Скачать презентацию Классический период античности Софистика Сократ Платон Аристотель Старшие Скачать презентацию Классический период античности Софистика Сократ Платон Аристотель Старшие

СОКРАТ.pptx

  • Количество слайдов: 25

Классический период античности Софистика Сократ Платон Аристотель Старшие Младшие софисты Протагор, Ликофрон, Горгий, Критий, Классический период античности Софистика Сократ Платон Аристотель Старшие Младшие софисты Протагор, Ликофрон, Горгий, Критий, Антифонт, Фразимах Гиппий, Продик, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Ксениад Сократические Платонизм Аристотелизм школы (Академия) (перипатетизм)

Софистика Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова «мудрость» . В буквальном переводе Софистика Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова «мудрость» . В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток» . Софисты — это условное наименование ряда древнегреческих мыслителей, живших в V — первой пол. IV в. до н. э.

Особенности философии софистов • Переход с проблематики физиса и космоса на проблему человека и Особенности философии софистов • Переход с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества способствовал тому, что софисты первыми стали различать законы природы как нечто незыблемое, и законы общества, возникающие по человеческому установлению; • Доминантные темы софистики — этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание • Философия изменила не только методы исследования, но и статус: из мудреца созерцателя философ превратился в служащего • Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для разработки логики и диалектики. Основные труды. До нас дошел только трактат неизвестного софиста «Двоякие речи» .

Философские воззрения софистов Объективный мир не познаваем: истина у каждого своя и зависит от Философские воззрения софистов Объективный мир не познаваем: истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Не существует и объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то для него и хорошо: «Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо» .

Аспекты софистики, получившие негативную оценку а) Софисты преследовали цели чисто практические, и для них Аспекты софистики, получившие негативную оценку а) Софисты преследовали цели чисто практические, и для них существенно было искать учеников. Провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. б) Софисты взимали плату за преподавание. Софисты разрушили старую социальную схему, которая делала доступной культуру лишь для избранных слоев, открыв возможности культурного проникновения и в другие пласты общества. в) Софистов укоряли в бродяжничестве, софисты сознавали узость границ полиса; раздвигая их, они стали носителями панэллинистического начала, и более, чем гражданами своего города, чувствовали себя гражданами Эллады. г) Софисты провозгласили свободу духа в противовес традиции, нормам и кодификациям, продемонстрировав тем самым неограниченную веру в разум. По этой причине они заслужили именование греческих "просветителей".

Протагор и метод противоречий Протагор родился в Абдерах между 491 481 гг. и умер Протагор и метод противоречий Протагор родился в Абдерах между 491 481 гг. и умер в конце V в. до н. э «Антилогии» — его основное сочинение, о котором известно лишь в преданиях. Принцип человека меры: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют". Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами — факты и опыт в целом.

Своим принципом Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Своим принципом Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий — это только человек, индивидуум: "каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя". Ветер, что дует, к примеру, теплый или холодный? Ответ Протагора: "Кому холодно, он холодный, кому нет, теплый". А если так, то ни одно, ни другое не ложно, все истинно (по своему верно). Протагор учил, как можно "аргументом более слабым побить более сильный". Но это не означает, что цель состояла в том, чтобы подмять справедливость и правоту беззаконием и неправотой. Он демонстрировал, как технически и методологически можно усилить позиции и придти к победе, пользуясь изначально слабым аргументом. Мастерство, которое преподавал Протагор, заключалось именно в этом умении придать вес и значение любой точке зрения, как и ей противостоящей. По Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец — это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.

Софизм Эватла Предварительное соглашение: Эватл обучается у Протагора искусству спора, но заплатит за свое Софизм Эватла Предварительное соглашение: Эватл обучается у Протагора искусству спора, но заплатит за свое обучение только после первого выигранного им судебного процесса. Ситуация к моменту возникновения софизма: Эватл закончил обучение, но, не желая за него платить, не выступает в суде. Протагор требует заплатить, Эватл отказывается. Тогда каждый из них выдвигает свои аргументы Аргументы Эватла Аргументы Протагора Я подам на тебя в суд, и ты заплатишь Подавай на меня в суд, но я не заплачу мне при любом решении суда, потому что: тебе при любом решении суда, потому что: • если суд решит, что ты должен • если суд решит, что я не должен платить, то ты заплатишь мне по платить, то я не заплачу по постановлению суда; • если суд решит, что ты не должен • если суд решит, что я должен тебе платить, то ты заплатишь мне по нашему платить, то я не заплачу по нашему уговору.

