Киевская Русь.pptx
- Количество слайдов: 28
Киевская Русь IX-XII вв.
Восточные славяне ü Индоевропейская языковая семья ü В VI-VIII вв. заселили территории от о. Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги ü «Повесть временных лет» упоминает 15 восточнославянских племён: поляне, древляне, волыняне, хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, словене, северяне, бужане, полочане, дулебы. ü Экстенсивное земледелие (подсечно-огневое, переложное) и скотоводство ü VIII-IX вв. : вождество - наследственная княжеская власть, общественное расслоение участие всех членов племени в решении общественных задач, народное собрание (вече) как высший орган власти. ü Язычество: многобожество (политеизм). Почитание предков и природных явлений, связанных с земледелием.
Возникновение государства ü Причины: экономическое развитие, включение в международную торговлю (путь из варяг в греки), необходимость защиты от внешних врагов (кочевники), имущественное и социальное расслоение. ü Предпосылки: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развитие промыслов. Ремесла и торговли, необходимость объединения против внешних врагов.
Возникновение государства Норманисты Антинорманисты ü Государство создано варягами – скандинавами, пришедшими по приглашению восточных славян ü Байер, Миллер, Шлёцер ü Определяющий фактор в процессе образования любого государства – это объективные внутренние условия, без которых его создание невозможно ü Ломоносов
Этапы образования государства ü VIII-IX вв. – объединение восточнославянских племён вокруг двух центров: Киев (на юге) и Новгород (на севере) ü Киев – уплата дани Хазарам ü Новгород – уплата дани варягам ü В Киеве – в середине IX в. – Аскольд и Дир, походы на Константинополь
Призвание варягов ü 859 г. – ильменские словене (Новгород) отказываются платить дань варягам, изгоняют их. ü Междоусобицы. ü Согласно «Повести временных лет» : вече Новгорода решает пригласить князя из варягов: Рюрик (862 -879 гг. ) с Синеусом и Трувором
Первые князья ü Рюрик(862 -879 гг. ): первый летописный князь Древней Руси, дал имя династии, княжил в Новгороде. ü Олег (879 -912 гг. ). 882 г. – поход на Киев (Аскольд и Дир), объединение Новгорода и Киева, перенос столицы в Киев. (07, 911 г. – походы на Византию, заключение торгового договора о праве беспошлинной торговли.
Первые князья ü Игорь (сын Рюрика, 912 -945 гг. ). Отразил нашествие печенегов. 941 г. , - неудачный поход в Византию. 944 г. – письменный договор с Византией, торговые льготы древнерусским купцам. 945 г. – убит в ходе восстания древлян при попытке повторно собрать полюдье. ü Ольга (жена Игоря, 945 -962 гг. ). Поход против древлян, отомстила за убийство Игоря. Установила погосты (места сбора дани) и уроки (размер и срок уплаты дани). 957 г. – приняла крещение в Константинополе.
Походы Святослава ü Святослав (сын Ольги и Игоря, 962 -972 гг. ) ü Подчинил племена вятичей (964 -966 гг. ) ü Разгромил Хазарский каганат со столицей Итиль (965 г. ) ü Успешный поход в Булгарию(967 г. ), перенёс столицу в Переяславец на Дунай ü Война с Византией (970 -971 гг. ) ü Убит в 972 г. У Днепровских порогов при возвращении домой
Владимир Святой (Красно Солнышко), 980 -1015 гг. ü Получил княжеский стол в результате междоусобной войны 972 -980 гг. ü Походы на вятичей, радимичей. Строительство крепостей по Днестру для защиты от печенегов, походы в Волжскую Булгарию ü 980 г. – языческая реформа (единый пантеон во главе с Перуном). Укрепляла власть Великого князя. ü Изменил систему власти: власть в княжествах (уделах) перешла от прежней племенной верхушки к сыновьям Великого князя
Крещение Руси ü 988 г. – Владимир в Корсуни (Крым) принимает христианство. ü Насильная христианизация ü Во главе Древнерусской Церкви – митрополит, назнанчаемый из Византии ü Десятина – налог в пользу Церкви
Причины принятия христианства ü Необходимость укрепления личной власти князя, объяснение единоначалия ü Оправдание социального неравенства ü Усиление влияния Руси на международной арене ü Необходимость приобщения Руси к европейской культуре
Следствия принятия христианства ü Ускорение консолидации древнерусских народов ü Создание единой государственной и церковной организации ü Ускорение социальной дифференциации общества ü Укрепление центральной власти ü Культурная ориентация на Византию, импульс к дальнейшему развитию культуры и письменности
Ярослав Мудрый, 1019 -1054 гг. ü Получил киевский стол в результате междоусобицы (Святополк Окаянный, первые русские святые – Борис и Глеб, 1015=1019 гг. ) ü Единовластный правитель с 1036 г. (смерть Мстислава Тьмутараканского, его брата) ü Покровительствовал просвещению и строительству: школа в Новгороде, Софийский Собор в Киеве, Золотые ворота в Киеве ü Появление монастырей – Юрьев в Новгороде, Киево-Печерский – в Киеве
Ярослав Мудрый (1019 -1054 гг. ) ü Возвышение международного авторитета через династические браки ü Разгромил печенегов в 1036 г. ü 1051 г. – назначение первого русского митрополита – Илларион ü Первая часть Русской Правды: ограничение права кровной мести ü Введение лествичного/очередного порядка престолонаследия – престол передаётся старшему в роду, а не от отца к сыну, как раньше.
