КЕРАМИКА КОРЕИ И ЯПОНИИ.ppt
- Количество слайдов: 170
КЕРАМИКА КОРЕИ И ЯПОНИИ (VIII тыс. до н. э. – XIII в. )
План лекции n n n Корея. Керамика эпохи неолита. Керамика Силла, Пэкче и Когурё. Керамика эпохи Корё (X – XIII вв. ). Япония. Керамика “Дзёмон” (VIII – I тыс. до н. э. ) и изделия периода Яёй (IV – I вв. до н. э. ). Терракотовая скульптура “Ханива” (IV – VI вв. до н. э. ). Японская керамика VI – XVII вв. Влияние керамики Кореи и Китая.
Корея. Керамика эпохи неолита При археологических раскопках в уезде Хверён (1950 -1954 гг. ), а также на местах древних стоянок в районе западного побережья и к северу от реки Ханган, были обнаружены керамические изделия эпохи неолита.
Эти сосуды украшены рисунками гребенчатого типа в виде «рыбьей кости» , точечного или линейного характера, а также росписью. Их формы разнообразны: остродонные сосуды; высокие напоминающие вазы, с круглым и плоским дном, чаши, круглые блюда, котелки.
Ранние неолитические керамические сосуды лепились от руки ленточным методом и декорировались гребенчатым рисунком. Это толстостенные изделия, в виде горшков с прямыми стенками, созданные из грубой красной глины, смешанной со слюдой или стеатитом.
Более поздние неолитические сосуды созданы на гончарном круге. Их отличает тонкий черепок. В провинции Северная Хванхэ была найдена керамика, декорированная сетчатыми узорами меандром из выгравированных линий и точек (без применения штампа).
К поздней неолитической керамике относятся лощеные сосуды, найденные в Хверёне. Эти толстостенные чаши правильной формы тонированы красной краской, поверх которой, около верхнего края расположен орнамент в виде полос из черных треугольников.
В орнаментальной росписи сосудов присутствуют не только геометрические, но и растительные мотивы: изображения цветов с остроконечными лепестками, напоминающие цветы лотоса. Встречаются монохромные изделия (покрытые красным лаком) без орнаментальной росписи.
К концу неолитического периода формы сосудов становятся более разнообразными. Появляются сосуды сферической формы и блюда на высоких подставках, которые были удобны для сидящих на полу участников трапезы.
Керамика Силла, Пэкче и Когурё К I веку до н. э. относится образование на территории Кореи трех крупных племенных союзов, развившихся в III-IV веках в самостоятельные государства: Силла (57 г. до н. э. – 935 г. ) на юго-востоке полуострова; Пэкче (18 г. до н. э. – 660 г. ) на юго-западе; Когурё (37 г. до н. э. – 668 г. ) – на севере.
Керамика Когурё получила большое развитие в связи со строительством многочисленных дворцов, крепостей и храмов, кровли которых покрывались хорошо обожженной черепицей с типичным завершением скатов в виде круглых пластин на концах крыш.
Эти круги, созданные из красной глины, декорировались орнаментом из лотоса с крупными остроконечными лепестками и круглой рельефной серединой или узором из тонких переплетающихся линий. Также встречаются и изображения демонических масок антропоморфного типа с выпученными глазами и огромной раскрытой пастью. Такие маски-обереги охраняли здание от злых духов.
Кирпичи V-VI веков украшались геометрическими мотивами, изображениями цветов, мифологических птиц, летящих среди облаков, крылатых существ Хенин (гении), парящих в длинных развивающихся одеждах.
В архитектонике сосудов Когурё появляются скульптурные формы, характерные и для более поздних корейских изделий. Например, сосуд в виде черепахи, предназначенный для воды, которая употреблялась при разведении густой туши.
Сосуды Пэкче строгой обтекаемой формы выполнялись из серой пластичной глины, хорошо обожженной и образующей твердый черепок. Черепица с рельефными узорами и различными тиснеными изображениями применялась для украшения дворцов и храмов не только в Пэкче, но и в соседних государствах Кореи, а также в Японии. Цветы лотоса геометрические узоры на круглых пластинах, служивших украшением нижнего края крыши, выполнялись в более мягкой и реалистичной манере, чем в Когурё.
Рисунки на кирпичах VI – VII веков – это фантастические птицы с распущенными крыльями, антропоморфные демонические существа, горные пейзажи.
