керамика Японии.ppt
- Количество слайдов: 32
Керамика Японии
• Японцы издавна питали сильную любовь к керамике (“токи”) и фарфору (“дзики”), известным под собирательным термином “якимоно”. • Из обжиговых печей выходило множество керамических изделий, различающихся по цвету, форме и текстуре поверхности. • Своеобразная культура повседневности, созданная японцами, начинается с керамической столовой посуды — мисок для риса, кружек без ручек и подставок под палочки для еды. • Чтобы получить представление об увлечении японцев керамикой и фарфором, познакомимся с некоторыми из самых лучших центров производства гончарных изделий.
• История керамики началась в Японии более пяти тысяч лет назад искусством периода Дзёмон (3000 -400 гг. до н. э. ). Собственно термин "дземон" означает "витая веревка" и возник в связи с приемом изготовления крупных и сложных по форме терракотовых сосудов с использованием глиняных жгутов. • Назначение их, очевидно не хозяйственное, а форма очень сложна. То обстоятельство, что обжиг этой керамики производился не в печах , а в ямах, заполненных древесным углём, отнюдь не упрощало работу древних мастеров. • Пожалуй, из всех памятников культуры Дзёмон наиболее известны так называемые статуэтки догу - стилизованные фигурки людей высотой около полуметра в фантастических одеяниях, которые некоторые исследователи считают изображениями инопланетян в скафандрах. Догу. Керамика. Культура дзёмон. 8 -1 тыс. до н. э.
Глубокий глиняный горшок эпохи Дзёмон, изготовленный в период между 3000 и 2000 гг. до нашей эры. Высота: 32, 5 см. Собственность Токийского национального музея.
• Около 400 г. до н. э был положен конец эпохе Дзёмон, но некоторые черты её искусства сохранились и продолжали жить спустя тысячелетия. Имеется в виду особое отношение к чистой, неглазурованной поверхности изделия, ощущаемой как ценность(то, что в Китае воспринималось бы скорей как крайняя степень бедности). Только в XIII веке глазурованная керамика смогла вытеснить терракоту, хотя изготовление глазурей было известно в Японии ещё с седьмого века н. э. • Среди изделий различных керамических мастерских и раньше встречались сосуды, покрытые пепловой и солевой глазурями, а также с так называемой естественной глазурью. Первая из них состояла в основном из пепла, который получали от сожжения морских водорослей; в процессе обжига он воздействовал на поверхность изделия, оплавляя её. Для получения солевой глазури в горячую печь в процессе обжига забрасывали морскую соль. Испаряясь, ионы калия и натрия оседали на поверхности изделия, вызывая образование тонкой прозрачной глазуреподобной плёнки.
• Кроме того, в окрестностях Киото с давних пор изготавливали цветную черепицу и изделия с легкоплавкой свинцовой трехцветной глазурью. Этот опыт послужил впоследствии основой для создания знаменитой керамики Раку. Но впервые массовое производство по-настоящему качественной глазурованной керамики было освоено в мастерских провинции Бидзен. Сперва это были изделия культового назначения, а потом - утварь для чайной церемонии.
• Первые гончарные изделия были изготовлены на японском архипелаге около 13 000 лет тому назад. Изделия украшались орнаментом из накатки или оттиска плетёной верёвки. За эти верёвочные декоры гончарные изделия тех времён получили название “дзёмон доки” (“дзё” = верёвка; “мон” = орнамент, “доки” = гончарные изделия).
• В течение последующей эпохи Яёй с началом культивации риса появились и новые типы керамических изделий, ввозимые с Корейского полуострова. Посуда Яёй была частью повседневной жизни и использовалась для хранения и приготовления пищи, а также для подачи блюд к столу. Она была менее декорирована, чем посуда Дзёмон, а в её оформлении использовались в основном светлые тона.
