КГПУ им. В. П. Астафьева. Институт Специальной психологии Патриархальная теория происхождения государства и права Выполнил : студенты 1 курса 11 группы Бастан У. Н. и Вафина Ю. И. Проверил : Колопобкина Ю. В. , кафедра политологии и права. Красноярск. 2012 г.
Госуда рство — это особая форма организации общества, которое действует на территории, ограниченной границами.
Патриархальная теория Эта теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э. ), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др. ).
Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.
По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семьяселение-государство), в целях достижения общего блага; человек - политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к совершенству. Государство - это общение свободных и равных граждан
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо местному сожительству.
Природа государства стоит "впереди" семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желает: создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть "среднего" элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Спасибо за внимание!