Китайский пантеонt.ppt
- Количество слайдов: 53
Китайский пантеон http: //myfhology. info/go ds/kitay/
Древнекитайская религия • Древнейшая китайская религиозная традиция включала в себя культ правителя, культ предков, культ плодородия и гадания.
Ао Бин в древнекитайских мифах дух созвездия Хуагай (Цветной балдахин. Состоит он из девяти звёзд. Ао Бин представляли в человеческом облике, с копьём в руках, восседавшим на морском чудовище.
Бай-ди • ( «белый правитель» , «белый император» ), в древнекитайской мифологии правитель Запада наряду с правителями других стран света: Востока — Тай-хао, Юга — Янь-ди, Севера — Хей-ди и Центра — Хуан-ди. • Бай-ди ассоциировался с повелителем Запада Шаохао и по древней системе чередования пяти первоэлементов с металлом, белым или серым цветом, осенью, планетой Цзиньсинь или Тай-бай Цзиньсинь (Венера). Согласно средневековым представлениям Бай-ди как бог этой планеты спускается на землю в 15 -й день каждой луны.
Ню-ван ( «князь волов» ), • в китайской народной мифологии бог — покровитель крупного рогатого скота. Считалось, что он охраняет волов и коров. Согласно одной из традиций, Ню-ван по происхождению был учёным, жившим в 13 в. • Будучи разорённым и лишённым привычных занятий вследствие установления монгольской династии Юань (с 1280), он, став земледельцем, никогда не бил своего вола, на котором пахал. Если вол останавливался, учёный опускался перед ним на колени, и вол тянул плуг дальше. • В Китае 18 — нач. 20 вв. были широко популярны лубочные антропоморфные изображения Ню-вана (иногда вместе с Ма-ваном — покровителем лошадей). Их вешали подле конюшни или в помещениях для скота с охранительной целью.
Бай-ху, Бо-ху ( «белый тигр» ), • в древнекитайской мифологии один из духов четырёх стран света (наряду с Цин-луном, Чжу -цяо, Сюань-у), покровитель Запада, где находится страна мёртвых. • Бай-ху также называлось одно из созвездий (из семи звёзд). Появление Бай-ху устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук. • Бай-ху часто изображали на стенах погребальных сооружений, на знамёнах, которые в походах несли позади войска (впереди несли знамя с зелёным драконом — Цинлуном). • В средневековом Китае Бай-ху рисовали на воротах даосских храмов. На поздних народных лубках Бай-ху выступает уже в человеческом облике.
• Би-гань в китайской народной мифологии гражданский богатства в отличие от военного богатства Гуанъ-ди (в китайской мифологии некоторые божества делились на военных и гражданских подобно чиновничеству). Би-гань — легендарный герой древности, пытавшийся увещевать Чжоу Синя, жестокого правителя династии Инь. Чжоу Синь, не желавший слушать настойчивых советов Бигань, в гневе воскликнул: «Я слышал, что сердце мудреца имеет семь отверстий» . Он повелел разрезать грудь Би-гань, чтобы осмотреть его сердце. Впоследствии Би-гань в конфуцианской традиции признан за образец бесконечной преданности долгу и стойкости в убеждениях. Превращение Би-гань в богатства произошло позднее. Торжественная встреча Би-ганя как богатства устраивалась в старом Китае обычно в первые дни Нового года.
Бися Юань цзюнь • ( «госпожа лазоревых облаков» , иной перевод «госпожа лазоревой зари» ), в китайской даосской и народной мифологии богиня — чадоподательница и покровительница детей, а также лис. Её местопребыванием считается священная гора Тайшань, где был особенно распространён её культ. • В её окружении ещё шесть богинь — покровительниц различных периодов детства от богини зачатия до богини, уберегающей от оспы (Доу-шэнъ) В Юговосточном Китае, например в провинции Фуцзянь, культ Бися юаньцзюнь отчасти вытеснен, отчасти слился с местным культом Линьшуй-най ( «матушки из Линьшуя» ), также дарующей потомство.
