Скачать презентацию КИНЕМАТИКА ТОЧКИ Прямолинейное движение точки Закон движения Положение Скачать презентацию КИНЕМАТИКА ТОЧКИ Прямолинейное движение точки Закон движения Положение

tema_4.ppt

  • Количество слайдов: 60

КИНЕМАТИКА ТОЧКИ Прямолинейное движение точки Закон движения. Положение точки М на прямой определяется ее КИНЕМАТИКА ТОЧКИ Прямолинейное движение точки Закон движения. Положение точки М на прямой определяется ее расстоянием s = ОМ от некоторой фиксированной точки О— начала отсчета расстояний. Расстояние считается в одну сторону положительным, а в другую — отрицательным.

Закон движения Закон движения

Закон движения Если точка, выйдя в некоторый начальный момент времени t=0 из начального положения Закон движения Если точка, выйдя в некоторый начальный момент времени t=0 из начального положения Мо, переместилась сначала в положение M 1, а затем в М 2, то расстояние М 0 М 2 называется перемещением точки, а арифметическая сумма M 0 M 1 + M 1 M 2 — ее путем.

Закон движения дается либо уравнением s=f(t), либо таблицей соответствующих другу значений s и t, Закон движения дается либо уравнением s=f(t), либо таблицей соответствующих другу значений s и t, либо графически.

Скорость Если s 1=f(t 1), s 2 =f (t 2), - то средней скоростью Скорость Если s 1=f(t 1), s 2 =f (t 2), - то средней скоростью точки за промежуток времени t 2 – t 1 называется выражение v* = (s 2 – s 1)/( t 2 – t 1)

Скоростью точки в момент времени t называется v = lim ∆t-0 (∆S/∆t) = ds/dt Скоростью точки в момент времени t называется v = lim ∆t-0 (∆S/∆t) = ds/dt

Ускорение Если скорости v 1 и v 2 соответствуют моментам времени t 1 и Ускорение Если скорости v 1 и v 2 соответствуют моментам времени t 1 и t 2, то средним ускорением точки за промежуток времени t 1 - t 2 называется выражение a* = (v 2 – v 1)/( t 2 – t 1)

Ускорением точки в момент времени t называется a = lim ∆t-0(∆v/∆t) = dv/dt = Ускорением точки в момент времени t называется a = lim ∆t-0(∆v/∆t) = dv/dt = d 2 s/dt 2 Скорость v и ускорение а иногда называются соответственно истинной скоростью и истинным ускорением.

Ускорение Если знаки v и a одинаковы, то скорость по абсолютной величине возрастает, и Ускорение Если знаки v и a одинаковы, то скорость по абсолютной величине возрастает, и движение называется ускоренным, в противном случае — замедленным.

Основные задачи кинематики прямолинейного движения s = s(t) v, а v = ds/dt ; Основные задачи кинематики прямолинейного движения s = s(t) v, а v = ds/dt ; a = d 2 s/dt 2

Основные задачи кинематики прямолинейного движения v = v (t) s, a t v dt; Основные задачи кинематики прямолинейного движения v = v (t) s, a t v dt; a =dv/dt s = s 0 + 0∫

Основные задачи кинематики прямолинейного движения v = v (s) t, a s ds/v; a Основные задачи кинематики прямолинейного движения v = v (s) t, a s ds/v; a = v dv/ds t = s 0∫

Основные задачи кинематики прямолинейного движения а = a (t) V, S t a dt; Основные задачи кинематики прямолинейного движения а = a (t) V, S t a dt; s = s + ∫t v dt v = v 0 + 0∫ 0 0

Основные задачи кинематики прямолинейного движения а = a (s) v, t 2 + 2 Основные задачи кинематики прямолинейного движения а = a (s) v, t 2 + 2 ∫s a ds); v = √ (v 0 s 0 t = s 0∫s ds/v

Основные задачи кинематики прямолинейного движения а = a (v) s, t v v dv/a; Основные задачи кинематики прямолинейного движения а = a (v) s, t v v dv/a; t = ∫v dv/a s = s 0 + v 0∫ v 0

Частные случаи прямолинейного движения Равномерное движение (v = const): s = s 0 + Частные случаи прямолинейного движения Равномерное движение (v = const): s = s 0 + v t; а=0

Частные случаи прямолинейного движения Равномерно-переменное движение (а = const): v = v 0 + Частные случаи прямолинейного движения Равномерно-переменное движение (а = const): v = v 0 + a t; 2/2 s = s 0 + v 0 t +а t

Частные случаи прямолинейного движения Свободное падение тел в безвоздушном пространстве у поверхности земли: h Частные случаи прямолинейного движения Свободное падение тел в безвоздушном пространстве у поверхности земли: h = g t 2/2; v = gt = √ 2 gh где h – высота падения; g - ускорение свободного падения

Частные случаи прямолинейного движения Гармоническое колебательное движение - движение по закону синуса или косинуса: Частные случаи прямолинейного движения Гармоническое колебательное движение - движение по закону синуса или косинуса: s = A sin (k t + β); s = A cos (k t + β);