Японцы всегда испытываали сильную любовь к якимоно (приготовленные на живом огне блюда). Из обжиговых печей выходило множество керамических изделий, различающихся по цвету, форме и текстуре поверхности. Своеобразная культура повседневности, созданная японцами, начинается с керамической столовой посуды мисок для риса, кружек без ручек и подставок под палочки для еды. Пояпонски керамика (“токи”) и фарфор (“дзики”) известны под собирательным термином “якимоно”.
• Примерно в начале 5 в. произошли основные изменения, связанные с приходом в Японию, вновь с Корейского полуострова, новых технологий. Прежде глиняные изделия обжигались на кострах, новый же тип керамики, Cуэки, стали подвергать высокотемпературной обработке в особых туннельных печах, устроенных в склонах холмов. Изделия Суэки представляли собой уже настоящую керамику. • Производство керамики Суэки в средние века стимулировало развитие новых технологий. Шесть исторических центров гончарного производства Большой кувшин, покрытый Японии - Сэто, Токонамэ, Этидзэн, глазурью, изделие Сигараки, Тамба и Бидзэн - были Токонамэ, 12 в. основаны именно в то время. Их Высота: 33, 1 см. обжиговые печи работают и по сей Собственность Токийского день. национального музея.
Почти на всех из них производится фаянсовая посуда, внешне похожая на керамическую - преимущественно большие кувшины, вазы и горшки. Глазурованные предметы роскоши производились только в Сэто, расположенном возле старинных обжиговых печей Санагэ. Гончары Сэто старались удовлетворить запросы аристократов и самураев, которые проявляли большой интерес к керамическим и фарфоровым изделиям в китайском стиле Сун. В их отделку были включены новые цвета. Характерной ообеностью этой посуды стало использлвание жёлтого цвета с оттенками красного, коричневого или зелёного.
Гончары заметили, что древесный пепел в раскалённой обжиговой печи взаимодействует с глиной, образуя естественную глазурь. Это подсказало им технологию посыпания гончарных изделий пеплом в процессе их обжига. Метод получения естественной пепельной глазури был впервые применен в печах Санагэ в провинции Овари (теперь это северо-западная часть префектуры Аити).
Почти на всех из них производится фаянсовая посуда, внешне похожая на керамическую - преимущественно большие кувшины, вазы и горшки. Глазурованные предметы роскоши производились только в Сэто, расположенном возле старинных обжиговых печей Санагэ. Гончары Сэто старались удовлетворить запросы аристократов и самураев, которые проявляли большой интерес к керамическим и фарфоровым изделиям в китайском стиле Сун. В их отделку были включены новые цвета. Характерной ообеностью этой посуды стало использлвание жёлтого цвета с оттенками красного, коричневого или зелёного.
Примерно с середины 7 в. японские гончары начали изучать корейские и китайские технологии. От своих соседей они научились пользоваться глазурью и обжигать глину при относительно низких температурах. Изделия тех времён покрывались глазурью тёмнозелёного тона или, подобно керамике нара сансай, полихромной глазурью, в которой преобладали красный, жёлтый и зелёный цвета. Однако и тот и другой вид керамики пользовался популярностью только у членов императорского двора, придворной знати и служителей храмов, и начиная с 11 в. эти изделия больше не производились.
Гончары черпали вдохновение в образцах, привезенных с континента. При этом идеалы стиля Сун они приводили в соответствие со вкусами японцев, с их представлениями о новых формах и украшении домашней утвари. Примерно до конца 16 в. Сэто был единственным центром в Японии, который производил глазурованную керамику. В эпоху междоусобных войн (1467 -1568 гг. ), охвативших всю страну, гончары Сэто ушли на север, за горы, в Мино (сегодня это южная часть префектуры Гифу). Здесь было положено начало новым стилям, характерным именно для Японии. Лучше всего они представлены изделиями Кисэто, Сэтогуро, Сино и Орибэ. Именно в это время зародилась чайная церемония.