Бэйдоу ( «северный ковш» ) • в китайской мифологии дух или группа духов Большой Медведицы, а также название самого созвездия. Духи имеют антропоморфный вид. Графическое или иероглифическое изображение Большой Медведицы в средневековом Китае имело магический смысл — отвращало злых духов. Существовало также представление о волшебном мече, цисинцзянь ( «меч семи звёзд» ), разрубающем нечисть; снадобье бессмертия у даосов называлось цисинсань ( «порошок семи звёзд» ) и т. п.
• Бянь Хэ • в китайской народной мифологии бог — покровитель ювелиров. В основе образа одноимённое реальное лицо (8 в. до н. э. ), чиновник времен династии Чжоу. По преданию Бянь Хэ однажды нашёл на горе Цзиншань драгоценный нефрит и поднёс его князю Ли-вану. Тот не распознал в куске необработанной породы драгоценность, обвинил Бянь Хэ в мошенничестве и велел отрубить ему левую ногу. Когда на престол вступил У-ван, он пытался вновь поднести камень князю, но тот велел отрубить ему правую ногу. Когда престол занял Вэнь-ван, Бянь Хэ, прижав к груди своей камень, зарыдал у горы Цзиншань. Вэнь-ван послал человека спросить Бянь Хэ, тот ответил: «Я скорблю не о том, что потерял обе ноги, а о том, что драгоценный нефрит называют простым камнем, а честного подданного — мошенником» . Тогда князь приказал отшлифовать камень — получился превосходный символ неба, который в его честь назвали Хэби — «диск Хэ» .
Бянь Цао • • • в китайской мифологии один из богов-покровителей врачевателей, в образе которого соединились два различных персонажа: 1) мифический Бянь Цао. с птичьим клювом и крыльями летучей мыши — сподвижник культурного героя-первопредка Хуан-ди, помогавший ему в распознании целебных свойств растений. 2) реальный знаменитый врачеватель 6 в. до н. э. Цинь Юэ-жэнь, получивший прозвище Бянь Цао. Согласно легенде, Бянь Цао перенял своё искусство от бессмертного Чансан-цзюня ( « господин длинное тутовое дерево» ), который давал ему чудесные капли. Через 30 дней Бянь Цао смог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека. В 521 до н. . э. Бянь Цао, согласно преданию, оживил принца царства Го, после чего слава о его искусстве распространилась по всему Китаю. Впоследствии Бянь Цао был обожествлен в качестве покровителя медиков и аптекарей. Жертвоприношения в честь Бянь Цао совершались 24 числа 4 -го лунного месяца, в день его рождения. На древних рельефах Б. изображён в виде человекоптицы, делающей укол больному.
Ван-му Шичжэ • • ( «посланцы матушки-владычицы» ), в древнекитайской мифологии служанки Си-ван-му ( «владычицы Запада» ). В наиболее архаических древних текстах ( «Шань хай цзин» — «Книга гор и морей» ) это три синие птицы, приносящие еду хозяйке. В более поздних текстах — это существа с телом птицы, но человечьими лицами. В повестях начала нашей эры это уже прекрасные девы, имеющие свои имена. Наиболее известна из них Ван Цзы-дэн, передававшая приказы Си-ван-му, ездившая к дереву солнц Фусану, на острова бессмертных, а также в столицу мрака (Сюаньду). Ван Цзы-дэн славилась игрой на струнных инструментах, Дун Шуанчэн известна своей игрой на губном органчике — шэне, Ши Гун-цзы — на металлическом гонге.
• Ван Шу, в древнекитайской мифологии возница луны. Можно предположить, что образ Ван Шу был создан по аналогии с возницей солнца Си-хэ. Некоторые древние комментаторы вообще отождествляли Ван Шу с луной.
