Скачать презентацию Классические теории социальной религии Религия мировоззрение Скачать презентацию Классические теории социальной религии Религия мировоззрение

Классические теории социальной религии.ppt

  • Количество слайдов: 24

Классические теории социальной религии Классические теории социальной религии

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное (богов, высший разум, некий абсолют и т. д. ); сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания.

Социальная религия - так называет Альфред Вебер демократический капитализм, демократический социализм и советский коммунизм. Социальная религия - так называет Альфред Вебер демократический капитализм, демократический социализм и советский коммунизм.

Источник социальной религии - декларация прав человека (1776), с ее религиозно-социальным содержанием как выражением Источник социальной религии - декларация прав человека (1776), с ее религиозно-социальным содержанием как выражением нового типа человека.

Религия помогает обществу создать структуру или Религия помогает обществу создать структуру или "подсистему", с помощью которой люди обретают веру, необходимую и для поддержания внутреннего единства общества, его стабильности, порядка, и для того, чтобы смотреть в будущее, бороться с аномией, угрозой распада социальных связей и утраты смысла жизни.

Для религии, как социального явления, вера в сверхъестественное не является обязательным атрибутом и определяющим Для религии, как социального явления, вера в сверхъестественное не является обязательным атрибутом и определяющим признаком. Вера становится религиозной в том случае, когда она базируется на наднациональных основаниях и приобретает тем самым религиозную ценность.

Функции религии Функции религии

1. Мировоззренческая функция 2. Компенсаторная функция 3. Коммуникативная функция 4. Регулятивная функция 5. Интегрирующе-дезинтегрирующая 1. Мировоззренческая функция 2. Компенсаторная функция 3. Коммуникативная функция 4. Регулятивная функция 5. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция 6. Культуротранслирующая функция 7. Легитимирующе-разлегитимирующая

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т. д.

Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др. ), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграфия - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Культуротранслирующая функция. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, Культуротранслирующая функция. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие отталкивала.

Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др. ), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Основные социологические теории религии Основные социологические теории религии

Социологическое знание выделилось в самостоятельную дисциплину прежде всего из знания философского. За многовековую историю Социологическое знание выделилось в самостоятельную дисциплину прежде всего из знания философского. За многовековую историю философская мысль накопила ряд характеристик, которые содержали социальные аспекты религии. Наиболее важные среди них: предположения о связи источников происхождения религии с определенными общественными явлениями, догадки о социоморфном характере многих религиозных образов, попытки раскрыть социальную роль религии.

Развитие современной социологии религии идет в общем русле смены парадигм в социологической мысли на Развитие современной социологии религии идет в общем русле смены парадигм в социологической мысли на рубеже XIX-XX вв. в это время сложилось и существовало несколько более или менее равноценных и взаимодополняющих друга направлений.

Среди них можно выделить теории: социопсихологическую; интеграционистскую, рассматривающую религию как фактор социального изменения; конфликтологическую; Среди них можно выделить теории: социопсихологическую; интеграционистскую, рассматривающую религию как фактор социального изменения; конфликтологическую; неоэволюционистскую.

Социопсихологические теории В рамках социопсихологической теории феномен религии объясняют исходя из особенностей психики индивида, Социопсихологические теории В рамках социопсихологической теории феномен религии объясняют исходя из особенностей психики индивида, социализации, взаимоотношений с ближайшим окружением. Самый весомый вклад в разработку этого направления внесли основатель прагматизма американский философ и психолог В. Джеймс (1842 -1910) и родоначальник психоанализа З. Фрейд (1856 -1939). В дальнейшем это направление развивалось в рамках психологии религии, которая в конце XX в. оформилось в самостоятельную научную дисциплину.

Интеграционистские теории Разработка социологической теории религии как фактора интеграции общества принадлежит Э. Дюркгейму. Дюркгейм Интеграционистские теории Разработка социологической теории религии как фактора интеграции общества принадлежит Э. Дюркгейму. Дюркгейм видел в религии институт, неразрывно связанный с основами человеческого существования в его социальном аспекте, в отличие от радикальной критики XVII-XIX вв. , рассматривавшей религию как "ложное сознание", "иллюзию". В противном случае она не была бы быть увековечена. В понимании Дюркгейма в сущности нет религий, которые были бы ложными. Все они по-своему истинны, все они соответствуют данным условиям человеческого существования.

Теории социального изменения Один их родоначальников современного социологического знания М. Вебер, опираясь также на Теории социального изменения Один их родоначальников современного социологического знания М. Вебер, опираясь также на фундамент функционализма, видел в религии составную часть социального процесса, стремился понять ее как фактор социального изменения, а не как основу стабильности. Обращая внимание на сложность научного определения религии, Вебер рассматривал ее как эмпирическую конфессиональную организацию, основанной на субъективной осмысленности жизни религиозным индивидом.

Конфликтологические теории Объяснение причин религии с точки зрения конфликта предложил К. Маркс, считавший религию, Конфликтологические теории Объяснение причин религии с точки зрения конфликта предложил К. Маркс, считавший религию, прежде всего, одним из орудий классового господства. Конфликтологические теории религии основываются на том, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. Интегративным социальным теориям противостоит взгляд, согласно которому общество состоит из групп с эгоистическими интересами, и не существует ценностей или верований, которые обеспечивали бы единство и стабильность такого общества.

Неоэволюционистские теории Возрождение интереса социологии к эволюционным идеям в 1960 -х годах связано с Неоэволюционистские теории Возрождение интереса социологии к эволюционным идеям в 1960 -х годах связано с расширением сравнительных исследований. В социологии религии неоэволюционизм получил поддержку со стороны Т. Парсонса.