Prezentatsia_Kitay_India_v_SV.pptx
- Количество слайдов: 34
Китайско-конфуцианская и арабо-мусульманская цивилизации План: Средневековые Китай и Индия. Превращение буддизма в мировую религию. Возникновение ислама.
Китай. С III в. до н. э. и до XIV в. н. э. Китаем попеременно правили различные династии, каждая из которых сначала достигала своего расцвета, а затем постепенно приходила в упадок и уступала место новой династии. Историю Китая определяли факторы: трудность поддержания коммуникаций и охраны границы, а также то, что в мирное время население растет до тех пор, пока не возникает нехватка продовольствия, провоцирующая беспорядки.
В отличие от средневековой истории Европы, Китай указанной эпохи переживал неоднократные взлеты и падения, что внешне выражалось в смене династий. Династическая периодизация средневекового Китая : III-VI вв. - эпоха смуты (гунны, Троецарствие, эпоха Северных и Южных династий) после падения династии Хань; 589 -618 гг. - династия Суй; 618 -907 гг. - династия Тан; 907 -960 гг. - эпоха смуты, пяти династий и десяти царств; 960 -1279 гг. - династия Сун; 1279 -1368 гг. - династия Юань (монгольская); 1368 -1644 гг. - династия Мин. Династическая история Китая завершается маньчжурской династией Цин (1644 -1911 гг. ).
В начале X в. рухнула династия Тан - страна распалась на несколько мелких царств. В 960 -х гг. династия Сун сумела подчинить себе большую часть Китая, но северо-восток страны оккупировало маньчжурское племя киданей. Кидани испытывали сильное влияние со стороны Китая, поэтому у них утвердилась династия Ляо. В XI в. на северо-западе возникло еще одно «варварское» государство царство Си-Ся, образованное тунгусами.
Время династии Сун период экономического и технического прогресса, который вызвал демилитаризацию китайского общества династия Сун оказалась в состоянии постоянной обороны. Чужие династии открыли доступ в Китай племенам Средней Азии.
В 1125 г. джурджени основали династию Кинь, которая начала войну против Сун. Царству Сун пришлось оставить долину Хуанхэ и отступить к Янцзы, где основали новую столицу Линьань. В 1211 г. Чингисхан повел кочевников на юг против Китая. В 1227 г. пало царство Си -Ся, в 1235 г. настала очередь царства Кинь. Монголы вышли к границам царства Сун.
Численность населения, сложность политического устройства, наличие индустрии, уровень урбанизации, роль торговли, уровень циркуляции денежной массы – «средневековое» китайское общество скорее соответствовало европейскому обществу нового времени. Своим успехам Китай был обязан динамичной границе на юге: на протяжении тысячелетий Китай вел экспансию из района Хуанхэ к теплой и плодородной Янцзы и дальше на юг, вытесняя оттуда местные племена. На новых территориях китайцы начали выращивать рис, т. к. обеспложивались северные поля, где выращивали пшеницу. На юг переселялись беженцы, не желавшие терпеть соседство северных кочевников. К XIII в. долина Янцзы превратилась в центральную область Китая.
Монголы, ведомые способными вождями, отлично вооруженные, располагавшие неограниченными ресурсами своей империи, сумели покорить весь Китай. Им удалось привлечь на свою стороны тысячи китайцев, которые сражались против своих соотечественников. Китайцы охотно сотрудничали с варварами, т. к. Китай уже на протяжении нескольких поколений оставался раздробленным, а слабая династия Сун считалась утратившей «небесный мандат» . Хубилай, внук Чингисхана покорил оставшийся Китай, объединив его под властью одной, хотя и чужеродной династии. В 1368 г. монгольская династия Юань уступила место китайской династии Мин, которая правила Китаем вплоть до 1644 г. , когда ей пришлось уступить место маньчжурской династии.