• ( «первая звезда» ) в китайской мифологии божество – помощник бога литературы Вэнь-чана. Культ Куй-сина известен с 12 -13 вв. Он отождествляется с первой звездой Большой Медведицы. Изображался стоящим на правой ноге, левая – согнута в колене и приподнята кзади. В правой руке – кисть, в левой – казенная печать или ковш Большой Медведицы. Единственная одежда – повязка вокруг бедер и развивающийся шарф. Часто изображается стоящим на спине огромной рыбы. По преданию, у Куй-сина было безобразное лицо. Когда он первым выдержал экзамен на ученую степень, ему полагалась аудиенция у государя, но, увидев его, император отказа ему в этой чести. Изображение Куй-сина ставилось в особой башне на экзаменационном дворе. Куй-син
Жу-шоу, Гай, в древнекитайской мифологии божество осени. Жу-шоу считался так же духом металла, а поскольку металл связывался с западом, то Жу-шоу помещали в западной части храма. Его изображали с угольником в руках. Он ведал так же наказаниями на небе. • Гоу-ман - дух весны. Он считался помощником правителя Востока Фу-си. В более позднее время почитался как один из духов пяти стихий (дух дерева).
• Гуань-ди, Гуань Юй, Гуань Юнь - ч а н, в китайской народной мифологии и в позднем официальном культе бог войны, а также богатства • Конфуцианцы чтили Гуань-ди как покровителя учёных-литераторов • В деревне его почитали и как бога — заступника, исцелителя от болезней, даже бога — подателя дождя. По крестьянским поверьям, он появляется у постели больного, даёт ему золотые пилюли, кладёт руку на тело и тот выздоравливает. • Жертвоприношения Гуань-ди совершались в 15 -й день 2 -й луны и 13 -й день 5 -й луны, а курения в его честь зажигались в 15 -й день каждой луны. Гадание в храмах Гуань-ди по жребию считалось весьма действенным
Гуаньинь • - в буддийской китайской мифологии божество, спасающее людей от всяческих несчастий и опасностей, заботящееся о каждом, призывающим его имя. Воплощение бесконечного сострадания ко всем существам и всех прочих лучших женских качеств. Изображается в облике женщины с кувшином, с веткой ивы, веревкой (спасающей от беды), книгой (несущей учение о спасении). Гуаньинь дает женщинам долгожданных детей, защищает людей, чья профессия сопряжена с опасностями. В то же время она вступает и в открытую борьбу со злом.
Лу-син • (от лу, «чиновничье жалованье, и син «звезда» ), в поздней китайской мифологии божество карьеры, особо почитавшееся чиновниками.
Дицзан-ван • в поздней китайской мифологии повелитель подземного царства В отличие от Индии, в Китае Дицзан-ван считался верховным владыкой ада, ему подчинены князья 10 судилищ. • Дицзан-вана изображается стоящим, реже едящим, в одеянии индийского или чаще китайского буддийского монаха, бритой головой. В правой руке держит металлический посох с на него 6 оловянными кольцами, которые позванивают при ходьбе. Посох служит Дицзан-вану для открывания дверей диюй. • к Дицзан-вану обращались с молитвами о спасении из Преисподней душ покойных предков и родителей.
Доу-му • ( «матушка ковша» ), в поздней китайской мифологии божество, ведающее жизнью и смертью, обитающее на звёздах Большой Медведицы. Изображается с четырьмя лицами и восемью руками, в которых держит лук, копьё, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну. Доуму почиталась как даосами, так и буддистами.
Цзао-ван ( «князь очага» ) • В различные эпохи существовали разные версии происхождения Цзао-вана. Цзао-ван превратился некий бедный лентяй Чжан, который кормился за счёт жены. Под новый год жена послала его к своим родителям за рисом, а те, жалея бедствующую дочь, положили на дно мешка серебро. Лентяю надоело тащить тяжелую ношу, и он отдал мешок встречному нищему. Разъяренная жена забила его насмерть, но так как дело было в новогоднюю ночь, временно закопала труп под очагом. Сожалея о содеянном, она потом повесила над очагом поминальную табличку с именем мужа и стала молиться перед ней. • Образ Цзао-вана чрезвычайно популярен в народном искусстве, бумажные картины с изображением Цзао-вана, его супруги и помощников печатались с досок в большом количестве экземпляров. Существовали и картины с портретом одного Цзао-вана, потому как некоторые китайцы верили, что если повесить картину Цзао-вана с его супругой, то в доме не будет согласия.
