Сады Китая.ppt
- Количество слайдов: 89
КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА
Традиция создания садов в Китае насчитывает более трёх тысячелетий и уходит корнями в китайскую мифологию. Одним из основополагающих мифов является космогонический миф.
Согласно ему вся Вселенная была первоначально огромным яйцом, заполненным хаосом. В этом яйце зародился и вырос могучий великан Паньгу. По мере его роста белок, светлое начало (Ян) образовало небо, а мутное начало (желток) превратилось в (Инь) землю. Чтобы отделить небо от земли Паньгу встал между ними. Продолжая расти он отдалял небо от земли всё дальше и дальше. Расстояние увеличивалось в день на 3 метра и так продолжалось 18 тысячелетий.
Когда же Паньгу увидел, что небо и земля не смогут встретиться, то решил, что его миссия закончена и умер. Но даже тело Паньгу послужило для дальнейшего миротворения. Дыхание его стало ветром и облаками, из глаз произошли солнце и луна, а голос стал громом и молнией. Руки и ноги Паньгу образовали стороны света, а туловище горы, из кровеносной системы возникли реки и дороги.
Представлением о существовании, противостоянии и единстве небесной энергии (силы) Ян и земной энергии Инь проникнута вся культура Китая. Известное графическое воплощение этой идеи очень удачно улавливает суть этого взаимодействия, отражая и различие и взаимопроникновение и противоположность и единство.
Китайский сад это взаимопроникновение двух начал Инь и Ян.
Каждая деталь пейзажа становится обозначением того или иного символа, распространяется эта символика и на растения. Воплощением активного начала Ян, считается пион.
Сортов пионов в Китае было выведено более сотни. Они занимают в саду почетное место.
Пассивное начало ― Инь традиционно представлено хризантемой. Одно из канонических растений в культуре Китая, хризантема тоже представлена множеством сортов.
Энергии Инь и Ян переплетаются и в дизайне китайского сада. Он всегда построен на контрастах. В нём оттеняют друга и сливаются в единую картину вода и камни…
светлое и тёмное…
незыблемое и динамичное…
Даже находящиеся рядом растения, как правило отличаются размером, цветом, фактурой.
Сады в Древнем Китае стали появляться во владениях знатных и богатых людей, а также при храмах. Китайский сад так же как и многие другие сады древности отличался сочетанием утилитарности и эстетического наслаждения. В саду культивировалось множество полезных растений (съедобных, лекарственных, пригодных для ремесла, декоративных, пряных и т. д. ).
В отличии от других культур китайский сад никогда не стремился к регулярности. Он всегда хаотичен. Но если присмотреться за этой хаотичностью скрываются целостность и гармония.
Создавая свои творения, китайские садовники стремились сделать сад местом встречи человека с природой, местом обретения гармонии, вдохновения и творческих сил, мудрости и покоя.
Природа в китайской культуре – это и главная модель для живописца и вдохновение поэта, проверка всех идей для философа и сцена для музыканта. В отличие от Европы Китай в своём культурном развитии не пошел по пути покорения природы, а встал на путь взаимодействия с ней и гармонии.
Природа включена во многие культурные универсалии Китая, например, календарь, времена года, цветовую палитру и т. д. Тесно связана она с живописью. Пожалуй только в Китае существуют четыре канонических растения, которые чаще всего рисуют и на которых учатся рисовать. Орхидея. Символ весны, добродетели и чистоты намерений. Бамбук. Символ лета, жизнестойкости, силы. Слива мэйхуа. Символ зимы упорства, стойкости и утонченной красоты Хризантема. Символ осени жизнелюбия, зрелости, опыта
В Китае сложился оригинальный вид живописного искусства «птицы-цветы»
Теснейшим образом связаны с природой китайские поэзия и философия. Пожалуй нигде как в китайской поэзии так не распространена пейзажная лирика. Ду Фу Лао Цзы
Ду Фу Беседка на берегу реки Лёжа, греюсь на солнце в беседке у сонной реки, И стихи повторяя, гляжу я в далёкую даль Облака проплывают спокойно, как мысли мои И усталому сердцу ушедших желаний не жаль. А природа живёт непрерывною жизнью своей, И весенние дни так прозрачны теперь и тихи. Не дано мне вернуться на лоно родимых полей, Чтоб развеять тоску - через силу слагаю стихи.
Музыка тоже частая гостья в китайском саду
Китайское искусство отличается одухотворением природы. Интерес к ней связан не столько с желанием выразить через изменения в природе свои чувства, сколько с благоговейным и трепетным отношением к ней как к высшей ценности.