На юго-востоке, в государстве Силла со столицей Кёнчжу, процветавшем в течение первых девяти веков нашей эры, уже в V – VI вв. производились интересные гончарные изделия. В VII в. там изготавливались круглые черепицы с декоративным цветочным орнаментом, а также плитки для мощения пола с цветочным медальоном тонкого кружевного рисунка с волнообразной каймой.
В период раннего Сила применяется гончарное колесо и появляется свинцовая прозрачная глазурь синевато-зеленого и желтовато-коричневого цветов. Наряду с грубыми лощеными сосудами красного цвета с тонкостенным хрупким и пористым черепком, изготавливались и новые изделия высокого обжига из тонко обработанной глиняной массы с добавлением каолина.
Эта новая керамика получила название «керамика обжига Силла» и была красновато-коричневого и серого тонов, которые достигались управлением огня и тяги в печи.
Керамика эпохи Корё (X – XIII вв. ) С переходом власти к династии Корё (9361392 гг. ) Корея объединилась в единое государство. В этот период создаются самые значительные произведения гончарного искусства. С XI – XV вв. появляются изделия, тонкость и изысканность которых позволяют поставить их в один ряд с лучшими китайскими изделиями Сунского периода.
Первый период (X век) – считается переходным от изделий объединенного Силла к новым достижениям керамистов Корё. Керамисты продолжали традиции периода Силла, используя высокую технику обжига неглазурованных, тонкостенных сосудов, уже в VIII-IX веках отличавшихся высоким качеством. Такая керамика использовалась как обычная хозяйственная утварь.
Керамисты Корё понимали особенности самого материала – глины. Они умело использовали ее свойства: пластичность, структуру массы, цвет. Тщательная обработка керамического теста позволяла получить изделия с тонким и легким черепком.
Второй период (конец X- начало XII) связан с усилением китайского влияния на культуру Кореи. Изделия эпохи Сун внимательно изучаются корейскими мастерами. Тесными становятся контакты с провинциями Шаньдун и Чжецзян, керамика которых пользовалась огромным спросом у корейской знати.
Китайские изделия Юэчжоу оказали значительное влияние на развитие корейской керамики с глазурью цвета селадон. В начале периода появились первые протоселадоны, напоминавшие китайские изделия. Они были покрыты зеленовато-серой глазурью оливкового тона. Наиболее часто среди протоселадонов встречаются кувшины и сосуды для хранения пищи.
В XII в. корейские керамисты создают селадоны в голубовато-серых и зеленоватых тонах такой чистоты, что эти технологические эффекты вызывают восхищение у китайцев. Формы сосудов - селадонов Кореи очень разнообразны: цветочные вазы китайского типа мейбин, чайники, поднос, чаша в виде лотоса, восьмигранный кувшин для вина, сосуды в виде плодов, подголовники, сосуды для хранения кистей, курильницы. Некоторые из этих форм имитируют ажурную бронзу.
Селадоны Корё отличаются своим серым, твердым, напоминающим фарфор черепком из «каменной массы» . В нее добавляли каолин и полевой шпат. В местах, не покрытых глазурью, каменная масса в обжиге получала красноватый оттенок.
Серовато-зеленый цвет глазури получался от наличия в ее составе окиси железа и полевого шпата, что при регулировании температуры давало широкую гамму оттенков от желтого и голубого, до черного. Наличие в глине при сравнительно невысокой ее обработке микроскопических частиц железа также способствовало появлению глазури особо серовато-зеленого или голубого оттенка.
В XI-XII веках в декоре селадонов преобладала техника подглазурной резьбы, производившейся тонкими острыми или тупыми инструментами. Это позволяло разнообразить линейный узор и выделять в нем отдельные места рисунка. Также получило развитие и тиснение узора в легком рельефе при помощи штампов, что создавало игру света на поверхности глазурованных изделий.
Третьим, наиболее значимым периодом в истории корейской керамики, считается XII век. Керамисты Корё создавал свои собственные формы изделий и вариации на тему иностранной архитектоники (ритуальный буддийский сосуд кунди, служивший для разбрызгивания святой воды).
Появились и новые скульптурные формы, изготавливаются объемные фигуры животных: буддийский лев, единорог, сидящие на крышках курильниц фазаны, кролики, миниатюрные утки-капельницы (для добавления воды в тушь). Выразительные фигурки животных гармонично сочетались с формой сосудов.