Горгий и риторика Горгий род на Сицилии ок. 485— 480 гг. до н. э. Горгий и риторика Горгий род на Сицилии ок. 485— 480 гг. до н. э. и прожил более века. Егосочинение "О природе, или о небытии". Горгий — основатель этики ситуаций. Методы риторики: 1) путь возможности достижения абсолютной истины "aletheia", 2) путь мнения "doxa «, 3) путь разума. Это анализ ситуаций, описание того, что надо и чего не надо делать. Если нет абсолютной истины, и все ложно, слово завоевывает свою автономию, почти безграничную, коль скоро оно не связано с бытием. В своей онтологической независимости слово всеядно, открыто и готово ко всему. Теоретическое открытие Горгия состоит в обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность.

 Риторика это искусство убеждения, которое в Греции V столетия было подлинным Риторика это искусство убеждения, которое в Греции V столетия было подлинным "штурвалом в руках государственного деятеля" Горгий первый философ, который искал теоретический смысл того, что мы сейчас называем эстетической ценностью слова и сущностью поэзии. "Поэзию в ее различных формах, — говорил он, —я называю неким размерным суждением, и тот, кто слушает, попадает в плен, дрожа от страха, сострадая, льет слезы, трепещет от горя, его душа страдает от действия слов, счастья и несчастья других делаются его собственными".

Продик и синонимика Продик (родился на Кеосе ок. 470 460 гг. до н. э. Продик и синонимика Продик (родился на Кеосе ок. 470 460 гг. до н. э. ). Работа «Горы» Продик был учителем спора. Предлагаемая им техника основывалась на синонимии, т. е. различении синонимов и точном определении оттенков смысловых значений. Такая техника немало повлияла на методологию Сократа по части исследования того, "что есть это? ", т. е. сущности различных вещей. В этике он стал известен своей интерпретацией софистической доктрины на примере знакомого мифа о Геракле, который на распутье делает выбор между добродетелью и пороком, где добродетель интерпретировалась как подходящее средство достижения истинной выгоды и настоящей пользы. Отношение к богам. По Продику, боги суть ничто иное как "гипостазирование полезного и выгодного". "Древние придумали богов в силу превосходства, избыточности, которые от них проистекали: солнце, луна, источники всех сил, которые влияют на нашу жизнь, как, например, Нил на жизнь египтян".

Натуралистическое течение Гиппий и Антифонт из Элиды, деятельность которых приходится на конец V в. Натуралистическое течение Гиппий и Антифонт из Элиды, деятельность которых приходится на конец V в. до н. э. Гиппий преподавал мнемотехнику (искусство памяти), математику и науку о природе, он полагал при этом, что знание о природе незаменимо для жизненного преуспевания, что в жизни следует руководствоваться законами природы, а не человеческими установлениями. Природа соединяет людей, закон же скорее их разъединяет. Рождается различие между правом и законом природы, натуральным и позитивным правом. Природное вечно, второе — случайно. Появляется совсем новое для греков явление — идеал космополитизма и эгалитаризма.

 Антифонт радикализует эту антитезу Антифонт радикализует эту антитезу "природы" и "права", утверждая в терминах элеатов, что природа — это истина, а позитивное право — мнение, что одно почти всегда антитетично другому. Необходимо, считает он, следовать природному закону, даже в нарушение человеческого, если это нужно и не грозит наказанием. Идею равенства Антифонт также усиливает: "Мы восхищаемся и почитаем тех, кто благороден от рождения, но тех, кто неясного происхождения, мы не уважаем, не почитаем, относясь к последним как к варварам, но ведь по природе мы все абсолютно равны, и греки, и варвары". "Просветительство" софистов разделывается здесь не просто со старыми предрассудками аристократической касты и традиционной замкнутостью полиса, но и с общим для всех греков предрассудком относительно их исключительности среди других народов. Гражданин любого города — такой же, как гражданин другого, представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку.

ЭРИСТЫ И СОФИСТЫ-ПОЛИТИКИ Взяли на вооружение нигилизм и риторику Горгия и так называемые софисты ЭРИСТЫ И СОФИСТЫ-ПОЛИТИКИ Взяли на вооружение нигилизм и риторику Горгия и так называемые софисты политики. Критий во второй половине V в. до н. э. развенчал понятие Богов, назвав их чучелами, изобретенными политиками, чтобы заставлять людей почитать законы, которые сами по себе не имели бы силы. Фразимах из Халкедонии в конце V столетия прямо утверждал, что "истина — это выгода более сильного". Калликл, герой платоновского "Горгия", говорит: "по природе прав сильный, доминирующий над слабым".

Философия СОКРАТА Сократ родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до Философия СОКРАТА Сократ родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н. э. , казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов, в растлении молодежи. Он был сыном каменотеса и повивальной бабки. Сократ, как и его отец, был скульптором каменотесом. Сам Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: подобно тому, как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Жена Сократа — Ксантиппа — вошла в историю мировой культуры как обра зец вздорности и сварливости.