Дянь-му ( «матушка молния» ) • прекрасная богиня молний эта красавица сверкает своими двумя круглыми зеркалами, которые держит в руках. Изображается в разноцветном (сине -зелено-краснобелом) платье. • Стоя на облаке, она то сближает, то разводит зеркала, от чего получается
Лао-лан – ( «почтенный юноша» ) • Лао-лан пуса ( «бодхисатва Лао-лан» ), в поздней китайской мифологии божество – покровитель актеров и певичек. , Считается что в качестве Лао-лана обожествлен танский император 8 в. Мин-хуан (Сюань-цзуе), который прославился как покровитель актерского искусства.
Ло-цзу ( «предок Ло» ), Ло-цзу дасянь ( «великий святой Ло-цзу» ) • в китайской народной мифологии бог нищих и цирюльников. • В старом Китае в домах вешали его изображения с красным лицом, голыми ногами и засученными рукавами. В храмах Лоцзу изображали с книгой по брадобрейному искусству в руках.
Лу Бань • в китайской народной мифологии бог — покровитель плотников и строителей. • Крестьяне чтут Лу Баня как создателя деревянного колеса для подъёма воды на поля, . Его нередко почитали также кузнецы и гончары. Храмы Лу Баня были по всей стране. В старом Пекине его день рождения справляли в знаменитой Белой пагоде (Байтасы), которую он починил, когда эта пагода во времена династии Мин дала трещину и была готова обвалиться. Обе его жены — одна в чёрном одеянии, другая — в красном, считались покровительницами мастеров лаковых изделий (из чёрного и красного лака). •
Лун-ван ( «царь драконов» ) • в китайской мифологии хозяин водной стихии, глава драконов — лун. • В поздней фольклорной традиции Лун-ван обычно представляется старцем живущим в хрустальном подводном дворце. • Лун-ван — хранитель несметных сокровищ, у него есть своё морское воинство: черепахи, каракатицы, креветки и другие морские обитатели, имеющие способность к оборотничеству. Китайские художники нередко рисовали Л. -в. в виде старца с посохом, набалдашник которого украшен головой дракона. • Культ Лун-вана был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвящённые ему, были практически в каждом городе, каждой деревне, близ рек, озёр, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы.
Лэй-гун • ( «громовник» ), в китайской мифологии бог грома. у него тело дракона, человечья голова, он бьёт по своему животу, как по барабану. • В 7— 10 вв. его описывали как свиноподобное крылатое существо чёрного цвета, с рогами и двумя когтями на передних и задних лапах, с каменным топором в передних лапах. В сказаниях малых народов Юго-Западного Китая Лэй -гун выступает персонажем, устроившим великий потоп.
Лю Хай • в китайской даосской мифологии бог монет, входящий в свиту богатства • По даосской легенде, он изготовил пилюлю вечной жизни и принял её, после чего тотчас же упал бездыханный, а тело его начало постепенно исчезать, он превратился в журавля и улетел в небо. По народной легенде, Люй Дун-бинь однажды опустил свой пояс с привязанной на конце золотой монетой в колодец и велел удить в колодце жабу. Это был враг Лю, переродившийся жабой и бывший в прежней жизни стяжателем. Жаба закусила монету, и Лю Хай вытащил её из колодца. Поэтому он всегда изображается с трёхлапой жабой — эмблемой наживания денег
• Mа-гу ( «конопляная дева» ), в поздней китайской народной мифологии бессмертная фея, помогающая людям. • Живя на горе, Mа-гу изготовила чудесное вино, отведав которого, её слепой отец прозрел. С этой горы Mа-гу поднялась в небо, видимо, на огромной птице. На народных лубках Mа-гу изображалась с символами счастья (летучей мышью) и долголетия — персиком, бабочкой (пожелание дожить до 90 лет), а также с волшебным грибом линчжи, дарующим бессмертие, и т. п. Нередко рядом с Mа-гу рисовали маленького мальчика, в таких случаях Mа-гу выступает в функции феи, дарующей сыновей. В народных легендах Mа-гу нередко выступает как богиня – спасительница попавших в беду людей.
