история социологии 2.pptx
- Количество слайдов: 29
КЛАССИЧЕСКИЙ (НАУЧНЫЙ)ПЕРИОД СОЦИОЛОГИИ (с 30 -ых годов 19 века – начало 20 века) В ЭТОТ ПЕРИОД СЛОЖИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ: французская социологическая школа (О. Конт, Э. Дюркгейм) английская социологическая школа (Г. Спенсер) немецкая социологическая школа (М. Вебер, Г. Зиммель) марксизм
О. Конт стал основателем первого направления в социологии - позитивизма. Согласно Конту социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна: 1)опираться на объективные факты, а не на размышления о них; 2) полученные знания должны быть проверяемы; ОГЮСТ КОНТ (1798 -1857) 3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.
КОНТ ФОРМУЛИРУЕТ ДВА ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНА: 1. ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ: Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: ТЕОЛОГИЧЕСКУЮ (господство идей, не имеющих доказательств) МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ (познание сущности, принимаемой за реальность) ПОЗИТИВНУЮ (познание с помощью разума и наблюдения)
2. ЗАКОН КЛАССИФИКАЦИИ НАУК: Согласно этому закону, науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: МАТЕМАТИКА АСТРОНОМИЯ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЮ О. КОНТ ДЕЛИЛ НА ДВЕ ЧАСТИ: 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА О. Конт пользовался понятием социальная статика для истолкования структуры общества 2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА С помощью понятия социальная динамика Конт раскрыл механизм функционирования и развития общества.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода. ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ: 1. Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы. 2. Общество первично по отношению к составляющим его людям. ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858 – 1917) 3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
ПРЕДМЕТОМ СОЦИОЛОГИИ по Дюркгейму являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.
АРХАИЧЕСКОЕ (ПРОСТОЕ) ОБЩЕСТВО характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ (СЛОЖНОЕ) ОБЩЕСТВО характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
ОБЩЕСТВО — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ — ОДНА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ ДЮРКГЕЙМА. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ — главная сила сплачивающая общество в единое целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть специализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену.
ОБЩЕСТВО — агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Общество подобно биологическому организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. ОБЩЕСТВО СОСТОИТ ИЗ 3 -Х ОТНОСИТЕЛЬНО АВТОНОМНЫХ ЧАСТЕЙ: ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 – 1903) 1. ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ (производство необходимых продуктов) 2. ДИСТРИБУТИВНОЙ (разделение благ на основе разделения труда) 3. РЕГУЛЯТИВНОЙ (организация частей на основе их подчинения целому).
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.
ТРИ ФОРМУЛЫ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ: «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР» «БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ» «ВЫЖИВАНИЕ СИЛЬНЕЙШЕГО»
ЗИММЕЛЬ — СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочному познанию. ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ ( 1858 -1918) Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь.
ЧИСТАЯ (ФОРМАЛЬНАЯ) СОЦИОЛОГИЯ изучает относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ — это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д.
Задачу социологии Зиммель видел в том, чтобы абстрагировать социальные формы – понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика отделяет свои формы от языка и конкретных слов.
Свою концепцию Вебер называл «ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИЕЙ» . Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. МАКС ВЕБЕР (1864 -1920)
Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи» , на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
ВЕБЕР ВЫДЕЛЯЕТ ЧЕТЫРЕ ТИПА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ОСМЫСЛЯЕМОСТИ: целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими. аффективное — определяется эмоциями.
МАРКСИЗМ - определение места и революционной роли пролетариата в истории явилось приоритетной задачей этого направления. Основоположниками направления, выступившего в качестве идеологии пролетариата, были немецкие мыслители Карл Маркс (1818— 1883) Фридрих Энгельс (1820— 1895)
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Весь строй жизнедеятельности людей зависит, в конечном счете, от способа, каким люди в каждую конкретноисторическую эпоху производят материальные блага. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения между людьми в процессе производства, определяющими среди которых являются отношения к собственности на средства производства.
ОБЩЕСТВЕННОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – это исторический тип общества, в основе которого лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ К СЕМИНАРУ: 1) теория действия и теория социальных систем Толкотта Парсонса, 2) функционализм и теория аномии Роберта Мертона, 3) этнометодология Гарольда Гарфинкеля, 4) феноменологическая социология Альфреда Щюца, 5) драматургический подход Ирвинга Гофмана, 6) теории личности Джорджа Герберта Мида и Чарлза Кули.