 На вопрос На вопрос "В чем природа и последняя реальность человека? ", "Что есть сущность человека? » , Сократ отвечает, человек это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т. е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Душа для Сократа — это "я сознающее", т. е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос "Что есть человек? " невозможен ответ, что "это тело", скорее, это "то, чему служит тело". Но то, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". Вывод: "душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя".

Новый смысл Новый смысл "добродетели" и новая шкала ценностей Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (как то: богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота, мощь), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют "познание". Это не значит, что традиционные ценности вмиг обесценены, а значит лишь то, что "сами по себе они больше не имеют ценности". Станут они ценностями или нет, зависит от того, используются ли они со знанием или без него. Значит, богатство, власть, слава, здоровье, красота "не могут быть по собственной природе благами как таковые, но, скорее, выходит так: если они ведомы невежеством, то способствуют злу наибольшему, противному им самим, ибо более действенны в дурном направлении; если же, напротив, управляемы рассуждением, наукой и познанием, то становятся благами наибольшими; сами по себе ни одни, ни другие цены не имеют".

Сократовская этика Тезисы «сократовского интеллектуализма» : 1) Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда Сократовская этика Тезисы «сократовского интеллектуализма» : 1) Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество. 2) Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. 3) Все, относящееся к человеческой жизни и ее ценностям, подчиняется власти разума; 4) Добродетели форма познания, назначение которых — совершенствовать душу и разум.

 Наиболее замечательным проявлением превосходства разума, или «psyche» , Сократ называет «самообладание» , «enkrateia» Наиболее замечательным проявлением превосходства разума, или «psyche» , Сократ называет «самообладание» , «enkrateia» . Самообладание — это власть рациональности над витальностью, разумного начала над животным. Душа — госпожа и хозяйка тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство рациональности над витальностью и есть свобода. Есть тесная связь между понятиями самообладания и свободы и понятием "автаркии" , или автономии. Бог не нуждается ни в ком и ни в чем. Вот и мудрец — лишь тот, кто приближается к этому состоянию, т. е. нуждается в минимальном. Тот, кто победил свои инстинкты и избавился от всего ненужного, может считать себя счастливым.

 Счастье проистекает не из тела, или чего то внешнего, но из души. Душа Счастье проистекает не из тела, или чего то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. Как болезнь и страдание физическое — беспорядок и дисбаланс тела, так духовный порядок и внутренняя гармония души составляют ее счастье. И если все так, то, по Сократу, добродетельный человек не может страдать от зла, "ни в жизни, ни в смерти". В жизни потому, что другие могут нанести вред его телу, но никто не может разрушить внутреннюю гармонию его души. Ни также после жизни, ибо, если за ее пределами есть нечто, то он будет награжден, если ничего нет, то, познав благо в этом мире, за его пределами его ждет ничто. А если так, то человек, по Сократу, может быть счастлив лишь в этой жизни, какой бы ни была потусторонняя реальность, он — зодчий собственного счастья и несчастья.

Диалектические методы Сократа Диалектические методы Сократа "Опровержение", приведение в замешательство, "elenchos", было деструктивным элементом метода. Заставив собеседника признать его, Сократа, невежество, он понуждал его определить объект исследования, затем различными путями делал выводы и подчеркивал их неполноту и противоречивость, затем шел процесс их критики и опровержения до того момента, пока слушатель не признавал самого себя невеждой.

Значение философии Сократа Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание Значение философии Сократа Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло: • храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх; • справедливость — это знание того, как выполнять законы: божественные и человеческие; • умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти.

Младшие сократики Антисфен, живший на стыке V и VI веков до н. э. основатель Младшие сократики Антисфен, живший на стыке V и VI веков до н. э. основатель школы в гимнасии Киносарга (что значит, — резвые собаки), отсюда имя — киники. Другие источники называют Антисфена "чистым псом". «Мы познаем все через ощущения и описываем их через аналогии. Для сложных вещей нет другого определения как описание простых элементов, из которых они образованы» . Задача обучения — в исследовании имен, т. е. в лингвистическом познании.

 Способность самодостаточности (независимость от вещей и от людей, принцип Способность самодостаточности (независимость от вещей и от людей, принцип "ни в чем не нуждаться"), к которой призывал Сократ, доведена Антисфеном до экстремума, а идеал "автаркии" (самовластия, самодостаточности) становится целью его философствования. Этика Антисфена требует от человека непрекращающегося усилия над собой, подавления импульсов к наслаждению, отказа от комфорта и роскоши, бегства от славы, непременного условия оставаться в оппозиции к принятым законам. Это напряженное усилие и указывает на благо и тесно связано с добродетелью. Высокий смысл понятия сверхусилия (часто по гречески оно звучало как "ponos «) означал решительный разрыв с общественным образом жизни, который Антисфен модифицировал в духе аполитичного индивидуализма.