• Цань-шэнь • • в китайской мифологии богиня шелководства и охранительница тутовых деревьев. Один человек был увезён иноплеменниками, а конь его остался дома. Жена этого человека как-то поклялась, что отдаст свою дочь замуж за того, кто вернёт ей мужа. Вдруг конь встрепенулся и умчался. Через несколько дней он доставил домой своего хозяина. С тех пор конь перестал пить и есть. Хозяин удивился, и жена рассказала ему о своей клятве. Тогда он убил стрелой коня, содрал с него шкуру и положил сушить на дворе. Когда его дочь проходила мимо, шкура вдруг подскочила, обернулась вокруг девушки и улетела. Потом она опустилась на ветки тутового дерева, и девушка превратилась в шелковичного червя, который ел листья и выплевывал шёлковую нить. Цань-шэнь изображалась одетой в конскую шкуру.
Нюй-ва • в древнекитайской мифологии архаическое женское божество. • Нюй-ва имеет облик полуженщины-полузмеи • Нюй-ва лепила людей из глины, но так как работа была крайне сложна и трудоёмка, она стала опускать в глиняную жижу верёвку и, выдергивая, стряхивать её. Из летевших на землю комочков и получались люди, от которых пошли бедные и низкородные. Знатные и богатые произошли от тех, кого Нюй-ва вылепила своими руками.
Пань-гу • (пань, «блюдо» , гу, «древний» ), в древнекитайской мифологии первопредок, первый человек на земле. • Дыхание Пань-гу. стало ветром и облаками, голос громом, левый глаз - солнцем, правый - луной, четыре конечности и пять частей тела - четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь - реками, жилы и вены - дорогами на земле, плоть - почвой на полях, волосы на голове и усы - созвездиями, растительность на теле - травами и деревьями, зубы и кости - золотом и каменьями, костный мозг - жемчугом и нефритом, пот - дождём и росой. После смерти Пань-гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.
• божество, ведающее судьбами людей. Его статуи ставились в храмах Чэнхуана как главного Пань-гуань исполнителя приказаний бога города. ( «судья» ) • изображения Пань-гуаня использовались в старом Китае как магическое средство от чертовщины. С этой целью изображения Пань-гуаня иногда вешали на створках ворот и дверей, считая, что таким образом можно защитить дом от проникновения нечисти.
Си-Хэ • в древнекитайской мифологии возница солнц. В «Шань хай ЦЗИ не» ( «Книге гор и морей» , 4— 2 ВБ до н. э. ) говорится: «Среди сладких источников есть страна Си-хэ, там живёт женщина Си-хэ, там солнца омываются в сладком источнике. Си-хэ — жена Ди-цзюня, которая родила 10 солнц» . По древним представлениям Си-хэ по очереди вывозила своих детей-солнц на небо в колеснице, запряжённой шестёркой драконов.
Сяо-гун • ( «князь Сяо» , «повелитель Сяо» ), в поздней китайской народной мифологии божество — покровитель вод: рек, озёр, морей.
Тай-и • ( «великая единица» , «великое единство» , «великий единственный» ), в китайской мифологии верховное божество. • Тай-и главенствует над 5 государями сторон света. По другим источникам, Тай-и повелевает 16 драконами, знает, когда будет ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. • Это — некое первоначальное дыхание, дающее миру и всем существам жизнь. Несмотря на такое абстрактное понимание божества, Тай-и описывается как существо с телом петуха и человечьей головой.
Тянь ( «небо» ) • одно из важнейших понятий китайской (особенно древнекитайской) космогонии, мифологии, философии и религиозных верований. • В религиозно-космологических представлениях древних китайцев Небо было создателем всего сущего: народа, его правителя, пяти движущих начал — металла, дерева, воды, огня и земли.
