КИТАЙ
В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан, управлявшая страной около 300 лет.
Империя Тан стремилась подчинить себе соседей. В зависимость от Китая на время попадали Корея и Вьетнам. Китайская армия овладела Великим шелковым путем вплоть до Средней Азии , но в VII веке она потеряла над ним полный контроль.
Крестьянская войн а в 874 году Крестьянская война 874— 901 в Китае, одно из крупных антифеодальных народных выступлений, вызванных усилившимся во 2 -й половине 9 в. процессом обезземеливания китайского крестьянства. Первые очаги К. в. возникли на С. Китая (территория современных провинций Хэнань, Хэбэй и Шаньдун). Ядром, вокруг которого начали объединяться крестьянские массы, явился отряд под рук. Ван Сянь-чжи. В 875 к нему с несколькими тысячами своих сторонников присоединился Хуан Чао.
К концу 876 в армии Ван Сянь-чжи и Хуан Чао было уже около 100 тыс. человек; восстание охватило ряд провинций Центрального и Восточного Китая. В марте 878 войско Ван Сянь -чжи было разгромлено правительственной армией. После гибели Ван Сянь-чжи всё руководство действиями восставших перешло к Хуан Чао. После неудавшихся попыток овладеть главными центрами танской империи — Чанъанем и Лояном крестьянская армия совершила поход на Ю. —В. ; численность её достигла 500 тыс. человек. Крестьяне захватывали государственные и монастырские амбары, громили помещичьи имения, уничтожали чиновников, крупных феодалов и ростовщиков, делили между собой зерно и др. имущество, сжигали казённые реестры и долговые записи. Осенью 879 повстанцы заняли Гуанчжоу (Кантон). В обнародованном после этого манифесте Хуан Чао объявлялось о возвращении его армии на С. с целью свержения династии Тан и завоевания власти в стране. В конце 880 повстанцы заняли г. Лоян, а 10 января 881 — Чанъань. Хуан Чао был провозглашен императором. Для борьбы с повстанцами танское правительство призвало отряды иноземцев (из племён шато и тангутов). Борьбу танских властей против восставших облегчил начавшийся после 881 кризис в повстанческом лагере, где происходило постепенное феодальное перерождение части повстанческой верхушки. 20 мая 883 войска Хуан Чао оставили Чанъань, отступая на Ю. —В. В 884 основные части восставших были разбиты; Хуан Чао покончил жизнь самоубийством
Нашествие монголотатар В начале XIII века на северной границе Китая появились племена монголов. В XIII веке монголы под предводительством Чингис-хана захватили Северный Китай.
Буддизм – основная религия в Китае Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э. ,
Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков. Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.
Основоположником буддийской традиции в Китае считаетсяпарфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148. С помощью группы китайских помощников Ань Шигао перевёл на китайский язык около 30 буддийских сочинений. Всего в Лояне в конце II века над переводами буддийских сутр трудились около десяти иностранных монахов. Тогда же в хрониках появляются первые упоминания о массовых религиозных празднествах, устраивавшихся буддийскими монастырями. Однако ещё на протяжении столетия буддизм в Китае не пользовался официальным признанием, несмотря на постоянный приток иностранных миссионеров и растущую популярность.
Даоань. Наибольший вклад в развитие буддизма внёс монах Даоань (312 — 385), который, помимо комментаторской и миссионерской деятельности, создал образцовый монастырский устав, ввёл культ будды Майтреи, один из самых распространённых в раннесредневековом Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши (от Шакья — племя, из которого происходил Будда). Ученик Даоаня монах Хуэйюань успешно защищал тезис о неподвластности буддийской сангхи правителю и основал культ будды Амитабхи, ставшего популярнейшим буддийским божеством на Дальнем Востоке.
Кумараджива Виднейшим буддийским проповедником на Севере был индийский монах Кумараджива (начало V века), заложивший основы классической школы перевода буддийской литературы на китайский язык. Начался период «индианизации» китайского буддизма, старательного усвоения буквы буддийского канона, более строгого размежевания китайских буддистов с традициями китайской мысли. Для V-VI веков традиция различает в Китае шесть буддийских школ, группировавшихся вокруг индийского учителя и определённого свода текстов.
Изобретения сделанные в Китае в Средние века Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта).
Хотя в истории зафиксирован факт, что во времена династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э. ) придворный евнух Цай Лунь изобрёл процесс производства бумаги с применением новых сырьевых материалов, но в Китае найдены такие артефакты как древний набивочный материал и упаковочная бумага, датируемые вторым веком до нашей эры.
Хотя свидетельства первого применения пороха в Китае относятся к эпохе пяти династий и десяти царств (907— 960), самый ранний известный рецепт пороха записан Цзэн Гунляном, Дин Ду и Ян Вэйдэ в военном манускрипте 1044 года «Уцзин Цзунъяо» . Согласно тексту манускрипта, рецепт пороха автор узнал во время путешествия в Египет, от одного из жрецов, которого он спас от льва. Порох, формула которого описана, использовался в зажигательных бомбах, которые выстреливали из катапульт, сбрасывали с оборонительных стен или свешивали вниз на железных цепях, используемых как рычаги.
Описание притягивания железа гематитом встречается в древних китайских трактатах: Чжуанцзы, и Хуайнаньцзы. [8] В эпоху династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э. ) китайцы начали использовать ориентированный в направлении север-юг магнитный железняк в компасах ковшово-чашечного типа в геомансии и других гаданиях, а не для навигации. В классическом тексте Луньхэн , написанном Ван Чуном (27 — 100 н. э. ), в главе 52 написано: «Этот инструмент похож на ложку, и когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг» . Шэнь Ко (1031— 1095), живший в эпоху империи Сун (960— 1279), первым точно описал как магнитное склонение (отклонение от направления на истинный север), так и магнитный компас с иглой в своей книге «Записки о ручье снов» в 1088 году. Другой автор, Чжу Юй, в своей книге, опубликованной в 1119 году, впервые упоминает о применении компаса для навигации на море. [
Чудеса Китая
Для борьбы с монголо – татарами китайцы построили Великую Китайскую стену. Она протянулась на 2700 км. Впервые всерьёз за дело взялся император Цинь Шихуанди. Он направлял на строительство сначала десятки , а потом сотни тысяч людей. Они умирали от непосильного труда а на смену им прибывали новые полчища смертников
Более 2 -х тысяч лет назад было создано одно из настоящих чудес света. На площади несколько гектаров была построена глиняная усыпальница императора Цинь Шихуанди, где в строгом соответствии с регламентом древнекитайской армии размещена глиняная армия. При этом были созданы точные копии каждого воина в натуральную величину, копии лошадей и боевых колесниц. Отдельно от боевых порядков пехоты был сооружен генеральный штаб со всеми атрибутами и офицерским составом. Этот непревзойденный по масштабам (более 10 000 статуй) и тщательности исполнения мавзолей полностью выполнен из местной глины терракоты около 209 г. до н. э… Из десяти тысяч воинов армии ни у одного из них нет одинаковой постановки фигур, одинакового лица (мимики), одинакового жеста рук. Кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 000 рабочих вместе со своими семьями, а также около 3000 наложниц.
Китай вел морскую торговлю со странами расположенными по берегам Индийского океана. Для этого был сооружен Великий канал протяженностью 1700 км.
Бамианские ста туи Бу дды — две гигантские статуи Будды (55 и 37 метров), входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине. Статуи были высечены в окружающих долину скалах, частично дополнены прочной штукатуркой, державшейся на деревянной арматуре. Выполненные из дерева верхние части лиц скульптур были утрачены ещё в древности.