В первой половине XII века развивается техника ажурных селадонов, где декор исполняется в виде переплетающихся растительных мотивов или геометризованных узоров.
В XII-XIII веках селадоны украшаются инкрустацией цветными глинами. Это - техника сангам. Она могла возникнуть в результате подражания перламутровому декору лаков, которые изготовлялись в придворных мастерских. На сходство сосудов сангам с лаками указывает и общность декоративных мотивов: пионы, хризантемы, журавли в облаках, бамбук, утки, плывущие под ивами, виноградные лозы, гранаты.
Первые изделия сангам были обнаружены в результате археологических раскопок погребения 1159 года правителя Ыйджона.
Керамическая масса изделий напоминает фарфор, так как содержит большое количество каолина, позволяющего производить обжиг изделий при высоких температурах. После формовки сосуды сангам сушили на открытом воздухе до состояния «твердости кожи» . На высохшее изделие острым инструментом наносился узор для инкрустации. Иногда рисунок штамповался. Углубления и линии на глине заполнялись ангобом белого или краснокоричневого цвета, который после обжига становился черным.
После удаления излишков ангоба изделия обжигали при 1200ºС. Обжиг производили зимой, когда дуют югозападные ветры, поддерживая тягу в специальных, ориентированных на это направление ветра печах, существовавших в провинциях Южная Чолла, Северная Чолла, уезде Ыйсонхва (провинция Северная Хванхэ), а также южнее Кэссона.
Помимо техники сангам применялся и метод «обратной инкрустации» , когда не узор, а углубленный фон заполнялся белым ангобом, на котором выделялся рисунок покрытый глазурью селадона.
В некоторых изделиях встречаются также сочетания резного и инкрустированного узоров под голубоватой глазурью. Традиция сангам сохраняется в Корее до периода Ли, затем с XVII в. начинается производство собственного фарфора.
Япония. Керамика “Дзёмон” (Йомон) (VIII – I тыс. до н. э. ) и изделия периода Яёй (IV – I вв. до н. э. ) Наиболее ранние памятники художественной культуры, найденные в Японии, относятся к периоду неолита (8 – 3 тыс. до н. э. ) – времени интенсивной миграции на японские острова народов, как с Азиатского материка, так и с островов южных морей. Культура этого периода получила название – Дзёмон (по одноименной керамике).
Интересны вылепленные от руки керамические неглазурованные сосуды типа «дзёмон» . Дзёмон, в переводе с японского, означает - «след веревки» . Именно такой способ нанесения узора с помощью соломенной веревки, был широко распространен на ранней стадии развития керамического искусства Японии.
В эволюции керамики отмечается несколько важнейших стадий: n Протодзёмон – VII – середина IV-го тыс. до н. э. Сосуды употреблялись для утилитарных целей, были толстостенными, грубо вылепленными, примитивной конусообразной формы (с острым или круглым дном). Их основа нередко изготовлялась из тростника и веток, которые, выгорая при обжиге, оставляли отпечатки, исполнявшие роль своеобразного декора.
n Ранний дзёмон – середина IV-го – середина III-го тыс. до н. э. ; n Средний дзёмон – середина III-го – середина II-го тыс. до н. э.
На протяжении раннего и особенно среднего дзёмон отмечается многообразие типов и усложнение формы сосудов, употреблявшихся уже не только для хранения пищи, но и для торжественных ритуалов. Получили распространение горшки со сферическим туловом и широкой горловиной, котелки с ушками и ручками, сосуды с носиком, кубки в виде миски на подставке, конусовидные сосуды, блюда, чашки.
Распространенный простейший веревочный узор (рельефный или оттиснутый) нередко сочетавшийся с резными линиями, сменяется процарапанным и сложным налепным декором (имевшим магическое значение), включающим геометрические, растительные и зооморфные мотивы. Особой пышности и обилия налепной декор достиг на конусообразных сосудах среднего дзёмон.
Основной его мотив располагался преимущественно у горловины сосуда, которая обрела в связи с этим главенствующее декоративное и смысловое значение, ассоциируясь с горными пиками или сферами небес. Некоторые сосуды, значительно увеличившиеся в объеме и по высоте (до 1 м), превратились в почти недвижимые предметы культа, предназначенные больше для созерцания, чем для утилитарных целей.
n Поздний и позднейший дзёмон – середина II-го – I-го тыс. до н. э. Сосуды, значительно уменьшившиеся в размерах, в целом становятся более простыми и утилитарными по форме. В керамике отмечается улучшение техники обжига и более тщательная обработка поверхности (используется лощение, окраска). Мотивы орнамента обретают плавность и уравновешенность форм.