Обычай чаепития пришёл из Китая в конце 12 в. , но лишь в 16 -м столетии приёме гостей стало модным уделять особое внимание церемонии подачи чая. Оттенки жёлтого, белого, чёрного, зелёного и других цветов керамики Мино указывают на влияние китайской и корейской керамики, однако несимметричная форма и абстрактные узоры свидетельствуют о её самобытном японском характере. Для становящейся все более и более популярной чайной церемонии требовались изысканные чашки, тарелки, блюда, коробки для фимиама, цветочные вазы и подсвечники. Мастерские Мино живо откликались на эти требования.
С наступлением эпохи Момояма (конец 16 в. ) пришёл конец междоусобным войнам, завершившимся объединением Японии, и чайная церемония получила дальнейшее развитие. В это время претерпевает изменения японское гончарное производство. Тоётоми Хидэёси начал военную кампанию на корейском полуострове, что открыло возможности самураям, поклонникам чайной церемонии, привозить корейских гончаров в Японию и привлекать их к строительству обжиговых печей. Много новых производственных центров было создано в разных частях Кюсю, включая Карацу, Агано, Такатори, Сацума, Хаги. Производство изделий Карацу было самым разнообразным и масштабным - чаши для чая, цветочные вазы и многие предметы домашнего обихода поставлялись оттуда во все уголки страны.
• В Мино (сегодня это южная часть префектуры Гифу) было положено начало новым стилям, характерным именно для Японии. Лучше всего они представлены изделиями Кисэто, Сэто-гуро, Сино и Орибэ. Именно в это время зародилась чайная церемония. Обычай чаепития пришёл из Китая в конце 12 в. , но лишь в 16 м столетии приёме гостей стало модным уделять особое внимание церемонии подачи чая. Плоская ёмкость с ручкой Орибэ сюхама-гата, изделие Мино. 17 в. Высота: 17, 7 см. Собственность Токийского национального музея.
Большая тарелка сабиэ сока мон, изделие Карацу. 16 -17 в. Высота: 12, 2 см; диаметр кромки: 36, 5 см; диаметр дна: 10, 3 см. Собственность Токийского национального музея. • Много новых производственных центров было создано в разных частях Кюсю, включая Карацу, Агано, Такатори, Сацума, Хаги. Производство изделий Карацу было самым разнообразным и масштабным - чаши для чая, цветочные вазы и многие предметы домашнего обихода поставлялись оттуда во все уголки страны.
• Фарфор появился в Японии только в начале 17 в. , когда корейские гончары начали здесь его изготовление. • Вскоре после этого были открыты залежи фарфоровой глины, теперь известной как каолин, в Идзумияме, Арита, на Кюсю. • Благодаря яркой синей росписи, наносимой на белый фон, они стали предметом ажиотажного спроса по всей Японии. А поскольку изделия поставлялись из близлежащего порта Имари, они стали известны как фарфор Имари. Это был золотой век японской керамики. Тарелка ироэ котобукидзи киссё мон, мастерская Имари. Конец 17 - начало 18 в. Диаметр кромки: 22, 1 см. Собственность музея искусств Тогури.
Европейские королевские дворы и знать, очарованные красотой восточного искусства, наперебой расхватывали фарфоровые изделия Имари. Вскоре ремесленники в Мейсене (Германия), Дельфте (Нидерланды) и других европейских центрах начали копировать изделия Имари, включая стиль Какиэмон. Это был золотой век японской керамики. Нономура Нинсэй, живший в 17 в. в Киото, императорском городе, создал свой собственный стиль - королевский, открывающий целый мир красочной фантазии. Огата Кэндзан, Окуда Эйсэн и Аоки Мокубэй обогатили этот утончённый мир керамики Кё, создав основу для развития современного стиля Кёмидзу.
• В 19 в. керамическое производство развивалось стремительными темпами по всей стране. Стили госю-акаэ (красная глазурь) и сёндзуй, разработанные на основе поздних образцов китайского стиля Мин, приобрели в это время огромную популярность, о чём свидетельствует и современная японская столовая посуда. • Во всем мире японская керамика считается непревзойденной по количеству и разнообразию существующих технологий и стилей. Современная столовая посуда - керамическая или фарфоровая - выпускается в Японии в широком ассортименте форм и декоративных решений.