Триумвират ü Сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав, Всеволод ü Восстание в Киеве в 1068 г. – из-за поражения от половцев (новый внешний враг). ü Новая часть Русской Правды: ряд статей, защищающих феодала и его вотчину. Отмена кровной мести, увеличение виры – штрафа за убийство представителя правящей верхушки.
Святополк II Изяславович (10931113 гг. ) ü Слабый правитель, не справился ни с княжескими междоусобицами, ни с половцами ü При нём – спекуляция хлебом и солью, расцвет ростовщичества
1097 г. , съезд в г. Любеч. ü Причина: усиление княжеских междоусобиц, угроза со стороны половцев ü Рассматривался вопрос пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель ü Принято решение о замыкании каждой ветви княжеского рода в рамках удела. ü Способствовал формированию удельных порядков и дальнейшему распаду Киевской Руси.
Владимир Мономах, 1113 -1125 гг. ü Внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха ü Призван на княжение в Киев во время народного восстания в Киеве в 1113 г. ü III часть Русской Правды – «Устав Владимира Мономаха» : ограничение произвола ростовщиков, улучшение правового положения купечества, регламентация перехода в холопство
Владимир Мономах, 1113 -1125 гг. ü Удержал под своей властью всю Киевскую Русь ü До княжения – 1103, 1109, 1111 гг. – походы против половцев ü При нём – «Повесть временных лет» , до 1117 г. , монах Нестор, Киево-Печёрский монастырь ü «Поучение Владимира Мономаха» – осуждение усобиц, призыв к единству земель
Мстислав Владимирович ü 1125 -1132 гг. ü Сын Владимира Мономаха ü Последний правитель единой Киевской Руси ü После его смерти – начало эпохи феодальной раздробленности (удельного периода)
Экономическое развитие ü Черты феодализма: натуральное хозяйство, зарождение крупного землевладения - вотчина ü Экстенсивное земледелие и скотоводство ü Развитие различных форм зависимости ü Формы феодальной ренты: барщина (отработка на княжеском поле) и оброк (натуральный налог) ü Появление вассальных отношений между князем и дружинниками ü Город: административный, религиозный, торговый и оборонительный центр ü Развитие ремесла и ювелирного искусства: зернь, скань, филигрань, перегородчатая эмаль
Социальная структура ü Великий Князь – верховный правитель государства, власть передаётся по наследству ü Князь опирается на дружину (старшая и младшая), выделяет ей земли-вотчины. Удельные князья и вотчинники находятся в вассальной зависимости от Великого Князя ü Духовенство – вне общества
Формы крестьянской зависимости ü Смерды – свободные крестьяне-общинники ü Рядовичи – заключили с феодалом договор (ряд) ü Закупы – взяли у феодала долг (купу), вынуждены отрабатывать ü Холопы (местный), челядь (захваченный в плен) – формы рабства ü Изгой – человек, изгнанный из крестьянской общины
Культура ü Синкретизм – слияние языческих и христианских традиций ü Ориентация на Византию и Болгарию (один язык, одна вера. Из Болгарии пришла письменность – Кирилл и Мефодий в IX в. создали кириллицу и глаголицу) ü Следование Византийским канонам ü Народное творчество: былины, пословицы, поговорки, т. д.
Литература ü Летописи. «Повесть временных лет» – начало XIIв. , Киево-Печерский монастырь, Нестор ü «Остромирово Евангелие» - сер. XI в. ü «Слово о законе и благодати» , Илларион ü «Поучение Владимира Мономаха» ü «Житие Феодосия Печерского» ü «Слово» и «Моление» Даниила Заточника
Архитектура ü Сочетание традиций деревянного зодчества и византийской каменной архитектуры ü Первые каменные постройки – соборы ü Крестово-купольный храм ü Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась) ü София Киевская (много раз перестраивалась) ü На севере – одноглавый приземистый храм – София Новгородская
Живопись ü По Византийским канонам ü Иконопись ü Фреска (роспись по сырой штукатурке) ü Мозаика ü Наполнена исключительно религиозным содержанием