Гармоническое колебательное где: А — амплитуда колебания; k — круговая, угловая или циклическая частота Гармоническое колебательное где: А — амплитуда колебания; k — круговая, угловая или циклическая частота колебания; угол φ = k t + β фаза колебания; β — начальная фаза колебания. Наименьший промежуток времени Т, через который движение воспроизводится, называется периодом колебания, а число колебаний в единицу времени — частотой колебания υ. υ = 1/Т = k/2π

Гармоническое колебательное Скорость и ускорение: v = A k cos (kt + β); a Гармоническое колебательное Скорость и ускорение: v = A k cos (kt + β); a = - A k 2 sin (k t + β) = k 2 s

Криволинейное движение точки Кривая С, которую описывает точка М при своем движении называется ее Криволинейное движение точки Кривая С, которую описывает точка М при своем движении называется ее траекторией. На траектории устанавливается начало отсчета О 1 расстояние от которого по кривой в любой момент времени определяется законом движения по заданной траектории: s = f (t)

Криволинейное движение точки Криволинейное движение точки

Криволинейное движение точки Положение точки М определяется также либо радиусом-вектором r относительно некоторой точки Криволинейное движение точки Положение точки М определяется также либо радиусом-вектором r относительно некоторой точки О, либо координатами x, у, z по отношению к системе отсчета Oxyz. Тогда закон движения может быть задан тремя уравнениями: x = f 1(t); y=f 2(t); z=f 3(t) Исключив из них время, получаем уравнения траектории.

Криволинейное движение точки Скорость точки М в данный момент времени t выражается в векторной Криволинейное движение точки Скорость точки М в данный момент времени t выражается в векторной форме в алгебраической vs = ds / dt Вектор скорости направлен по касательной к траекторий

Скорость точки проекции cкорости на оси координат vx = dx/dt; vy = dy/dt vz Скорость точки проекции cкорости на оси координат vx = dx/dt; vy = dy/dt vz = dz/dt Величина скорости (модуль) v = [vs] = [ds/dt] = √(vx 2 + vy 2+ vz 2)

Скорость точки Направление вектора скорости определяется косинусами cos (v, x) = vx /v cos Скорость точки Направление вектора скорости определяется косинусами cos (v, x) = vx /v cos (v, у) = vy /v cos (v, z) = vz /v

Ускорение точки М в данный момент времени t выражается в векторной форме: Ускорение точки М в данный момент времени t выражается в векторной форме:

Ускорение Вектор ускорения лежит в соприкасающейся плоскости к траектории в данной точке и направлен Ускорение Вектор ускорения лежит в соприкасающейся плоскости к траектории в данной точке и направлен в сторону вогнутости. Его проекции на оси координат и полное ускорение определяются аналогично определению скорости.

Ускорение может быть разложено на тангенциальное аt (по касательной) и нормальное аn (по главной Ускорение может быть разложено на тангенциальное аt (по касательной) и нормальное аn (по главной нормали ускорения).

Ускорение Ускорение

Ускорение Проекции ускорения на касательную и главную нормаль равны: at = dvs/dt = d Ускорение Проекции ускорения на касательную и главную нормаль равны: at = dvs/dt = d 2 s/dt 2 an = v 2/ρ где ρ-радиус кривизны траектории.

Ускорение Полное ускорение a = √( at)2 + (an)2 Его угол с нормалью μ Ускорение Полное ускорение a = √( at)2 + (an)2 Его угол с нормалью μ = arctg (at/ an)

Ускорение а образует острый угол со скоростью v в ускоренном движении и тупой - Ускорение а образует острый угол со скоростью v в ускоренном движении и тупой - в замедленном, оно перпендикулярно v в равномерном движении или в моменты экстремума v; an исчезает в прямолинейном движении, в точке перегиба траектории, в начальный и конечный моменты криволинейного движения, а также в моменты мгновенной остановки точки.

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам. Закон движения точки определяется двумя уравнениями: Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам. Закон движения точки определяется двумя уравнениями: r = f 1 (t) φ = f 2 (t) где угол φ, называемый полярным углом, принято измерять в радианах.

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам. Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам.

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Средняя угловая скорость радиуса-вектора точки за Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Средняя угловая скорость радиуса-вектора точки за промежуток времени t 2 -t 1 определяется выражением: ω* = (φ2 – φ 1)/( t 2 – t 1)

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Угловой скоростью (истинной угловой скоростью) радиусавектора Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Угловой скоростью (истинной угловой скоростью) радиусавектора точки в момент времени t называется ω = lim ∆t-0 (∆ φ /∆t) = d φ /dt

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Средние угловое ускорение радиуса-вектора точки за Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Средние угловое ускорение радиуса-вектора точки за промежуток времени t 2 -t 1 определяется выражением: ε* = (ω 2 – ω 1)/( t 2 – t 1)

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Угловым ускорением (истинным угловым ускорением) радиусавектора Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Угловым ускорением (истинным угловым ускорением) радиусавектора точки в момент времени t называется ε = lim ∆t-0 (∆ ω /∆t) = dω /dt = d 2 φ /dt 2