Конфуцианская традиция не подчеркивала важность армии: благожелательный правитель будет побеждать врагов убеждением и личным примером. Монголы представляли собой милитаризированное общество. Первые императоры Мин унаследовали монгольский милитаризм, не характерный для прежнего Китая, интерес к дальним землям и экспансионизм. К началу XVI века от былой воинственности не осталось и следа. Династия Мин проводила политику изоляционизма и антимилитаризма, хотя в этот момент произошел первый контакт Китая и Европы, обогативший Китай рядом технических новинок. Можно сказать, что к 1500 г. закончился период средневековья для Китая.
Индия. V-VII вв. - условный рубеж начала средневековой истории Индии. Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных государств - империи Харши (VII в. ), пришедшей на смену империи Гуптов (IV-V вв. ) и просуществовавшей всего 40 лет.
В V-VI вв. в северо-западную часть Индии проникают племена белых гунов и гурджаров. В результате смешения завоевателей с местным населением, находящимся на более высокой стадии культурного развития, здесь образуется новая каста воинов землевладельцевраджпутов, образовавших сначала княжество в Гуджарате, а затем в начале VIII в. - государство Пратихаров. Юг Индии заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства - княжества. Так, например, еще в III-IV вв. складывается государство Палавов, а в VII в. в южной части Махараштры - княжество Чалукьев, в IX - княжество Чолов.
Ожесточенная междуусобная борьба значительно облегчила вторжение мусульманских завоевателей в северную часть Индии на рубеже XII-XIII вв. Разбив раджпутов они образовали на завоеванных территориях Делийский султанат (1206 -1526 гг. ), на смену которому пришла империя Великих моголов (15261707 гг. ).
схема кастовой иерархии Высшие брахманские и кшатрийские касты : брахманыземлевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, воины-землевладельцы, полноправные общинники. Варна вайшиев: купцы и ремесленники. Касты шудр: обедневшие землевладельцы, держатели земли от общины и ремесленники. Самая низшая группа "неприкасаемых"каст включала бесправных арендаторов и слуг общины, лишенных каких -либо владельческих прав, находившихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников.
Буддизм – мировая религия. Священные места буддизма. Капилавасту был столицей клана Сакья. Именно в изобильных, процветающих окрестностях Капилавасту принц Сиддхарт ( Гаутам Будда) провёл свое детство. Здесь он видел боль, страдания, болезни и смерть. И, наконец, он увидел излучающего свет счастливого садху, и тогда Будда решил отречься от всех мирских богатств и наслаждений, чтобы искать правду и ступить на путь спасения. Бодхгайа Место, где Шакьямуни (Гаутама Будда) обратился к медитации, подвигнутый на это многочисленными страданиями человечества.
Сарнатх Кушинагар Это священное место, которое выбрал более, чем 2500 лет назад Будда чтобы прочитать свою первую, после достижения Нирваны, проповедь. Пять учеников, которые следовали за Буддой, были удивлены, увидев его пылким, разгорячённым. Огромная статуя Лежащего Будды была найдена в 1876 г в храме. Она была привезена из Матхуры монахом Харибалом.
Во II в. буддизм в Китае занимал прочные позиции; его принесли монахипроповедники из Индии и из Центральной Азии. Проповедниками новой религии в Китае были иноземцы. С сер. III в. началось регулярное посвящение в монахи самих китайцев. К этому времени уже существовали монастыри, на китайский язык были переведены десятки сутр и другие сочинения буддийской литературы. В течение ближайших столетий буддизм завоевывал все большее количество приверженцев.
В кон. V в. в Южном Китае было уже около 2 тыс. монастырей, где «спасалось» 32 тыс. монахов и послушников, в VI в. монастырей было уже 2846, а их обитателей 82 700 человек. На севере страны к VII в. насчитывалось 30 тыс. монастырей и около 2 млн. монахов и послушников. Государственные власти относились сначала выжидательно и пассивно к распространению буддизма, но уже в кон. IV в. император Сяо У-ди объявил себя буддистом и построил лично для себя дворцовый храм. Таким образом, буддизм стал государственной религией. Период V--VIII вв. считается «золотым веком» китайского буддизма.
