308418.ppt
- Количество слайдов: 43
Классификация ТСО по характеру предъявления информации. 1. Экранные ТСО. 2. Звуковые ТСО. 3. Экранно-звуковые ТСО.
Экранные ТСО. Технические устройства Дидактическое обеспечение 1. Слайдпроектор. 1. Диапозитив. 2. Диапроектор. 2. Диафильм. 3. Эпипроектор (эпископ). 3. Эпиобъект. 4. Графопроектор (оверхед - 4. Транспарант проектор). (кодопособие).
АППАРАТУРА: Слайдпроектор
АППАРАТУРА: Диапроектор
АППАРАТУРА: Графопроектор (оверхед проектор)
АППАРАТУРА: Эпископ
Диапозитивы Диапозитив (от греч. dia – через и лат. рositivus положительный) –фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе, рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей.
Виды диапозитивов n n Черно белые и цветные Штриховые (схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы) и полутоновые (фотографии, рисунки карандашем с растушевкой, тушью, пастелью) Стеклянные (‘+’ отсутствие коробления при нагревании, ‘ ’ – хрупкие, большая масса) и пленочные Крупноформатные (просмотр невооруженным глазом) и малоформатные (просмотр с помощью проекционных аппаратов)
2. Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ, film пленка), это серия черно белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано автором, можно получить необходимый учебный, воспитательный и эмоциональный эффект. На ленте обычно монтируют от 25 до 45 кадров. Диафильмы бывают с размером кадра 18 х 24 мм или 24 х 36 мм. Диафильмы также бывают озвученные и неозвученные.
Создать серию диапозитивов или диафильм доступно каждому учителю и воспитателю, владеющему элементарными знаниями и навыками по технике фотосъемки и обработки фотоматериалов. Работать над текстом для серий диапозитивов проще, чем над текстом для диафильмов, так как диапозитивы требуют лишь лаконичных подписей, в которых указывается, что изображено. В сюжетной серии текст сложнее, поскольку он должен связывать отдельные диапозитивы единой сюжетной линией. Так как в диафильме кадры тесно связаны с текстом, предварительно разрабатывают кадро план, содержащий текст к каждому кадру. Современная цветная фотография позволяет получать многокрасочные картины на большом экране.
3. Транспаранты (кодопособия) изображения на фолиях прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора 142 х 10 З мм, 250 х 250 мм. .
Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2 — 6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные). Серии бывают трех видов: одни предназначены для демонстрации способом наложения, другие — способом снятия, третьи — способом кашетирования (кэширования), смещения Серия накладывающихся транспарантов позволяет создать на экране как целостный образ из составляющих его частей или воспроизвести процесс и представить изучаемое явление в развитии, так и выделить эти составляющие путем последовательного снятия транспарантов. Кашетирование – это способ, при котором на тарнспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей шторками из непрозрачного материала. Затем, постепенно снимая прикрытия, усложняют рисунок, выводя на экран новые элементы.
4. Эпиобъекты изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т. п. ) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты. Эпипроекция передает цвет плоских непрозрачных объектов. Сравнительно небольшие размеры объекта эпипроекции ( 140 х 140 мм) следует учитывать при изготовлении пособий, подлежащих проецированию на экран, например карт, схем, чертежей или просто схематических рисунков, эскизов и т. п.
Звуковые ТСО. Технические устройства Дидактическое обеспечение 1. Проигрыватель. 1. Грампластинка. 2. Магнитофон. 2. Аудиокассета. 3. Музыкальный центр. 3. Музыкальный компакт- 4. МР 3 -плеер. диск. 5. Диктофон. 4. Флэшка. 6. Радио.
Способы записи звука: • Механический; • Фотографическая фонограмма; • Звуко-магнитный; • Цифровой.