С началом земледелия и олицетворением сил, сохранявших посевы и домашний очаг, связано появление в III – I-м тыс. до н. э. на местах поселений небольших по размерам (от 4 до 25 см) керамических фигурок идолов – «догу» . Эти фигурки были найдены в Ками Курокама (г. Мисака), в Хигасикита (г. Омия), в г. Нагава (уезд Мито), в Камэгаока (г. Мокудзо), в Токомаи (г. Цуёмаэ), в Накаясики (г. Ои).
Догу, выполненные в своеобразной гротескной манере, украшались узорами «дзёмон» (узор веревки), который осмыслялся на основе существовавших тогда первобытных верований.
Подобно сосудам, они сплошь покрывались магическим орнаментом – треугольникам и зигзагами, полукружиями и дисками, связанными с заклинаниями стихий. Догу по пластической трактовке были близки и небольшие антропоморфные керамические маски – «домэн» .
В соответствии с первобытными верованиями, эти погребальные фигурки олицетворяли живых людей. Среди догу встречается много образцов, окрашенных красной краской. Употребление догу было различным: условные антропоморфные изображения служили оберегами, некоторые символизировали материнство; полые догу использовались как вместилища при захоронении останков детей.
Культура периода конца неолита – начала раннего железного века (V в. до н. э. – IV в. н. э. ) получила название Яёи (по улице в Токио, где впервые была обнаружена керамика т. н. типа Яёи).
Керамика типа яёи (вазы, кувшины, кубки, блюда) с появлением металла утратила свое главенствующее значение в культовых обрядах и использовалась преимущественно для повседневных нужд. Изготовленная на гончарном круге и обожженная при высокой температуре, она отличалась прочностью, округлостью и функциональной ясностью форм.
Строгий геометрический четкий узор состоял из прямых полос, нанесенных красной краской по оплечью сосуда, треугольников, зубчатых и волнистых линий, вычерченных при вращении гончарного круга.
Среди многочисленных образцов керамики, выделяется особый тип ритуальных сосудов – “суэ” (или “иваибэ”), близкий к народным образцам. Изготовленная на усовершенствованном гончарном круге и обожженная при высокой температуре, керамика суэ обладала большой прочностью и одновременно легкостью и тонкостью. Ее правильные формы отличались четкостью силуэтов, перекликаясь тем самым с сосудами типа яёи.
Специфическими чертами сосудов суэ были вытянутость пропорций, высокий перфорированный пьедестал и голубовато -серая окраска, иногда с блестящими зольными пятнами (возникшими в результате обжига), напоминающими глазурь.
К керамике типа яёи стилистически была близка и распространенная также керамика типа “хадзи”, употреблявшаяся преимущественно для бытовых нужд, но встречающаяся и в погребениях. Своеобразной особенностью блюд, чаш на ножках, кувшинов и ваз типа хадзи (как правило, лишенных декора) является красноватый оттенок.
Терракотовая скульптура “Ханива” (VI – IV вв. до н. э. ) Погребальная пластика в виде полых внутри керамических фигурок (выс. от 30 см до 1, 5 м) воинов, жрецов, придворных дам, слуг, крестьян, животных – т. н. «ханива» ( «глиняный круг» - название дано по технике изготовления, в основе которой лежал метод «вадзуми» – наложение друг на друга глиняных колец).
С конца III-VII в. в Японии насыпались высокие надмогильные курганы, спереди – прямоугольной, сзади – круглой формы. На вершине курганов ставились ханива. Ханива бывают нескольких типов: в виде толстых цилиндров, длинною до 60 см. , в виде скульптур зооморфных и антропоморфных, в виде церемониальных головных уборов, щитов, доспехов, шлемов, лодок и скамеек.
В конце III в. изготовлялись цилиндрические ханива, ханива в виде церемониальных головных уборов и щитов (ранние, реалистические изображения, к VI-VII вв. стали более условными). Наряду с ними, с конца IV в. появились изображения животных, а в V в. - изображения людей.
