Скачать презентацию Киевская Русь 9 -13 вв План лекции Скачать презентацию Киевская Русь 9 -13 вв План лекции

Презентация Древняя Русь.ppt

  • Количество слайдов: 54

Киевская Русь (9 -13 вв. ) План лекции: 1. Складывание киевского этноса 2. Образование Киевская Русь (9 -13 вв. ) План лекции: 1. Складывание киевского этноса 2. Образование государства в Киевской Руси 3. Принятие христианства и расцвет Киевской Руси. 4. Распад Киевской Руси.

Использование истории в политике Иван Охлабыстин, доктрина 77: « 1. Империум — образ мысли, Использование истории в политике Иван Охлабыстин, доктрина 77: « 1. Империум — образ мысли, освобожденный от временных и социальных условий, в пользу утверждений при построении империи, как единственной органичной формы государственного устройства России. Чистая логика человека, мыслящего категориями тысячелетий, чувствующего на себе ответственность за весь мир. n Логика империума — логика строителей идеального общества, по предначертанному создателем, плану, смысл которого не сложно угадывается в событиях предшествующей истории. n n n

Использование истории в политике «И во время чтения закладывайте образцы, возвращающие сознание ребенка к Использование истории в политике «И во время чтения закладывайте образцы, возвращающие сознание ребенка к общей мечте — империи. Где жизнь прекрасна, как в детском сне, и то, что мы обязательно вернемся в эту волшебную страну. А детям, родившимся в ней, будут рассказывать сказки о нас. Вот такая формула, мои будущие сказочные герои. n Но для большего эффекта эта формула требует полной семьи, потому что прототипом императора из сказки должен быть отец. Тогда все свяжется. » n

Из доктрины 77 Ивана Охлабыстина Мы созданы для войны Прежде чем бросится на поиски Из доктрины 77 Ивана Охлабыстина Мы созданы для войны Прежде чем бросится на поиски выхода из столь щекотливой ситуации, но, заметьте, реальной ситуации, будет разумно понять — отчего же мы столь безнадежны? n Ответ до страшного прост. Мы созданы для войны. И нам нет места в обычной мирной жизни. Так ли это плохо? Да, это очень плохо. Но это так, мы такие. Мы всегда были такими. Наши предки из огромного количества племен, смешавшихся на заре времен, не были толком ни землепашцами, ни скотоводами, ни ремесленниками, ни оседлые, ни кочевые. Так волею геополитических преобразований сформировался уникальный этнос. Появился этнос большей часть лишенный черт, типичных для окружающих его народов. n n

n По мнению большинства почтенных историков, будь то господа Гумилев, Ключевский, или, столь чтимый n По мнению большинства почтенных историков, будь то господа Гумилев, Ключевский, или, столь чтимый мной, Фроянов, появление на исторической сцене мира русского народа, как сформированного этноса следует отнести к 9 веку, хотя, существуют более ранние упоминания о предшественниках народа-богоносца, например, «Житие» Георгия Амстердамского.

n «Было нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и n «Было нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность, уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они — этот губительный и на деле, и по имени народ, — начав разорение от Пропондиты и посетив прочее побережье, достиг наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и возраст» (802 -811 гг нашей эпохи).

Или слова Герберта Шахриара «Я нахожусь между двумя врагами, одни — хазары, а другой Или слова Герберта Шахриара «Я нахожусь между двумя врагами, одни — хазары, а другой — русы , которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет» . И все остальное в том же духе. n Я хорошо учил в институте историю, у меня нет иллюзий. И я не стесняюсь повторять, что я русский человек, потому что не стыжусь этого. А елейная чушь о Золотом веке, о реках молочных с кисельными берегами и вялыми доброхотами на них — необходимая для школьных учебников формальность. Что нельзя сказать о псевдонаучных спекуляциях на тему арийских корней. n

Это опасней, поскольку жуликоватые фантазеры спекулируют на тщеславии. А это лишает разума и шанса Это опасней, поскольку жуликоватые фантазеры спекулируют на тщеславии. А это лишает разума и шанса на победу. Тщеславие — гнилая слабость, основанная на сомнениях в своих силах. Воин не должен сомневаться в своей победе. n Многочисленные попытки создать некие общественные образования в поддержку национальных ценностей провалились. В этом нет ничего удивительного. Для русского человека возможны только два типа организации. n Один из них, к сожалению, частью утрачен — в храме для молитвы и на поле боя для сражения. Впрочем, как я понимаю, и второе утрачивается. n Потому что это и есть национальные ценности. Остальные собрания нереалистичны, а следовательно, порочны. n

n Логикой наших предков был разрушительный, но восторженный хаос. И в подавляющем большинстве предки, n Логикой наших предков был разрушительный, но восторженный хаос. И в подавляющем большинстве предки, по крайней мере те, о которых мы знаем, до принятия христианства либо служили наемниками, либо промышляли банальным разбоем. А после крещения приняли на себя всю ответственность величия третьего Рима с вытекающей из этого бесконечной чередой военных противостояний и кровавых междоусобиц.

