Лекция 3. Китай.ppt
- Количество слайдов: 24
Китай: ранние верования и культы u Особенности китайской мифологии u Основные мифологические персонажи u Представления о душе и загробном мире u Китайский пантеон и его иерархия
Особенности мифологии u Эвгемеризация древних мифов u Универсальный анимизм u Гилозоизм u Синкретизм и архаичность народных мифов u Завершенной мифологической системы не создано u «реабилитация чудесного» в поздние эпохи (поздняя Хань)
Особенности мифологии Общая парадигма китайской религиозной парадигмы: «синизм» . u Этот термин объединяет основные религии (сянь цзяо) и архаичные народные верования и культы (культ предков, почитание духов, явлений природы, наличие демонов, оборотней и т. д. ) u
Основные мифологические персонажи Создание мира: (южные мифы): в мировом яйце 18 тысяч лет пребывает первый человек Паньгу, пробуждаясь, он растет, поднимая на руках небо, опираясь на землю. u Рост продолжался 18 тысяч лет, небо поднялось на 90 тыс. ли. Потом он умер, т. к. рост прекратился. Его тело породило солнце, луну, стороны света, реки, горы и т. д. u
Первые правители-предки u Их общие черты: они не сражаются, а обустраивают жизнь на земле ( «культурные герои» ) u Они описываются как исторические персонажи, а не чудесные существа u Сохраняются архаичные, зооморфные черты
Первопредки Самые древние божественные правители: богиня Нюйва и первый император Фу-си. u Нюйва: создала людей из глины, соединила их в браке, укрепила небосвод, починила небо. u
Первопредки u Фу-си (изображен с триграммами и черепахой). Брат или супруг Нюйвы. Обучил людей охоте, рыболовству, дал огонь, научил письму (триграммы), измерению.
Первопредки u Хоу-цзи – владыка проса. u Янь-ди (Шэнь-нун) – «божественный земледелец» u Хуан-ди – император, наследник Шэнь-нуна, предок знатнейших 14 родов. - «желтый владыка» . Позднее – верховный правитель в мире духов.
Первопредки u Хуан-ди обучил людей ремеслам, плавлению металлов, дал гончарный круг, колесо. Жил на горе Куньлуне, где у него был чудесный (райский? ) сад, с деревом бессмертия. В конце жизни дракон унес его на небо.
Первопредки - герои Гунь и Юй -усмирители потопа. u Гунь похитил небесную землю, чтобы укрепить плотины и дамбы. u Юй всю жизнь странствовал по земле и строил ирригационные сооружения. Иногда в образе медведя. Нажил ревматизм ( «юева походка» ) u
Представления о душе u. В эпохи Инь и раннего Чжоу известно только о наличии души у знатных людей. u VI век: представление о душах хунь и по. u Погребение княгини Дай в Мавандуе (168 г до н. э. ) изображение подземного и небесного мира
Представление о душе Хунь – (3) – небесная, легкая душа. Как правило, отправляется на небеса. u По - (7) – тяжелая, плотская душа. Отправляется в подземные обители «желтого источника» . u В Средние века: всего 3 души: u 1 -в ад или на небеса; u 2 -в могиле, u 3 -в поминальной табличке на семейном алтаре. u У младенцев – всего 1 душа. u
Потусторонний мир: На небесах - обитель владыки неба. Это мир богов, добрых духов и предков. u «Чистая земля» - буддистский рай u Подземный мир: 10 кругов ада с четкой специализацией (влияние буддизма). u Локализация: Северный и Восточный Китай: император Дунъюэ-дади, владыка горы Тайшань. u Южный Китай: Фэньду-дади -владыка горы Фэньду. u
Подземный мир u Главный судья – владыка пятой канцелярии Яньло-ван, самый грозный и строгий судья (от инд. Ямы). Милосердный судья – Дицзан -ван (бодхисаттва Кшитигарбха). u «Потеря души» - безумие. «Светлая душа» - достойный человек.
Отношение к потустороннему миру Предки – покровители рода. О них заботятся u Богов почитают, совершая ритуалы поклонения u Духов также почитают, принося подношения в особых местах u От злых духов откупаются u К буддистским и даосским святым не обращаются, т. к. им ничего не надо. u
Китайский пантеон В эпоху Чжоу формируется представлени о НЕБЕ (Тянь) как о носителе высшей справедливости u Персонифицированные божества: Шаньди, с XI века «Яшмовый император» Юй хуан и его окружение. Всего - 129 официальных богов всех трех религий. Народный пантеон – 500 -600 божеств. u
Пантеон u Образы главных богов олицетворяют единство трех начал – неба, земли и человека. u Образ «небесной канцелярии» отражает идеальную модель социального устройства китайского мира, с его четкой иерархией, специализацией, бюрократией.
Природные божества u Мир природы – «горы и воды» шаньшуй – ассиметричный, текучий, меняющийся, населенный духами местности.
Природные божества Боги небесных светил (Цзывэй дади; Доуму – мать созвездий) u Боги атмосферных явлений (Лэй-гун – гром, Лэйму – молния и др. ) u Драконыповелители вод u
Боги-покровители u Чэнхуаны – божественные двойники правителей территорий u Туди-гуны (!) - локальные божества-администраторы, защитники местности. На юге – фудэ-чженшень. u Туди-шэни – еще более локальные божества конкретной местности
Домашние боги u Цзао-ван – бог домашнего очага. u Няннян – покровительница материнства u Цайшени – боги богатства u Иноземные боги: «толстобрюхий Милэ» - будда Майтрейя u Милосердная Гуаньинь – бодхисаттва Авалокитешвара
Злые духи, демоны Демон – гуй. u Особенно опасные - «голодные демоны» . u Горные демоны u Небесные демоны u «Праздник голодных духов» -в середине 7 месяца. u
Оборотни u Наиболее распространенные – собаки, обезьяны; прежде всего – лисы, принимающие облик прекрасных девушек. Как правило – зловредные. Но: девятихвостая лиса сулит великое счастье.
Особо почитаемые существа и растения
Лекция 3. Китай.ppt