Ханива, размещавшиеся на поверхности холма (в отличие от китайской погребальной пластики, располагавшейся внутри захоронения), выполняли функцию магической охраны. Правила расположения фигур были скоро зафиксированы и соответствовали общей космологической ориентации погребения.
Цилиндрические ханива ставились в 2 -3 ряда вокруг вершины и основания погребального холма или в средней части его склонов. С середины периода Кофун, ханива ставили и за пределами рвов, которые окружали курган и на ровной площадке, находившейся рядом с курганом и на прямоугольных насыпях.
Цилиндрические ханива ставились так, чтобы образовать прямоугольный контур на вершине холма. В центр этого прямоугольника помещались ханива в виде церемониальных головных уборов, щитов и колчанов. Ханива в виде людей и животных размещались рядами внутри и вне прямоугольника цилиндрических ханива.
Ханива развились из полых керамических столбиков-цилиндров, составлявших символическую ограду вокруг кургана (что в значительной мере обусловило столбообразный характер основы и базы ханива), достигнув в IV –VI вв. многообразия изобразительных мотивов (до нескольких тысяч) и мастерства их пластического воплощения.
В этих скульптурах, сочетающих обобщенность в трактовке объема с четкостью и ясностью линий, использование приемов гончарного искусства (вырезание в сырой глине отверстий для обозначения глаз и рта, лепка тонких полос для обозначения губ и бровей).
6) Японская керамика VI – XVII вв. Влияние керамики Китая и Кореи С начала VI в. , до 645 г. продолжается период Асука. В это время при правлении императрицы Суйко, принц Сётоку активно распространяет буддизм и возводит буддийские храмы.
Проникновение буддизма, создавшее почву для культурного сближения стран Центральной Азии, Среднего и Дальнего Востока, способствовало его обогащению новыми техническими приемами и художественными решениями. Значительная часть изделий декоративно-прикладного искусства являлась собственностью монастырей.
Искусство керамики периода Асука представлено продолжавшими производиться сосудами типа Суэ. Серые, с простыми округлыми формами, они постепенно утратили свою ритуальную функцию и начали широко использоваться в быту. Из Китая и Кореи проникла техника изготовления черепицы со штампованным рельефным узором в виде арабесок и цветов.
В период Нара важнейшим новшеством стало освоение привнесенной из Китая техники трехцветной глазури (коричневой, желтой и зеленой), оттенявшей округлые и сочные формы монументальных изделий (котелков с крышками, чаш).
В период Камакура основными заказчиками художественных изделий выступали уже не только буддийские храмы старых сект и придворная аристократическая знать, но и монастыри секты Дзен и широкие слои воинского сословия. Эти обстоятельства определили сложение специфического стиля изделий, сочетающего строгую простоту форм и торжественную пышность декора.
В XIII веке усилились торговые и культурные контакты с Китаем. Это отразилось на дальнейшем развитии искусства керамики. Получил развитие ряд провинциальных керамических центров: Бидзен (Окаяма), Сигараки (Сига), Эхидзен (Фукуи), Токонабэ (Айти), Тамба (Хиого), выпускавших тяжелые толстостенные изделия со следами обжига, как правило, на неглазурованной поверхности.
Центр Сето (Айти), основанный Сиродзаэмон Като, выпускал многочисленные изделия повседневного обихода (кувшины, вазы для цветов, горшки, курильницы), для которых характерна высококачественная прозрачная и блестящая глазурь (зеленая, желтая и чернокоричневая) содержащие окислы железа и золу. Кроме того, им присущи благородные мягкие пластичные объемы, многообразие мотивов сочного растительного орнамента, выполненного в технике рельефа, тиснения и гравировки.
Дальнейшее развитие в период Муромати (во второй половине XIV – XV вв. ) керамических центров Токонабе (Айти), Сигараки (Сига), Тамба (Хиого), Бидзен (Окояма), Эхидзен (Фукуи) и Сето (Айти) было связано с формированием культа чайной церемонии, в которой чаши - «тяван» и вазы играли важную роль.
Керамика этих центров простая и непритязательная, близкая простонародным вкусам, удачно соответствовала воплощенным в чайной церемонии дзэнским эстетическим принципам «Саби» «скрытая красота» , «патина времени» и «Ваби» - «сельская простота» .