Складывание киевского этноса n До сер. 1 тыс. н. э. на территории современной европейской Складывание киевского этноса n До сер. 1 тыс. н. э. на территории современной европейской России не было государства и оседлых народов. n Для восточных народов эта территория была «степными воротами» в Европу. n В сер. 1 тыс. - «великое переселение народов»

Складывание киевского этноса n Восточные славяне: ü пришли на русскую равнину с южной и Складывание киевского этноса n Восточные славяне: ü пришли на русскую равнину с южной и западной Европы; ü Селились на реках Западный Буг, Днестр, Днепр, Волхов, Волга, Ока, на озере Ильмень… ü 15 союзов племён: словене, бужане, поляне, дреговичи …

Складывание киевского этноса n Не было государства. n Племена делились на роды. Во главе Складывание киевского этноса n Не было государства. n Племена делились на роды. Во главе племени – князь, во главе рода – старший мужчина, старейшина. n Огороженные посёлки – города.

Восточные славяне n Занятие славян – земледелие, охота, рыбная ловля, звероловство, торговля n соха Восточные славяне n Занятие славян – земледелие, охота, рыбная ловля, звероловство, торговля n соха

Занятия славян n Древние города: Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, Киев, Чернигов n Скандинавы называли Занятия славян n Древние города: Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, Киев, Чернигов n Скандинавы называли славянские земли Гардарик – страна городов.

Религия славян n Религия: вера в божества – силы природы (бог ветра – Стрибог, Религия славян n Религия: вера в божества – силы природы (бог ветра – Стрибог, молния – Перун, солнце – Ярило, дажьбог). n Культ предков (чур, пращур) n Много духов. n Многобожие – политеизм.

ВЕЛЕС – бог? Дажьбог - ? ВЕЛЕС – бог? Дажьбог - ?

Ладо - ? Перун -? Хорс -? Ладо - ? Перун -? Хорс -?

Церемония в честь бога Хорса Церемония в честь бога Хорса

Соседи славян n n n На севере – финно-угорские племена, На северо-западе - норманны Соседи славян n n n На севере – финно-угорские племена, На северо-западе - норманны (скандинавы) На востоке – хазары, авары, у них было государство – каганаты. Тюркские народы. На западе: западные славяне, воинственные германцы На юге – Византия (греки), греческие городаколонии (Херсонес, Ольвия и др. )

славяне n Хазары, авары имели государство, Византия была большой империей. n Славяне не могли славяне n Хазары, авары имели государство, Византия была большой империей. n Славяне не могли объединиться: большие амбиции вождей, платили дань хозарам, норманам, Византии… n Смешение племён, народов.

Предпосылки образования государства 1) расселение по большой территории, появление более совершенных орудий труда привело Предпосылки образования государства 1) расселение по большой территории, появление более совершенных орудий труда привело к распаду родовых отношений, переходу к соседской общине. Потребность в единых правилах жизни, законах. n 2) развитие торговых городов – потребность в вооруженной охране торговых путей. Появились князья (как правило из числа нораманнов) с их дружинами Аскольд и Дир в Киеве, Рюрик – в Новгороде), но были и славянские княжения (Мал у древлян) n

Предпосылки образования государства n Распад натурального хозяйства, замена его денежным n Развитие контактов с Предпосылки образования государства n Распад натурального хозяйства, замена его денежным n Развитие контактов с развитыми государствами n Таким образом: складывались предпосылки перехода от родовых, племенных отношений к социальным, гражданским, государственным

Образование государства Концепции образования государства у славян: n 1) норманнская: ü Славяне не могли Образование государства Концепции образования государства у славян: n 1) норманнская: ü Славяне не могли сами объединиться в едином государстве; ü Славяне пригласили на княжение норманнского князя Рюрика; ü Рюрик принял приглашение, пришёл в Новгород, стал княжить, привёл свою дружину n

Образование государства ü В 879 г. умер Рюрик, править стал Олег. ü Финны называли Образование государства ü В 879 г. умер Рюрик, править стал Олег. ü Финны называли норманнов Русью. ü Русь – «гребцы» (фин. ), приплывали к славянам на лодках – ладьях. ü Олег завоевал многие славянские земли, Киев сделал столицей своего государства. ü Олег назвал государство Киевской Русью.

