КЛАССИЦИЗМ.pptx
- Количество слайдов: 21
КЛАССИЦИЗМ. ЕВРОПЕЙСКИЙ КЛАССИЦИЗМ XVII — XVIII вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма Художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Платон, Гораций…).
Черты архитектурного стиля: обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности, монументальности и обоснованности наполнения пространства регулярность планировки и четкость объемной формы Основой стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
2 периода в развитии Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма XVIII век считается новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения Объединяет оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.
Ансамбль Версаля
Ансамбль Версаля
Архитектурный классицизм XVII века развивался двумя главными направлениями: первое основывалось на развитии традиций позднеренессансной классической школы (Англия, Голландия); второе - возрождая классические традиции, в большей мере развивало римские традиции барокко (Франция).
Английский классицизм Большую роль в становлении нового стиля сыграл английский архитектор Иниго Джонс (Inigo Jones) (1573 -1652) - первая яркая творческая индивидуальность и первое подлинно новое явление в английском зодчестве XVII века. Джонс упрекает Микеланджело и его последователей в том, что они положили начало избыточному применению сложного декора, и утверждает, что монументальная архитектура, в. отличие от сценографии и недолговечных легких построек, должна быть серьёзной, свободной от аффектации и базироваться на правилах.
Куинс-хаус (Queen's House - Дом королевы, 1616— 1636 годы) в Гринвиче.
Куинс-хаус (Queen's House - Дом королевы, 1616— 1636 годы) в Гринвиче.
Банкетинг-хаус в Лондоне (Banqueting House - Банкетный зал, 1619— 1622 годы). Архитектор Иниго Джонс (Inigo Jones)
Уилтон-хаус (Wilton House, Wiltshire), Архитектор Иниго Джонс (Inigo Jones), восстановлен после пожара Джоном Уэббом
Greenwich Hospital. Архитектор Кристофер Рен(Christopher Wren)
Английские палладианцы внесли большой вклад в развитие паркового искусства. На смену модным, геометрически правильным «регулярным» садам пришли «ландшафтные» парки, названные впоследствии «английскими» . Живописные рощи с листвой разного оттенка чередуются с лужайками, естественными водоемами, островами. Дорожки парков не дают открытой перспективы, а за каждым изгибом готовят неожиданный вид. В тени деревьев прячутся статуи, беседки, руины. Главным их создателем в первой половине XVIII века был Уильям Кент(William Kent) Ландшафтные или пейзажные парки воспринимались как красота разумно подправленной естественной природы, но исправления не должны были быть заметными.
Французский классицизм Во Франции закладывались основные принципы и идеалы классицизма. Можно сказать, что пошло все со слов двух знаменитых людей, Короля-Солнца (т. е. Людовика XIV), изрекшего «Государство - это я!» и знаменитого философа Рене Декарта, сказавшего: «Я мыслю, следовательно – существую» . Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю, т. е. отечеству, и торжество разума над чувством. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Архитектура создавала строго симметричные формы, подчиняя не только пространство, но и саму природу, стремясь хоть немного приблизиться к созданному Клодом Леду утопическому идеальному городу будущего.
Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte, 1642– 1651) Архитектор Никола Франсуа Мансар (Nicolas Francois Mansart)
В середине XVIII века намечается отход от вычурных форм рококо в сторону большей строгости, простоты и ясности. Этот период во Франции совпадает с широким общественным движением, направленным против монархической социальнополитической системы и получившим свое разрешение во французской буржуазной революции 1789 года. Вторая половина XVIII и первая треть XIX века во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его широкое распространение в странах Европы.
КЛАССИЦИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века Меняется взаимоотношение архитектуры с природой Симметрия и ось, остающиеся основополагающими принципами композиции, уже не имеют прежнего значения в организации природного ландшафта. французский регулярный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией. Архитектура зданий становится несколько более человечной и рациональной Выдвигаются идеи архитектурного плана для всего города; значительное место при этом начинают занимать интересы транспорта, вопросы санитарного благоустройства, размещения объектов торговой и производственной деятельности и другие хозяйственные вопросы.
Площадь Согласия в Париже (Place de la Concorde). Проект Анж-Жака Габриэля (Ange-Jacque Gabriel)
Объемно-планировочная разработка зданий французского классицизма XVIII века не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Ведущим мотивом остается крупный ордер, хорошо соотносящийся с прилегающими городскими пространствами. Ордеру возвращается конструктивная функция; он чаще используется в виде портиков и галерей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания. Теоретик французского классицизма М. А. Ложье принципиально отвергает классическую колонну там, где она реально не несет нагрузки, и критикует постановку одного ордера на другой, если реально можно обойтись одной опорой. Практический рационализм получает широкое теоретическое обоснование.
В середине XVIII века принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда «английского» парка. Огромное влияние на классицизм XVIII века оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности Во французском классицизме XVIII века определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.