Особенности производства • Керамические изделия производятся во многих частях Японии, при этом глина в этих центрах производства сильно различается по составу и структуре. Соответственно, на каждом производстве разрабатывается своя особая глазурь, подходящая для данной глины.
Во всем мире японская керамика считается непревзойденной по количеству и разнообразию существующих технологий и стилей. Современная столовая посуда керамическая или фарфоровая - выпускается в Японии в широком ассортименте форм и декоративных решений. Японские гончарные изделия можно разделить на три группы: 1) глиняная посуда с уникальной текстурой, напоминающей на ощупь грунт, лучше всего она представлена изделиями Бидзэн, Сигараки, Этидзэн и Токонамэ; 2) керамика с массивной глазурью и тёплым, землистым оттенком, которая получила известность благодаря изделиям Орибэ и Мино для чайной церемонии, простым изделиям Масико, а также изделиям Карацу и Хаги, перекликающимся с керамическим искусством Корейского полуострова; 3) фарфор, представленный посудой Имари, известной благодаря использованию в ее оформлении эффектного белого фона, а также изделиями Кутани с ослепительной раской по всей поверхности. Каковы бы ни были технология и конструкция обжиговой печи, гончарные изделия, созданные японскими мастерами, всегда свидетельствовали о поиске красоты, продолжающемся столетия.
Керамические изделия Японии можно разделить на четыре основных вида. Это фаянс, фарфор, грубая керамика и глиняная посуда. Вот основные свойства и отличия этих видов: фаянс фарфор грубая керамика глиняная посуда глина гончарная глина фарфоровая глина средняя между гончарной и фарфоровой гончарная глина глазурь есть нет температура обжига 900 -1250ºС 1300ºС 1200ºС 800ºС гигроскопичнос есть ть нет есть основные центры производства Арита, Имари, Кутани, Сигараки, Киёмидзу, Сэто, Минно, Тобэ Бидзэн, Токонамэ, Сигараки, Банко, Ига Период Дзёмон, цветочные горшки повсеместно
Тарелка ироэ одзю мон, мастерская Набэсима. Изысканный, утончённый образец расписного фарфора 18 в. Высота: 5, 8 см; диаметр кромки: 20, 3 см; диаметр дна: 11, 0 см. Собственность Токийского национального музея.
Изделие Сэто (Кисэто) в форме льва, предназначенное для воскуривания благовоний. 16 в. Высота: 10, 1 см; диаметр обода: 8, 1 см. Собственность Мемориального зала Умэдзава.
Чайный кувшин ироэ гэцубай-дзу, изготовленный Нономурой Нинсэй, изделие Кё. 17 в. Высота: 30, 0 см; диаметр обода: 11, 4 см; диаметр основания: 11, 5 см. Собственность Токийского национального музея.
Большая цветочная ваза Сацума ироэ кинрандэ катё-мон, изготовленная в одной из обжиговых печей Татэно. 19 в. Высота: 46, 3 см. Собственность Музея искусств Кагосима Миякэ.
Белый фарфоровый кувшин с выпуклой арабеской в форме виноградной грозди. Изготовлен Итая Хадзан. Высота: 28, 2 см. Собственность Токийского национального музея.
• В России большой популярностью в наши дни пользуются керамические японские ножи. • Они обладают уникальными свойствами, основное из которых фантастическая износостойкость режущей кромки. Японские керамические ножи правильном обращением способны резать без заточки несколько лет. • При работе с продуктами на лезвии керамических ножей не остаются царапины или повреждения. • Керамические ножи химически инертны, т. е. эти ножи не будут отдавать разрезаемому продукту свой запах или вкус. • Циркониевая керамика не позволяет распространяться бактериям. • Керамические ножи не подвержены коррозии, ржавлению, они намного легче обыкновенных стальных ножей.