Норманнская концепция происхождения Киевской Руси n Доказательства? n 1) летописи (Повесть временных лет» ) Норманнская концепция происхождения Киевской Руси n Доказательства? n 1) летописи (Повесть временных лет» ) n 2) византийские и европейские хроники; n 3) археологические раскопки; n 4)лингвистика: Имена, язык: Олег =Хельго, Игорь =Ингвар, вира=виргельд

норманисты Иоганн Готфридм Байером n Герард Фридрих Миллер, немецке ученые, приглашенные Петром I для норманисты Иоганн Готфридм Байером n Герард Фридрих Миллер, немецке ученые, приглашенные Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г. n В частности, опираясь на ПВЛ, они утверждали, что свое имя - Россия вместе с государственностью - получила от скандинавов. n Игорь Николаевич Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков// n http: //www. lants. tellur. ru/histo ry/danilevsky/ n Доказательства правоты норманистов n

Образование государства n 2) славянская концепция образования Киевской Руси: ü Ломоносов: русь всегда была Образование государства n 2) славянская концепция образования Киевской Руси: ü Ломоносов: русь всегда была славянской ü Славяне самостоятельно создали государство; ü Название – от речки Рось – притока Днепра

Образование государства: славянская концепция n Аргументы Ломоносова: ü Поздние киевские летописи (летописец заинтересован в Образование государства: славянская концепция n Аргументы Ломоносова: ü Поздние киевские летописи (летописец заинтересован в том, чтобы государство имело местные корни) ü Название некоторых географических объектов (речка Рось)

Дискуссии между норманистами и славянистами n n Вопрос политизирован. Норманны – германцы по происхождению, Дискуссии между норманистами и славянистами n n Вопрос политизирован. Норманны – германцы по происхождению, Россия часто имела сложные отношения, войны с Германией; Гитлер: Россию создали норманы (германцы), мы должны вернуть своё… В годы коммунистического террора многие историки-норманисты были репрессированы.

Основные события 862 г. – приглашение Рюрика (норманского князя) в Новгород; n 882 г. Основные события 862 г. – приглашение Рюрика (норманского князя) в Новгород; n 882 г. Олег завоёвывает славянские земли, объединяет их в одном государстве, которое называет Киевской Русью n Олег вводит процедуру сбора дани – полюдье, ежегодные осенние походы дружины за данью в славянские города и волости n

907 г. –первая успешная война с Византией n 911 г. письменный мирный договор с 907 г. –первая успешная война с Византией n 911 г. письменный мирный договор с Византией: v выплатить ему на каждого воина по 12 гривен v дать «уклады» (контрибуцию) на все русские города v Льготы русским купцам: право беспошлинной торговли в течение шести месяцев пребывания в Царьграде, v бесплатное получение продовольствия и мытье в греческих банях, обеспечение продовольствием и корабельным имуществом на обратный путь Князь Олег прибил свой щит на царьградских вратах – символ победы Руси n

Основные события n n n Князь Игорь (878 -945), правил с 912 г. Война Основные события n n n Князь Игорь (878 -945), правил с 912 г. Война с Византией Войны с печенегами Погиб к земле древлян, пытаясь собрать двойную дань Месть Ольги Ольга ввела погосты, специальные места сбора дани

Принятие христианства n Причины: n 1) необходимость в духовном объединении страны; n 2) необходимость Принятие христианства n Причины: n 1) необходимость в духовном объединении страны; n 2) необходимость укрепить власть князя; n 3) необходимость поднять авторитет Руси в мире. Византия, другие страны: Русь – варварское государство, так как у Руси нет правильной религии

Принятие христианства n 988 г. – князь Владимир принимает христианство из Византии n Почему Принятие христианства n 988 г. – князь Владимир принимает христианство из Византии n Почему из Византии? n Последствия принятия христианства:

Крещение Руси Владимир крестил Русь – 988 г. n Добрыня крестил мечом, а Путята Крещение Руси Владимир крестил Русь – 988 г. n Добрыня крестил мечом, а Путята - огнём n

Принятие христианства возможность мирных контактов с христианскими странами; династические браки и т. п. ; Принятие христианства возможность мирных контактов с христианскими странами; династические браки и т. п. ; n появилась письменность, славянская азбука Кирилла и Мефодия (9 в. ) распространилась на Руси; n

Принятие христианства n n n n литература: церковные поучения, сказания и былины, летописи. “Слово Принятие христианства n n n n литература: церковные поучения, сказания и былины, летописи. “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона, 11 в. “Сказание о Борисе и Глебе”, 12 в. осуждение братоубийственной борьбы, усобиц княжеских, Святополка Окаянного. “Поучение” Владимира Мономаха: “Жен своих любите, но воли над собой не давайте… Сирых не забывайте. Не давайте сильным погубить человека… Ни правого , ни виновного не убивайте… На войну выйдя, не ленитесь, ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь, в дому не ленитесь…”;