Образ природы для китайца и так идеален, поэтому здесь не сложилось стремления усовершенствовать природу, шлифовать её неровные извилистые формы. Наоборот, здесь склонны ценить всё природное и первозданное. Сады «Поднебесной» выглядят настолько естественно, что кажется, что человек и не приложил здесь руку.
Китайскому садовнику мало просто имитировать природу, и он пытается воссоздавать идеальный ландшафт в миниатюре. Пейзаж с горами, озерами, деревьями и их энергией ци, которая формирует и определяет место человека внутри этой совершенной картины мира.
Сады устраивались в богатых поместьях как места отдыха и развлечений знати, при храмах для философских раздумий, при частных домах для сбора плодов, украшения и отдыха.
Всего в Китае выделяют шесть основных условных типов садов Ø сады при императорских дворцах Ø сады при императорских гробницах Ø сады при храмах Ø сады естественных пейзажей Ø сады ученых Ø домашние сады
В независимости от предназначения сада китайское ландшафтное искусство глубоко пронизано религиозными и мифологическими идеями.
В основе её лежит сплав конфуцианского представления об искусстве как о рукотворных произведениях, созданных по образцу природных объектов, с даосской верой в превосходство природы над любыми другими моделями. Слияние и взаимодополнение этих философских течений воплотилось в красивейших садах «Поднебесной» .
Китайские сады различались по размеру. Они варьируются от огромных поместий в сотни гектаров…
…до садов на блюде и миниатюрных деревьев, выращенных в технике бонсай. Этот японский термин звучит в Китае как пан цзя ( «пейзаж на подносе» ). В Китае бытует представление о саде как о мире в миниатюре.
Отличием китайского садового искусства является не только умелое размещение сада в естественном ландшафте, но и ориентированность сада по сторонам света и предпочтение нахождения тех или иных объектов именно на востоке, севере и т. д.
Для китайского садоводства характерно постоянное творчество в сочетании с многовековой традиционностью, живучестью различных предпочтений, касающихся архитектурных форм, набора растений, сочетания элементов.
Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля, тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства ― северной и южной.
Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников.
САДЫ ЮГА
Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.
Китайский слово, обозначающее ландшафт, звучит как «шан шуй» , что буквально означает «горы и вода» , а фраза, которая обозначает обустройство сада, дословно переводится как «выкапывание прудов и воздвижение гор» . Вода и камень в саду являются неотъемлемыми элементами.
Всего выделяют семь главных элементов китайского сада: Камень Вода Стена, ограждающая сад Система экранов Архитектурные элементы Окна, создающие «живые картины» Определенный набор растений
В китайской традиции камень считался материалом, сочетающим в себе природные и антропогенные качества, поскольку он создан природой, но обрабатывается человеком. Использование камней в китайском саду многопланово. Весьма ценятся здесь вертикально стоящие камни странной формы, похожие на изъеденные временем причудливые кости сказочных чудовищ.
Удивительной формой они обязаны своей известняковой породе, а также многовековому воздействию воды. Добывают эти камни со дна озера Тай, и поднятые с глубины, они наглядно демонстрируют мягкую, но сокрушающую силу воды. Такие камни выставляются на видное место, часто на постаментах. Они напоминают произведений абстрактного искусства.
Присутствует в китайском саду и традиционная скульптура, как правило, также тесно связанная с миром природы.
Иногда камни оригинальной формы дополняются надписями.
Из камней более прочных пород (гранит, мрамор) сооружают изгороди и стены, мосты и экраны, ими выкладывают дорожки в саду.
Оригинальные сооружения для путешествий по воде и перехода небольших водоёмов называют «шаги по воде» .
Камни, природной формы служат материалом для изготовления искусственных горок, скал, водопадов и гротов.
Причудливые камни украшают берега водоемов и композиции из растений.
Обязательным элементом китайского сада была вода. Мягкостью воды уравновешивалась твердость камня. Этого требовал принцип соблюдения баланса между стихиями. В самых знаменитых садах она занимала более половины территории. Водная стихия предстает в двух разных, но равнозначных качествах.
В обширных и малых прудах и бассейнах, естественных озёрах, вписанных в территорию сада и каналах вода – это зеркало мира, воплощение покоя. Постоянно меняющаяся картина неба, как в зеркале, отражается в водной глади, заполняя собой сад.
В искусственных и естественных водопадах, фонтанах, источниках вода — примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Даже крыши павильонов строили таким образом, чтобы дождевая вода низвергалась с них на камни, как настоящий водопад.
Садовые водоемы используются и для практических потребностей: из них брали воду для хозяйственных нужд, они служили местами пикников и прогулок, вода использовалась для полива, для борьбы с пожарами. Вода, орошая землю и растения, приносит жизненную энергию саду и его посетителям. Благодаря водоемам в саду всегда был чистый и свежий воздух, поддерживался необходимый уровень влажности. Использовались водоёмы и для разведения промысловых и декоративных рыб.
