Скачать презентацию Классицизм сентиментализм романтизм реализм в литературе 19 века Скачать презентацию Классицизм сентиментализм романтизм реализм в литературе 19 века

ЛИТЕРАТУРА 9Б. 19-Й ВЕК.pptx

  • Количество слайдов: 28

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в литературе 19 века Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в литературе 19 века

Классицизм Литературное направление XVII – начала XIX веков Термин «классицизм» в переводе с латинского Классицизм Литературное направление XVII – начала XIX веков Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме» , образцах.

Автор должен был соблюсти три классических единства: • Единство действия — пьеса должна иметь Автор должен был соблюсти три классических единства: • Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму. • Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту. • Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования. Если это была ода, Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования. Если это была ода, то она должна была быть написана книжным языком по случаю торжественного или знаменательного события. В комедии допускалась разговорная и даже просторечная лексика.

Классицизм подразумевает строгую иерархию жанров. Все жанры делились на высшие и низшие. Классицизм подразумевает строгую иерархию жанров. Все жанры делились на высшие и низшие.

Высшие жанры: • эпопея; • эпическая поэма; • трагедия; • ода. Произведения высших жанров Высшие жанры: • эпопея; • эпическая поэма; • трагедия; • ода. Произведения высших жанров должны были отражать государственные или исторические события, главными героями могли быть монархи, полководцы, аристократы, а также боги и герои античной эпохи.

Низшие жанры: • комедия; • сатира; • басня. В этих произведениях показывалась повседневная жизнь Низшие жанры: • комедия; • сатира; • басня. В этих произведениях показывалась повседневная жизнь обычных людей.

В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным высоким жанром была ода, В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным высоким жанром была ода, в которой поэты прославляли деяния Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, победы русских войск или обращались к славному будущему России, которое неизменно связывали с благами царствующих монархов. Основным низким жанром была басня. В русских баснях высмеивались пороки общества, но басни же носили поучительный характер.

Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин.

Сентиментализм Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века Доминантой «человеческой природы» сентиментализм Сентиментализм Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.

Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Основные жанры сентиментализма: • повесть • элегия • роман • письма • путешествия • Основные жанры сентиментализма: • повесть • элегия • роман • письма • путешествия • мемуары

В Россию сентиментализм проник в 1780 -х — начале 1790 -х благодаря переводам романов В Россию сентиментализм проник в 1780 -х — начале 1790 -х благодаря переводам романов среди которых «Вертер» И. В. Гёте. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» Его повесть «Бедная Лиза» (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

 • Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак • Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). • Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж. -Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер. • В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.

Романтизм Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Противовес господствовавшему ранее классицизму Романтизм Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам.

Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.

Эстетические и теоретические каноны романтизма Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и Эстетические и теоретические каноны романтизма Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации: • уход в мир фантазии; • концепция путешествия, дороги.

Концепция героя: • романтический герой всегда исключительная личность; • герой всегда в конфликте с Концепция героя: • романтический герой всегда исключительная личность; • герой всегда в конфликте с окружающей действительностью; • неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности; • эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Речевой стиль романтического произведения: • предельная экспрессия; • принцип контраста на уровне композиции; • Речевой стиль романтического произведения: • предельная экспрессия; • принцип контраста на уровне композиции; • изобилие символов.

Основные жанры романтизма: • Элегия • Идиллия • Баллада • Новелла • Роман • Основные жанры романтизма: • Элегия • Идиллия • Баллада • Новелла • Роман • Фантастическая повесть

Реализм Литературное направление XIX в. Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность Реализм Литературное направление XIX в. Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами.

Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание» . Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40 -х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.

Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность. В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателяреалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами.

В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают: • критический (социальный) реализм; • В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают: • критический (социальный) реализм; • реализм характеров; • психологический реализм; • гротескный реализм.

 • Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма • Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов» , повести «Капитанская дочка» , «Дубровский» , «Повести Белкина» , роман в стихах «Евгений Онегин» ) • М. Ю. Лермонтов ( «Герой нашего времени» ) • Н. В. Гоголь ( «Мертвые души» , «Ревизор» ) • И. А. Гончаров ( «Обломов» ) • А. И. Герцен ( «Кто виноват? » ) • Н. Г. Чернышевский ( «Что делать? » ) • Ф. М. Достоевский ( «Бедные люди» , «Белые ночи» , «Униженные и оскорбленные» , «Преступление и наказание» , «Бесы» ) • Л. Н. Толстой ( «Война и мир» , «Анна Каренина» , «Воскресение» ).

 • И. С. Тургенев ( «Рудин» , «Дворянское гнездо» , «Ася» , «Вешние • И. С. Тургенев ( «Рудин» , «Дворянское гнездо» , «Ася» , «Вешние воды» , «Отцы и дети» , «Новь» , «Накануне» , «Му-му» ) • А. П. Чехов ( «Вишнёвый сад» , «Три сестры» , «Студент» , «Хамелеон» , «Чайка» , «Человек в футляре» ) • В. Г. Короленко ( «В дурном обществе» , «Дети подземелья» , «Парадокс» , «Река играет» ) • А. И. Куприн ( «Юнкера» , «Олеся» , «Штабс-капитан Рыбников» , «Гамбринус» , «Суламифь» ) • А. Т. Твардовский ( «Василий Теркин» ) • В. М. Шукшин ( «Срезал» , «Чудик» , «Дядя Ермолай» ) • Б. Л. Пастернак ( «Доктор Живаго» ) • М. А. Шолохов ( «Тихий Дон» , «Судьба человека» ) • М. А. Булгаков ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце")

Д/з: составить таблицу с использованием материала презентации Д/з: составить таблицу с использованием материала презентации