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Проекции скорости и ускорения точки на Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Проекции скорости и ускорения точки на направление радиуса-вектора называются соответственно радиальными скоростью vr и ускорением ar , а на направление перпендикулярное к радиусувектору, - трансверсальными скоростью vφ и ускорением aφ

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Скорости определяются: vr = dr/dt; vφ Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам Скорости определяются: vr = dr/dt; vφ = rω; v = √(vr )2 + (vφ )2

Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам уcкорения определяются: ar= dr/dt; aφ = Движение точки в плоскости, отнесенное к полярным координатам уcкорения определяются: ar= dr/dt; aφ = dr ω/dt + r ε a = √(ar )2 + (aφ )2

Движение точки по окружности Здесь радиальное направление прямо противоположно нормали, а трансверсальное совпадает с Движение точки по окружности Здесь радиальное направление прямо противоположно нормали, а трансверсальное совпадает с касательной.

Движение точки по окружности В этом случае r = ρ = R = const; Движение точки по окружности В этом случае r = ρ = R = const; vr = v = Rω; at = aφ = R ε; an = -ar = R ω2

Движение точки по окружности Движение точки по окружности

Относительное движение точки Если точка М движется по отношению к системе отсчета Ωξήζ, которая, Относительное движение точки Если точка М движется по отношению к системе отсчета Ωξήζ, которая, в свою очередь, движется по отношению к системе Oxzy, принятой за неподвижную, то движение точки М по отношению к системе Ωξήζ называется относительным, по отношению к системе Oxyz — абсолютным, а движение системы Ωξήζ по отношению к системе Oxyz — переносным или движением влечения.

Относительное движение точки Относительное движение точки

Относительное движение точки Сложение скоростей. Абсолютная скорость точки равна геометрической сумме скоростей переносной и Относительное движение точки Сложение скоростей. Абсолютная скорость точки равна геометрической сумме скоростей переносной и относительной

Относительное движение точки Сложение ускорений. Абсолютное ускорение точки равно геометрической сумме трех ускорений: переносного, Относительное движение точки Сложение ускорений. Абсолютное ускорение точки равно геометрической сумме трех ускорений: переносного, относительного и поворотного или ускорения Кориолиса

КИНЕМАТИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА Поступательное движение Поступательным движением твердого тела называется такое его движение, при КИНЕМАТИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА Поступательное движение Поступательным движением твердого тела называется такое его движение, при котором всякая прямая, неизменно связанная с телом, перемещается параллельно самой себе.

Поступательное движение Поступательное движение

Поступательное движение Скорости. Ускорения. При поступательном движении тела в любой момент времени все его Поступательное движение Скорости. Ускорения. При поступательном движении тела в любой момент времени все его точки имеют геометрически равные скорости (v. A = v. B) и геометрически равные ускорения (аа=ав). Следовательно, при поступательном движении все точки тела движутся одинаковым образом.

Вращение вокруг неподвижной оси Если тело имеет неподвижную ось АВ, то его положение в Вращение вокруг неподвижной оси Если тело имеет неподвижную ось АВ, то его положение в произвольный момент времени t определяется двугранным углом φ между начальным положением АМ 0 В некоторой плоскости, проходящей через ось вращения, и ее положением АМВ в данный момент.

Вращение вокруг неподвижной оси Вращение вокруг неподвижной оси

Вращение вокруг неподвижной оси Скорости и ускорения точек вращающегося тела Здесь имеют место те Вращение вокруг неподвижной оси Скорости и ускорения точек вращающегося тела Здесь имеют место те же формулы, что и для кругового движения точки v = Rω; at = R ε; an = R ω 2

Винтовое движение Движение твердого тела, состоящее из вращательного и поступательного, направленного вдоль оси вращения, Винтовое движение Движение твердого тела, состоящее из вращательного и поступательного, направленного вдоль оси вращения, называется винтовым.

Плоско-параллельное движение Плоско-параллельным движением твердого тела называется движение, при котором все точки тела движутся Плоско-параллельное движение Плоско-параллельным движением твердого тела называется движение, при котором все точки тела движутся в плоскостях, параллельных некоторой неподвижной плоскости. Это движение определяется движением плоской фигуры — проекции тела на плоскость, параллельно которой происходит движение.

Плоско-параллельное движение Положение фигуры определяется X 0 , Yo произвольно выбранной точки — полюса Плоско-параллельное движение Положение фигуры определяется X 0 , Yo произвольно выбранной точки — полюса и углом поворота вокруг полюса. Уравнения движения: х0 = f 1(t); у0 = f 2(t), φ= f 3(t)

Плоско-параллельное движение Скорость VM любой точки фигуры равна сумме скоростей полюса VО и скорости Плоско-параллельное движение Скорость VM любой точки фигуры равна сумме скоростей полюса VО и скорости вращения VМО вокруг полюса. Ускорение определяется аналогичным образом. Точка скорость которой в данный момент равна нулю называется мгновенным центром скоростей