Вода в китайском саду максимально приближена к человеку. Водоемы часто не имеют высоких берегов и облицовки. Дорожка также вилась над самой водой, а через потоки перекинуты «верблюжьи» мостики или устроены переходы из больших природных камней.
Павильоны на островках строились с таким расчетом, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к величине острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» прямо из пруда.
Значительная часть пространства водоемов была занята нимфеями и лотосами.
Несмотря на своё стремление вписаться в природу и слиться с ней китайский сад это ограниченное пространство и одним из популярных элементов является стена, огораживающая сад.
Стена может иметь вид легкой конструкции из бамбука или живой изгороди.
Стена может являться и достаточно высоким и прочным сооружением, снабженным многочисленными воротами. Особенно такие прочные стены характерны для богатых садов аристократии, существовавших в древности.
Пространство сада делится на отдельные уголки системой экранов. Такими экранами могут выступать заросли растений и живые изгороди…
… массивы камней и гроты, легкие перегородки из бамбука и перголы, а также архитектурные сооружения.
Достаточно часто в китайском саду экраны не являются глухими, а несут в себе ещё один важный элемент сада – окна, создающие «живые картины» .
Эти сквозные отверстия в стене или экране бывают самой разнообразной формы.
Устраиваются они таким образом, чтобы являться своеобразной рамкой для открывающегося вдали пейзажа или красиво цветущего растения.
Василий Верещагин. Калитка в сад.
Китайский сад, в отличие от европейского, это не царство зелени с одним или двумя строениями, здесь главное ― архитектурные элементы, окруженные камнями, растениями и водой. Сад и дом в Китае считаются единым целым. Сад «проникает» в дом сквозь окна и узорчатые решётки, а стены дома служат фоном для искусно подобранной коллекции растений.
Строения являются украшением сада и представляют собой отличные смотровые площадки, с которых можно любоваться многочисленными живописными видами, поскольку сад рассчитал на любование природой. Без многочисленных беседок и павильонов китайский сад утратил бы свой дух, свою оригинальность. Расположение беседок и чайных домиков является основой планировки сада.
Архитектурные сооружения могут быть разных форм и размеров, но сколько бы их ни было в саду, найти два одинаковых вряд ли удастся. Обычно садовая архитектура включала в себя следующие элементы:
Фанг ― павильон в форме лодки, называемый также сухопутной лодкой
Тинг ― беседка для отдыха и расслабления
Ланг ― крытая тропинка, переход или мостик
Киао ― мостики
Лоу ― двухэтажный домик, который иногда использовался в качестве жилья для молодых незамужних девушек или гостей, а также для чайной церемонии
Традиционный китайский сад выделялся богатой и разнообразной растительностью, причем южнее он размещался, тем богаче был его флористический состав. В любом саду росли благородные породы деревьев. На первое место китайцы ставили вечнозеленую сосну — символ, долголетия и благородства.
Популярны и другие вечнозелёные деревья: кедр, туя, кипарис, тис.
Обязательны четыре благородных растения.
Нередко сад включал в себя плантации плодовых деревьев и лекарственных трав. Айва Яблоня
Всегда можно встретить «деревья счастья» — сливу и персик. Слива Персик
Популярны лиственные породы: гингко, ивы, тополя, клёны…
Часто встречаются различные виды банановых. Банановые пальмы стремятся посадить рядом с домом, чтобы слушать шум дождя, ударяющего по банановым листьям.
Обширнейшую отрасль китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Из водяных цветов предпочтение отдавалось лотосу, символу чистоты и непорочности.
Гортензии, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, бегония магнолия, сирень выращивались повсеместно.
На юге увлекались разведением орхидей.
Все это великолепие высаживалось по канонам пейзажного стилевого направления, порою, правда, образуя спонтанные партеры и клумбы
Но чаще растения в саду группируются в беспорядочные заросли у воды или отдельные яркие островки.
Восточные сады известны в Европе с ХIII века, но только к ХVIII в. они завоевали популярность и стали предметом серьезного изучения и подражания, существенно потеснив регулярный ландшафтный стиль.
Небольшой китайский садик в ботаническом саду Визли (Англия)
Подражание китайской традиции садоводства в одном из французских парков
Небольшой «китайский садик» внутри Екатерининского корпуса в Петергофе
Источники и литература, использованные для написания лекции: 1. CD-диск Сады Китая. НП Ландшафтно-экологический центр «Очарование природы» , 2007. 2. CD-диск «Сады Востока» . ООО «Студия Компас» , 2006. 3. В. В. Дормидонтова История садово-парковых стилей. – М. , 2004.