Из истории звукозаписывающей аппаратуры Механический способ: 1877 – создание воскового фонографа (амер. электротехник Томас Альва Эдисон). Недостаток нельзя тиражировать. 1888 – граммофон (нем. инженер Эмиль Берлингер) и патефон (фр. инженер Шарль Кро). Преимущество записи можно тиражировать, недостаток тихий звук.
Оптический способ 1888 г. – изобретение фотоэлемента (рус. физик А. Г. Столетов) 1889 г. – создание аппарата для оптической записи звука на светочувствительной ленте (рус. ученый А. Ф. Викшемский) 1900 г. – найден способ воспроизведения звука с фотографической фонограммы (рус. инженер И. Л. Поляков) 1928 г. – разработан фотографический способ записи звука на кинопленке (рус. Ученые П. Г. Тагер и А. Ф. Шорин).
Магнитный способ 1898 г. – изобретен магнитный способ записи звука на стальную проволоку (дат. физик В. Паульсен) 1928 г. – предложено вместо проволоки использовать бумажную ленту, на которую наносили порошок окиси железа. В дальнейшем бумагу заменили лентой с хлопчатобумажной или лавсановой основой.
Лазерные технологии 1958 г. – обоснование возможности создания лазера (амер. физики Чарльз Таунс и Артур Шавлов) 1961 62 гг. – создание лазера (рус. физики Басов и Прохоров) 1983 г. – появился первый оптический компакт диск (США) 1984 г. – видеодиски новой конструкции (250 тыс. страниц – 500 книг; создание таких медиа средств в 5 раз дешевле издания книг с эквивалентным количеством информации) – интерактивное видео, телекоммуникации, технология на компакт дисках, технология гипертекстов и т. д.
Виды записи звука По способу записи звука на носителе: Аналоговый сигнал (непрерывный, в соответствии с видом звуковой волны) грампластинки, магнитные ленты, оптические фонограммы Цифровой (с помощью цифрового двоичного кода из единиц и нулей) магнитные диски, лазерные (оптические диски), мини лазерные диски.
Виды и носители звукозаписи Звуковые технические средства комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука. В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, лазерные (оптические) диски. Своеобразным средством выступает радио. 1. Грамзапись (граммофонная запись) механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов. В предыдущий период в стране было налажено производство целых фонотек для школ, много познавательных пластинок выпускалось для домашнего использования. Были созданы. серии учебных грампластинок.
Это комплекты к учебникам иностранного языка (английского, немецкого, французского) для всех классов, фонохрестоматии по истории, литературе и для начальных классов, звуковые пособия к учебникам русского языка и литературы для национальных школ, комплекты грампластинок для уроков физического воспитания, музыки, диктанты по математике. На пластинках записывались голоса великих людей, чтение классических произведений известными актерами, театральные постановки, документальные записи, голоса птиц и зверей, музыка самых разных жанров. Во многих школах, где с пластинками обращались бережно, они вполне пригодны для использования. Выпуск пластинок осуществляется и в настоящее время. Для их воспроизведения выпускается модифицированная аппаратура (виниловые проигрыватели).
2. Магнитофонные записи магнитная запись звука на магнитную ленту. Запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и воспроизводят в процессе занятий.
3. Лазерные, или оптические диски. Благодаря незначительным размерам и большому объему хранимой информации, надежности и долговечности лазерные диски стали популярными носителями информации. Объем информации, хранящейся на лазерном CD диске 700 Мегабайт ; на DVD диске достигает 4. 7 Гигабайт. Информация на дорожке создается мощным лазерным лучом, выжигающим на поверхности диска впадины, и представляет собой чередование впадин и выступов. При считывании информации островки отражают свет лазерного луча и воспринимаются как единица (1), впадины не отражают луч и соответственно воспринимаются как ноль (0).
