Китай.pptx
- Количество слайдов: 14
Китайская литература
Одна из древнейших литератур мира – китайская. Вероятно, китайцы – старейший народ на Земле. Китайская культура до сих пор несёт на себе отпечаток той первозданной культуры, которая сложилась в этом регионе пять тысячелетий назад, а может быть, и раньше.
– В иероглифах китайцев отразился иной способ мышления, восприятия мира, чем у европейцев. Понять культуру, литературу этого народа очень сложно, так же сложно, как выучить китайский язык. Но многие достижения Китая стали частью мировой культуры, составляют её нетленные ценности.
НАЧАЛО КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ теряется в глубине тысячелетий. С древнейшей гадательной практикой связана одна из первых книг человечества – «И цзин» (или «Чжоу и» , на русский язык обычно переводится как «Книга перемен» ). Она значима для Китая в той же мере, как Библия для Запада. Легенда утверждает, что содержащиеся в книге гексаграммы (рисунки из шести черт, одни из которых непрерывны, а другие – с пробелом) были чудесным образом нанесены на панцирь огромной черепахи, всплывшей на поверхности моря.
Время возникновения книги исследователи определяют поразному: от XXI в. до н. э. , приписывая её легендарному императору Фу-си, до VI в. до н. э. , считая её создателем Конфуция. Выдающийся русский исследователь культуры Древнего Китая Ю. К. Шуцский считал, что книга «И цзин» сложилась в VIII – VII вв. до н. э. , а в VI – V вв. до н. э. , постепенно превратилась из мантического (от греч. Mantike – «Искусство гадания, прорицания) в философский текст. 64 гексаграммы «И цзин» призваны описать все без исключения ситуации, из которых складывается судьба человека.
ВЕСЕННЕЙ НОЧЬЮ РАДУЮСЬ ДОЖДЮ Добрый дождь Свою он знает пору И приходит вовремя, Весною. Вслед за ветром Он уйдет не скоро, Землю Влагой напоив живою. На реке, на челноках, Повсюду Огоньки мигают Еле-еле. . . На рассвете Любоваться буду, Как цветы В Чэнду похорошели. ДРЕВНЕЙШАЯ КИТАЙСКАЯ ПОЭЗИЯ (XII – VII вв. до н. э. ) вошла в книгу «Ши цзин» ( «книга песен» ). В ней представлены различные песенные жанры. Есть единственный пример трудовой песни, тотемные (обращение к священному животному – тотему), похоронные, песнизаклинания и т. д. Легко заметить характерные для фольклора повторы, параллелизмы, аллитерации и ассонансы.
В исполнении этих песен сохранялся синкретизм (от греч. Synkretismos – «соединение» ) первобытного искусства. В первом китайском трактате по поэтике – «Большое предисловие к «Ши цзин» (II в. до н. э. ) указывается: "Ши [песни] рождаются душевным волнением. <…> Чувства возникают внутри, а форму обретают в словах. Слов не хватает – вздыхают, вздохов не хватает – непроизвольно руки начинают делать танцевальные движения, а ноги – притоптывать. "
Символ Дао – единство взаимно противоположных начал мироздания. Для китайцев нехарактерен антропоцентризм (от греч. Anthropos – «человек» и греч. – kentron – «центр» ). Это одна из основных причин отсутствия в китайской литературе эпопей. Прекрасное не связано с отдельным человеком, его субъективными чувствами, воспринимается как гармония природы и общества. Две системы мировоззрения возникали на этой основе: конфуцианство (с ориентацией на общество) и даосизм (с ориентацией на природу).
Великий мыслитель древности Кун фу-цзы (т. е. «учитель Кун» ; латинизированное звучание его имени – Конфуций: 552/551 – 479 до н. э. ) имел около 3000 учеников (из них 70 – выдающихся), но обучал их устно. До нас дошёл свод сочинений, записанных несколькими поколениями учеников Конфуция, получивший название Конфуцианский канон, или Тринадцатиканоние ( «Ши Сань цзин» ).
– В "Ши сань цзин" входят произведения самой широкой тематики (филос. , религ. -этич. , ритуально-дидактич. , историч. , художеств. , филологич. и др. ): "Чжоу и" ("Чжоуские перемены", или "И цзин" - "Канон перемен", "Книга перемен"), "Шу цзин" ("Канон (документальных) писаний", "Книга истории"), "Ши цзин" ("Канон стихов", "Книга песен"), "Чжоу ли" ("Правила благопристойности (эпохи) Чжоу"), "И ли" ("Образцовые церемонии и правила благопристойности"), "Ли цзи" ("Записки о правилах благопристойности", "Записки о ритуале"), "(Чунь цю) Цзо чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Цзо"), "(Чунь цю) Гунъян чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Гунъяна"), "(Чунь цю) Гулян чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Гуляна"), "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), "Сяо цзин" ("Канон сыновней почтительности"), "Эр я" ("Приближение к классике" - первый в Китае толковый словарь, 3 - 2 вв. до н. э. ), "Мэн-цзы".
КОНФУЦИАНСКОМУ КАНОНУ противостоит литература даосизма. Произведение, определившее специфику этого учения, ориентирующегося не на общество, а на природу, – «Дао дэ цзин» ( «Книга о Дао [пути] и дэ [благой силе]» , чаще это произведение именуется по указанию создателя – «Лао - цзы» ) – содержит 5000 иероглифов и 81 главу. Оно приписывается основателю учения Лао - цзы (VI-V вв. до н. э. ), хотя, по- видимому, написано позже.
Полный свод даосских канонических текстов «Дао цзан» ( «Сокровищница даосских писаний» ) складывался веками и был впервые публикован в 1019 г. объёмом в 4565 томов. В противовес вниманию Конфуция к правильности поступков даосы развивают концепцию недеяния, слияния с природой. Однако это не восхваление лени: « Дао ничего не делает, но нет ничего несделанного» .
Как следует жить. Сцена из нравоучительной повести. IV в. н. э. Китайское моралите IV в. : Живи не суетясь, трудись, прислушивайся к природе.
ВЕЧЕРНИЙ ХОЛОДОК Туман укрыл Деревья на равнине, Вздымает ветер Темных волн поток. Поблекли краски, Яркие доныне, Свежее стал Вечерний холодок. Забили барабаны, И поспешно Смолк птичий гам У крепостного рва. ЗАПИСАЛ СВОИ МЫСЛИ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ НОЧЬЮ В лодке с высокою мачтой Тихою ночью плыву я. Гладя прибрежные травы, Легкий проносится ветер. Мир заливая сияньем, Светит луна, торжествуя, И над Великой рекою Воздух прозрачен и светел. Если бы литература Мне помогла хоть немного: Освободила от службы Вечной погони за хлебом. Ныне ж мое положенье Схоже своею тревогой