Принятие христианства новые ценности смирения, любви. Владимир Мономах не осаждал городов по воскресеньям и Принятие христианства новые ценности смирения, любви. Владимир Мономах не осаждал городов по воскресеньям и великий пост. n укрепился брак. Устав Ярослава – штраф за двоеженство, второй брак – только по немощи природной, третий брак равнялся блуду. n монастыри, 11 в. Киево-печерский n законы n

Принятие христианства двоеверие- схранение язычества в православии. Языческие праздники (масляница), вера в нечистую силу, Принятие христианства двоеверие- схранение язычества в православии. Языческие праздники (масляница), вера в нечистую силу, небесные знамения, сны. Большое внимание ритуалам, языческое отношение к иконам и т. п. n «обрядовое православие» : споры не о сути богослужения, а о мощах, постах и другой внешней атрибутике n

Принятие христианства n освятило власть князя. Князь – от бога; n положило начало новым Принятие христианства n освятило власть князя. Князь – от бога; n положило начало новым традициям : милосердия, почитания святых, почитание калек, юродивых (Пыжев «История дураков и дур» )

Характер киевского государства? Феодальный, рабовладельческий? n Игорь Яковлевич Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер Характер киевского государства? Феодальный, рабовладельческий? n Игорь Яковлевич Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер общественного и государственного строя Древней Руси.

Игорь Фроянов «Киевская Русь. Очерки социальноэкономической истории» : n он отказался от господствовавшего в Игорь Фроянов «Киевская Русь. Очерки социальноэкономической истории» : n он отказался от господствовавшего в советской историографии представления о классовом и феодальном характере Руси и показал, n что в древней Руси крупное частное землевладение было развито слабо и базировалось на труде рабов, а не феодально зависимых людей, которых среди всего населения было чрезвычайно мало (часть смердов). n

И. Фроянов n При этом в книге 1974 года он воздержался от прямой оценки И. Фроянов n При этом в книге 1974 года он воздержался от прямой оценки общественного строя Руси IX—XIII веков как феодального или рабовладельческого, а в книге 1980 года «Киевская Русь. Очерки социальнополитической истории» прямо заявил о дофеодальном характере древнерусского общества.

Игорь Фроянов n Как «оппортунист» классового подхода, отстранен от должности декана истфака Ленинградского университета Игорь Фроянов n Как «оппортунист» классового подхода, отстранен от должности декана истфака Ленинградского университета в 2003 г.

Игорь Фроянов Согласно концепции И. Я. Фроянова, население Киевской Руси было свободным и непосредственно Игорь Фроянов Согласно концепции И. Я. Фроянова, население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. n Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. n Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы. n

Расцвет Киевской Руси n Князь Ярослав Мудрый(1019 -1054 ) n Строительство городов n Укрепление Расцвет Киевской Руси n Князь Ярослав Мудрый(1019 -1054 ) n Строительство городов n Укрепление связей с зарубежными государствами n Создание свода законов «Русская правда»

Русская правда Правда Русская Ярослава Мудрого n (11 в. ) n Русская правда Правда Русская Ярослава Мудрого n (11 в. ) n

Социальный строй по РП n Великий князь Киевский n Дружина Старшая дружина: бояре, мужи. Социальный строй по РП n Великий князь Киевский n Дружина Старшая дружина: бояре, мужи. Младшая дружина: гриди, отроки, детские n Местные (удельные) князья, посадники, волостели n Местная дружина n Погосты, становища, волости

Княжеская администрация n n n n княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами Княжеская администрация n n n n княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший "виру" - деньги, выплачиваемые преступником за совершение преступления в пользу князя); емец (собирал "продажи" - плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу), а также функции управления личным хозяйством князя: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова "огнище" - дом, управитель личным хозяйством князя); княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Социальное деление СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИФеодалы. Великие князья собирали дань со всех государственных земель, Социальное деление СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИФеодалы. Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как "государственный феодализм". Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на землю. Получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, часть оставляя себе. Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники. Давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. Мужи вольные Сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники - свободные смерды) n НЕСВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИЗакупы - взявшие "купу" (долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - заключившие "ряд" (договор) и отрабатывающие деньги или услугу определенный срок по этому договору. Холопы (челядь) - рабы из числа пленников или закупов и рядовичей, бежавших до отработки долга. Смерды - феодально-зависимое население в княжеской или боярской вотчине. n

n Норманы n славяне n Норманы n славяне

Русская правда n n n n n «Русская правда» : 1) отказ от кровной Русская правда n n n n n «Русская правда» : 1) отказ от кровной мести, 2) штрафы за убийство. Размер штрафа зависел от социального ранга убитого. 3)штрафы за оскорбление чести (честь выше жизни, здоровья) охрана прав собственников земли, коня, рабов, оружия, имущества. регулирование роли общины, ограничение прав вирников, защита товаров купцов, прав кредиторов, наследственное право и т. п. (право мертвой руки – нет наследников, отдать князю)