С ритуалом чайной церемонии связано развивающееся с конца XV в. искусство составления букета – «икебана» (термин и означает сам букет). Согласно законам икебана в букет вошли три основных компонента: природный материал (цветы, ветви деревьев, листья, хвоя и т. д. ), ваза и «кэндзан» (приспособление для укрепления и придания нужного положения стеблю, ветке). Композицию определяли три основные ветки (или цветка) имеющие символическое значение: высокая – небо, средняя – человек, нижняя – земля.
Помещавшаяся в нишу-токонома, икебана создавала не только яркий декоративный эффект, но и являлась своего рода эмоциональной доминантой интерьера.
Самые оригинальные и значительные произведения декоративно-прикладного искусства периода Момояма связаны с ритуалом чайной церемонии, который во многом определялся характером подбора и степенью их соответствия принципам «саби» и «ваби» . Керамические вазы и чашки по форме и цвету, близкому к естественному цвету глины или земли, приближались к народным изделиям.
Сосуды на чайной церемонии много раз передавались из рук в руки, большое внимание уделялось их тактильным свойствам. Изделия часто получали неправильную, сложную «живую» поверхность, создающую ощущение их близости к природным формам.
В 1590 -е гг. пленные корейские мастеракерамисты организовали новые мастерские, а также освоение многокамерных печей для обжига корейского типа, которые позволили значительно увеличить выпуск продукции. Первые такие печи были при мастерских Сето (Айти) и Карацу (Сага).
n Мастерские Сето с принадлежащими им печами Мино (Гифу) славились производством сосудов типа «кидзэто» ( «желтый сето» ), в которых гравированные иглой композиции из растительных и геометрических мотивов служили фоном для свободной росписи зелеными тонами по желтой глазури. Там же выпускалась керамика типов «сино» и «орибэ» .
Сосуды Сино, названные в честь «тятзина» – «мастера чая» Сино Сосин выполнялись из пористой тяжелой керамической массы и украшались свободной (геометрическими мотивами) росписью ангобом, поверх которой накладывалась вязкая белая глазурь с красноватыми затеками.
Керамика типа Орибэ, близкая по технике исполнения керамике сино, отличалась более гладкой глазурованной поверхностью и строгим расположением мотивов росписи (полос, прямоугольников, растительных форм), покрывающих всю поверхность изделия. Наиболее известная разновидность керамики орибэ – «ао-арибэ» , для которой характерна глазурь травянисто-зеленого оттенка.
В мастерских Карацу выпускали чаши с росписью (растительными мотивами) по белой глазури, не скрывающей шероховатостей стенок сосудов. Выполненная в свободной и лаконичной манере, отрывистыми ударами кисти, она придавала изделиям особую выразительность. Изготовлявшиеся в Карацу вытянутые по пропорциям вазы были близки корейским образцам.
В Киото сложился тип керамики «Раку-яки» , в котором наиболее четко выявились принципы дзэнской эстетики. Его основы заложил Тётзиро Сасаки, работавший для известного тяцзына Сэн-но Рикю.
Покрытые черной и красной глазурью чашки типа Раку-яки отличались благородной простотой. В подобных произведениях форма и материал составляют весь эстетический эффект, поскольку сосуды типа Раку-яки (от иероглифа «раку» - «наслаждение» изображенного на наследственной печати, пожалованной после смерти Тётзино Сасаки его роду) выполнялась от руки.
Из мастерских, организованных при участии корейских керамистов, выделялись Арита (Сига), Сацума (Когосима), Хаги (Ямагути), Бидзен (Окаяма), Сигараки (Сига), Ига (Миэ).
Мастерские Арита выпускали керамику со свободно располагающимися расписными растительными и геометрическими узорами, выполненными в бело-коричневой гамме. С открытием около Ариты в конце XVI в. месторождений каолина и полевого шпата стал изготовляться фарфор, первые образцы которого имели кобальтовую роспись.
Для керамики «Сацума» была характерна глазурь, состоящая из черного и белого слоев, образующая причудливые затеки и пятна. Изделия типа «Хаги» в большинстве случаев покрывались гладкой желто-зеленой или молочно-белой глазурью. Их отличали тщательность пластической обработки формы, относительная тонкость стенок.
Сосудам типов «Бидзен» , «Сигараки» и «Ига» были свойственны неправильность формы тулова, подчеркнутая кривизна очертаний горла, шероховатость поверхности с вмятинами от пальцев художника.