В недавнее время было очень много учебных радиопередач, разработанных специально для учебных целей. Теперь, к сожалению, такого вещания практически нет, да и качество звука при радиотрансляции значительно ниже. Но по прежнему можно использовать отрывки из разнообразных познавательных радиопередач, записав их с помощью современных звукозаписывающих средств на магнитную ленту или диск. Особенностью современных радиопередач является то, что в студию приглашаются известные ученые, политики, писатели и т. д. Информация эта оперативная и имеет интерактивный характер, так как нередко можно позвонить в студию и задать приглашенному человеку свои вопросы.
Аудиоаппаратура и ее характеристики Наиболее важными критериями при выборе аудиотехники считаются широта диапазона воспроизводимых частот и выходная мощность усилителя. Техника класса Hi-End это высококачественные акустические системы, усилитель, эквалайзер, двухкассетная дека, СД плеер. Она очень дорогая. Аудиоцентр класса Hi-Fi дает хорошее звучание, относительно прост в управлении и существенно дешевле. Аппараты класса Hi Fi делятся на три основные группы: • миди, • мини • микро.
Акустические возможности современных Hi-Fi систем • Минимум искажений и высокая скорость передачи сигнала ( усилители класса А); • Отключение при воспроизведении всех корректирующих цепей с целью получения естественного звучания звукозаписи (функция Source Direct); • Эффект объемного звучания (системы Dolby Pro. Logic) – применения центрального и тыловых динамиков и кодированием звука при записи звука на компакт диск; • Управление частотными характеристиками звука (эквалайзер)
Графический эквалайзер
Электронный эквалайзер
Особенности управления Механические или Сенсорные устройства управления (с пульта) Отдельное управление на блоке проигрывателя компакт дисков (на 1 5 и более дисков) Самостоятельное определение длины ленты и компоновка звукозаписи в нескольких вариантах (система интеллектуального монтажа CCIR) Программирование вручную порядка воспроизведения звукозаписей с СD или наличие игровой «рулетки»
Возможности эквалайзера: • Позволяет выстраивать частотные характеристики в зависимости от характера музыки и желания слушателя. • Имеет фиксированные позиции (6 8 позиций) – для классики, рока, джаза и т. д. • Существуют программируемые эквалайзеры – фиксируют варианты настройки в памяти центра • Иногда имееют эффекты дополнительного баса (X Bass, Bass Boast, V Bass) – для пространственного окружения звуком, создания эффекта эха, эффекта стадиона, концертного зала и т. д. • Виды эквалайзера: Графический и Электронный
Миди крупнее по размеру и строже по дизайну мини меньше, более «свободны» в оформлении и пользуются наибольшим спросом микро компактные, в основном однокассетные, но с очень хорошим звуком. Функционально же и по качеству звука разница аппаратов трех групп невелика, хотя меломаны предпочитают миди. Акустические возможности современных музыкальных центров весьма широки. Как правило, лучшие модели включают в себя качественные комплектующие и оптимальные сигнальные тракты вплоть до усилителей класса А (минимум искажений и высокая скорость передачи сигнала) и функции Source Direct (отключение при воспроизведении всех корректирующих цепей с целью получения естественного звучания звукозаписи).
Сейчас музыкальные центры миди стали оборудоваться системой Dolby Pro. Logic для создания эффекта объемного звучания. Этот эффект достигается путем применения центрального и дополнительных тыловых динамиков, а также специальным кодированием звука при записи на компакт диск; благодаря значительной выходной мощности данные мини системы могут прекрасно обслуживать малые и небольшие спортивные залы.
Серьезными эксплуатационными преимуществами обладает эквалайзер устройство, позволяющее в зависимости от характера музыки и желания слушателей выстроить частотные характеристики. Самые простые музыкальные центры имеют фиксированные положения: для классики, рока, джаза и т. д. , до 6 8 позиций. Графический (с помощью набора полозков на панели) и электронный (устанавливается картинка на дисплее) эквалайзеры оставляют слушателю возможность «организовывать» звук по своему собственному вкусу. Есть программируемые эквалайзеры, позволяющие зафиксировать свои варианты настройки в памяти центра. Кроме того, существуют некоторые интересные эффекты дополнительный бас (каждая фирма называет его по своему, скажем, X Bass, Bass Boost, V Bass), пространственное окружение слушателя звуком или эхо, эффект стадиона, концертного зала и т. д.