Проникновение буддизма в Японию датируется сер. VI в. По преданию, в это время из Кореи на Японские острова прибыло несколько буддийских монахов, привезших с собой изображения Будды и некоторые книги священного писания. Помимо Кореи источником буддийских идей для Японии служили и другие страны, в том числе и Индия.
В Японии того времени различные феодальные кланы боролись между собой за власть. Они старались использовать в своей борьбе и религию и с интересом отнеслись к появившемуся в стране буддизму. К 621 г. в Японии насчитывалось 46 буддийских монастырей и храмов, 816 монахов и 569 монахинь. В 685 г. был издан императорский указ, фактически возводивший буддизм в положение государственной религии. Согласно указу, во всех государственных учреждениях должны были быть воздвигнуты алтари с изображением Будды.
В 741 г. император Синму распорядился о постройке буддистского храма в каждой провинции. Кодекс законов, изданный в 702 г. , устанавливал равные для буддийских и синтоистских храмов нормы наделения землей. Таким способом было выражено равноправное положение старой для Японии, религии синто и сравнительно недавно завезенного буддизма. Идеологи буддизма не препятствовали синкретизации его с синтоизмом. Вместо того чтобы вести трудную борьбу за преодоление глубоко укоренившихся синтоистских культов, буддизм мог использовать их для своего укрепления и распространения. Благодаря такой тактике буддизм в IX--XI вв. добился не только официального статуса государственной религии, но и вообще господствующего положения в Японии.
Ислам зародился на территории Аравийского полуострова в начале 7 в. Большая часть арабов исповедовала язычество, поклонялась разнообразным божествам, камням, деревьям и т. д. Некоторые арабы приняли христианство, другие - иудаизм, а иные находились под влиянием зороастризма.
В 570 году в Мекке в роду Хашим племени Курайш родился Мухаммад. Когда ему исполнилось 6 лет, он, оставшись круглым сиротой. Когда Мухаммад вырос, он стал заниматься торговлей. В 600 году курайшиты решили реставрировать общеарабскую святыню Каабу. Мухаммад принял в этом активное участие.
Скажи: «Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима (Авраама), истинное единобожие. Он не был из числа многобожников» . Коран 6: 161 Ок. 610 г. Мухаммад произнес первые аяты (стихи) Корана и начал свою проповедь. Он призвал единоплеменников отказаться от многобожия и перейти (вернуться) к монотеизму, к вере Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея), и Исы (Иисуса), читать молитвы, раздавать милостыню нуждающимся и поститься, кормить сирот, быть справедливыми, не обвешивать при торговых сделках. Ангел Джабраил объявляет Мухаммеду, что он-пророк.
Он утверждал, что исконная вера арабов монотеизм, вера в единого Бога, та, что была у прародителя Адама, у Ноя и других. Мухаммад говорил, что Бог посылал пророков людям, чтобы наставить их на истинный путь. Нет народа, к которому не был послан от Бога пророк. Он говорил о вере (по-арабски иман - вера, безопасность) и неверии (поарабски куфр - сокрытие (от себя милости Бога), неблагодарность), загробной жизни, рае и аде, добре и зле.
Проповедь не нашла отклика в сердцах людей. Новую веру- Ислам (от араб. - мир, смирение) приняли лишь сам Мухаммад, жена его Хадиджа и двоюродный брат Али бен Аби Талиб (которому было тогда 9 лет), после к ним присоединился богатый купец Абу Бакр, и еще около 40 людей, ставшие ближайшими сподвижниками Пророка. Среди первых мусульман были как бедные, так и богатые люди, в основном все молодые. Количество мусульман росло, что вызвало недовольство мекканской знати. В 621 г. Мухаммад совершает хиджру (переселение) в Йасриб (который стал называться Мадинат ун-Наби, т. е. город Пророка). Его жители страдали от междоусобиц. Мухаммаду удалось прекратить конфликты в Медине, и с 623 г. начались войны против мекканцев.