• У Фан шень • • • ( «духи пяти сторон» ), в китайской мифологии духи пяти главных направлений: востока, запада, юга, севера и центра. Каждой из сторон света соответствовали определенные стихии (или первоэлементы), цвета, живые существа востоку – дерево, зеленый цвет, бимуюй (пара одноглазых рыб со сросшимися хвостами); западу – металл, белый цвет, бицзяньшоу (полумышьполузаяц), югу – огонь, красный цвет, бииняо, северу – вода, черный цвет, бицзяньминь (человек, имеющий половину тела и по одному глазу, ноздре, ноге и руке); центру – земля, желтый цвет, чжишоушэ (двуглавая змея). Главные направления и соответствующие им первоэлементы в средневековой традиции были соотнесены с пятью мифическими управами
Хэ-Хэ • • ( «согласие и единение» ), в китайской поздней даосской и народной мифологии бессмертные гении, божества, входящие в свиту бога монет Лю Хая. Согласно легенде, жил некий Чжан, брат которого служил в столице далеко от родных мест. Родители послали Чжана проведать брата, и тот обернулся за один день, покрыв при этом расстояние более 10 тысяч ли (ок. 5 тысяч км. Он получил прозвище ( «брат, вернувшийся из-за 10 тысяч ли» ) и впоследствии был обожествлен как бог согласияединения Хэ-Хэ изображали с растрёпанными волосами и смеющимся лицом, в зелёной одежде, с барабаном и палкой в левой руке. Считалось, что если принести ему жертву, то человек, посланный в дальнее путешествие, непременно вернётся обратно.
Няннян • ( «государыня, приносящая сыновей» ) — ( «государыня божественного зрения» ), охраняющая младенцев от глазных болезней, Цуй-шэн няннян — матушка, ускоряющая роды.
Чжан Тянь-ши • ( «небесный наставник Чжан» ), в китайской даосской и поздней народной мифологии главный маг и повелитель бесов. • Одновременно «специальностью» Чжан Тянь-ши считалась и борьба с ядоносами, т. е. скорпионами, змеями, ядовитыми пауками. Считалось, что Чжан Тяньши подчинены также 6 громов, по его приказу убивающих нечисть, поэтому на картинах вокруг фигуры Чжан Тянь-ши рисовались 5 огнедышащих барабанов — символов этих громов.
Янь-ван • владыка загробного мира; в официальном культе Янь-ван глава пятого судилища ада (В его подчинении находятся чиновники, стражники — бесы (гуй) и их князья (гуй -ван), судья ада Панъ -гуанъ, главы различных управ загробного мира.
Конфуцианство • • этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551— 479 до н. э. ), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. Основные понятия: «Цзюнь-цзы» (благородный человек) : гуманность, воля, долг (справедливость), сыновняя почтительность, благовоспитанность. Антипод «совершенного человека» «сяо-жень» - «маленький человек» : его главная задача – стремление к материальной выгоде. • • Ши – служение. Ли – нормы поведения. Дао – путь. Дэ – благая сила. Сюэ – учеба. Взаимодействия инь и ян. Учение о пяти элементах. Концепция ци – выражает идею динамической, духовноматериальной и и жизненноэнергетической субстанции. Выделяется 3 уровня конкретизации понятия «ци» - космологический, антропологический и психологический. Ци является одним из важнейших понятий в традиционных китайских науках (китайская медицина) и практика (гимнастика цигун).
Конфуций
Родина Конфуция
1. Могила Конфуция. 2. Павильон культуры Конфуция.
Аллея к храму Конфуция
Ритуал поминовения Конфуция
Конфуций
1. Парк Конфуция. 2. Усадьба Конфуция
В 1 в. в Китае приобретает популярность буддизм и даосизм • Элементы даосизма присутствуют в религиях и культурах Японии и Кореи. • Основатель – Лао-цзы. • Дао – первоначало и вселенская закономерность. • Основные понятия: • • • Дэ – благая сила. У вэй – недеяние. Ци у – концепция «уравнивания сущего» . Чан шэн бу сы – учение о продлении жизни и обретении бессмертия. Священная книга – «Дао дэ цзин» - «Канон пути и благодати» , главная идея – призыв вернуться к изначальной природе, простоте и естественности.