Масса управленческих удобств сосредоточена и на блоке проигрывателя компакт дисков, который может быть рассчитан на 1, 3, 5 и более дисков. К примеру, при перезаписи отобранных вами музыкальных произведений с компакт диска вы лишь устанавлива етеразмер кассеты (45, 60, 90 мин), а аппарат сам размещает запись по дорожкам кассеты. Некоторые модели способны не только самостоятельно определять длину ленты, но и компоновать звукозапись в нескольких вариантах (система интеллектуального монтажа CCIR). Как правило, проигрыватель имеет возможность программировать вручную порядок воспроизведения номеров музыкальных произведений компакт диска, а также может иметь режим игровой «рулетки» , т. е. произвольного порядка проигрывания записанных произведений.
Немаловажное место в составе музыкального центра занимает двухкассетная дека с автореверсом, автореверсом поиском нужных программ, шумоподавителем, автоматическим уровнем записи, синхронизацией и монтажом записи с компакт диска. Часто дека имеет две скорости перезаписи с кассеты на кассету нормальную и ускоренную.
Тюнер (радиоприемник) способен запоминать несколько десятков выбранных вами станций в диапазонах FM (в некоторых моделях дополнительно УКВ), ДВ и СВ и даже с опознаванием программ при помощи новой системы RDS. Таймер включит аппарат в нужном вам режиме (запись или воспроизведение) и выключит в заданное время. Многие новые модели современных музыкальных центров оснащаются системой «karaoke» , которая позволяет, подключив к центру микрофон, спеть вместе с любимым вами ансамблем или музыкантом исполнителем. При этом голос солиста подавляется, а на его место «вставляется» ваш голос.
Экранно-звуковые ТСО. (обеспечивают подачу и восприятие информации, предназначенной для зрения и слуха) Технические устройства 1. 2. 3. 4. 5. Кинопроектор. Видеомагнитофон. Телевизор. DVD плеер. Домашний кинотеатр. Дидактическое обеспечение 1. Кинопленка (звуковые кинофильмы); 2. Видеокассета (видеофильмы); 3. учебное телевидение(кассеты, диски); 4. CD и DVD диски (фильмы, мультфильмы, телевизионные передачи); 5. Запоминающее устройство для USB (флэшка); 6. МР 3 плеер.
Классификация фильмов (по содержанию) • Художественные (по литературным сценариям) • Хроникально-документальные (действительные события) • Научно-популярные (явления природы, процессы в различных областях науки, промышленности, сельского хозяйства, научные или технические проблемы ) • Научные (для решения конкретных научных задач)
Учебное кино один из видов научного кино, которое предназначается для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности при ознакомлении учащихся с явлениями и процессами, недоступными для непосредственного наблюдения. В некоторых учебных пособиях по ТСО учебное кино называют кинопособием. Учебные фильмы (кинопособия) снимают по сценариям и предназначают для учебного процесса.
Разновидностями учебного фильма являются: 1. кино- или видеофрагмент 3 5 минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы; 2. киноколъцовка - небольшой (10 12 метровый) фильм, содержащий информацию о циклическом процессе; 3. кино- или видеокурс кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса; 4. кино (видео) хрестоматия; 5. ситуационный фильм.
Учебное телевидение. Телевидение - использование радиоволн для передачи изображений движущихся объектов на расстояние. Учебное телевидение способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем. Учебные телевизионные передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.
Сан. Пи. Н В течение количество применением недели уроков с ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 34, обучающихся II и III ступени - 4 -6. Классы Длительность просмотра (мин. ) диафиль мов, диапози тивов кинофи льмов телепере дач 1 2 7 15 15 20 15 3 4 15 20 20 5 7 20 25 8 11 25 30