Согласно преданию, Мухаммад послал письма правителям Египта, Эфиопии, Ирана и Византии, с призывом принять Ислам. Все правители приняли послов более менее почтительно, а иранский царь Хосров Парвиз в гневе растоптал это письмо, а через некоторое время после этого умер. К 632 г. Ислам приняли практически все арабские племена. В этом году умер Пророк.
Халифы праведного пути Халиф Внутренняя политика Внешняя политика Абу Бакр Вернул к Исламу отколовшиеся арабские племена Начал боевые действия против Византии и Ирана Омар Заложил основы государства, Война против определил порядок Византии отвоевал налогообложения, установил Сирию, Палестину, законы. Политика Египет, часть Магриба веротерпимости. Охранная (Северная Африка). грамота христианам, которая Нанес поражения гарантировала сохранность армии Ирана, занял жизни, собственности и свободу большую часть Ирана. вероисповедания.
Халиф Внутренняя политика Внешняя политика Осман Не проявлял внимания к государственным делам, на важные посты назначал своих родственников Омеядов, которые любили брать взятки и грабить. Османа стали критиковать и, в результате бунта, он был убит составление канонического текста Корана В состав халифата вошли некоторые области Закавказья, Западного Афганистана и Магриб. Али бен Начал бороться с коррупцией, Аби Талиб пытался сократить разрыв между благосостоянием богатых и бедных за счет справедливого распределения государственных доходов. Борьба с Омеядами и внутренние усобицы. В 660 году Али погиб от рук предателя. У власти утвердились Омеяды.
Эпоха с 6 -ого по 12 -ый век (т. е. первые столетия Ислама) считается золотым временем арабской культуры (исламской). За первые три века Ислама сформировались основные религиозные школы, были сформулированы их правовые, философские, этические положения, различия между собой. Под покровительством поздних Омеядов и сменивших их Аббасидов развивалась литература, искусство, торговля, различные науки, такие как химия, медицина и география. Были сформулированы правила арабского языка (изучению языка уделялось особое внимание), составлены словари, выполнены переводы трудов греческих и римских философов, некоторых образцов индийской и иранской литературы (например, "Калила и Димна", "Сказки тысячи и одной ночи") на арабский язык.
Домашнее задание. Учить конспект. Подготовить сообщения на тему: «Культура средневекового Китая и ее влияние на культуры соседних стран» ; «Знаменитые буддийские храмы и священные места на Востоке» ; «Культура Средневековой Индии» ; «Зарождение ислама и его основные принципы» .
Тест: 1. В какой из перечисленных стран можно выделить династийную периодизацию истории? А) Китай; Б) Япония; В) Арабский халифат. 2. Опасные соседи, угроза на границах, рост населения и нехватка продовольствия – характеристика ситуации в: А) Китае; Б) Японии; В) Арабском халифате. 3. Какая из династий не смогла противостоять вторжению варварских племен? А) Сун; Б) Тан; В) Суй.
4. Какие варварские племена смогли поработить Китай и поставить себе на службу его достижения: А) Кидани; Б) Джурджени; В) Монголы. 5. Политическая раздробленность, бесконечные междуусобные войны, временное возникновение крупных государств – характеристика особенностей: А) Китая; Б) Японии; В) Индии. 6. Делийский султанат и империя Великих моголов – государства, возникшие на территории: А) Китая; Б) Японии; В) Индии. 7. К высшим кастам в индийском обществе относились: А) Шудры; Б) Вайшьи; В) Кшатрии.
8. В переводе с арабского «ислам» А) Вера; Б) Неверие; В) Смирение. 9. Наибольший вклад в развитии Арабского халифата внес халиф: А) Абу Бакр; Б) Омар; В) Осман. 10. Основателем ислама является: А) Али бен Аби Талиб; Б) Мухаммад В) Хосров Парвиз.
Ответы: 1 -3: А 4 -8: В 9 -10: Б
Prezentatsia_Kitay_India_v_SV.pptx