналитическая журналистика» .
Классификация Е. И. Пронина Е. И. Пронин все жанры журналистики разделил по двум основаниям: • По предмету отображения: реалии, позиции, идеалы, абсурды, шедевры, мнения, контакты, решения, эффекты. • По уровню осмысления: оповещение, ориентирование, коррекция, символизация.
Классификация Л. Е Кройчика Публицистический текст включает в себя три важнейших компонента: • сообщение о новости или возникшей проблеме; • фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; • приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). Все тексты он разбил на пять групп: • оперативно-новостные – заметки во всех ее разновидностях; • оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты; • исследовательские-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия; • исследовательские – статья, письмо, обозрение; • исследовательско-образные (художественнопублицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Типологическая структура жанров
Основные тенденции в системе жанрообразования • процесс перестройки жанровой системы происходит за счет смещения одних жанров другими. В системе жанров журналистики на периферию отошли такие жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры; • возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых на вооружение из других сфер человеческой деятельности, например, социологическое резюме или статья-прогноз; • процесс размывания жанровых границ приводит не только к образованию гибридных жанровых форм (например, очеркрасследование), но и постоянному жанровому взаимообогащению; • изменяясь и трансформируясь, жанры в своем развитии сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров
Постоянными признаками жанра остаются: • предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость «порядка осмотра мира» от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией; • постоянная связь каждого жанра с определенным типом жизненного материала: статья «работает» только с проблемами, интервью – с мнениями, рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с ее отражением в фильме, книге, спектакле; • предназначенность жанра для решения определенной информационной задачи; • соответствие каждого жанра определенному методу работы с информацией; • нарушение этих порядков приводит либо к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр (Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики).
жанры СМИ.ppt