К. Бехзад, Жукова С., 201.pptx
- Количество слайдов: 15
Кемаледдин Бехзад
Биографическая справка (ок. 1455 — 1535/36) — персидский миниатюрист, крупнейший представитель гератской* школы миниатюры, оказавшей большое влияние на искусство миниатюры Персии, Индии, Средней Азии. Учился у Мирака Наккаша, возглавлявшего в Герате кетабханэ - дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по другим источникам, у Сеида Ахмеда Тебризи). Работал в той же мастерской. После 1510 переехал в Тебриз и в 1522 возглавил шахскую мастерскую. Бехзад прославился не только своим умением следовать традиционным канонам миниатюры, но и как безусловный новатор. Мастер динамических многофигурных композиций, изысканных цветовых построений, выразительных рисунков. С точки зрения сюжетной линии — Бехзад привнес в миниатюру картины быта, стал уделять большое внимание повседневной жизни человека. Бехзад, оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры, в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой убедительностью, какой до него не знала восточная миниатюра. Его работы отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей. Многофигурные композиции со множеством точно найденных деталей часто разворачиваются на двух смежных листах. Идентификация подлинных работ Бехзада – сложная проблема, поскольку он собственноручно подписал лишь несколько композиций, ученики же (Касем Али и др. ) стремились как можно точнее имитировать стиль своего учителя; к тому же уже в Средние века его имя стало символом высочайшего качества, и «Бехзады» (т. е. рукописи, якобы им украшенные) становились предметом гордости коллекционеров нередко без достаточных на то оснований. Наиболее достоверными считаются иллюстрации к Бустану Саади (1487– 1488, Египетская национальная библиотека, Каир), миниатюры рукописи Зафар-наме Шараф-ад-дина Али Йезди (Книги побед Тимура; 1490 -е годы, Библиотека университета Джонса Хопкинса, Балтимор) и двух рукописей Хамсе Низами (1493– 1494; обе – в Британском музее, Лондон). *Герат - столица государства Тимуридов, куда переселялись лучшие художники Тебриза и Шираза.
Список музеев Цель презентации – рассмотрение произведений Кемаледдина Бехзада в собраниях музеев мира. Будут рассмотрены коллекции следующих музеев (по порядку): Британский музей, Лондон Музей Метрополитен, Нью-Йорк Библиотека Гарретта университета Дж. Хопкинса, Балтимор Художественный музей Уолтерса, Балтимор Национальная библиотека Каира Галерея Фрир, Вашингтон Музей Саклера (Гарвардские музеи искусств)
Британский музей в Лондоне располагает двумя рукописями «Хамсе» (Пять поэм) поэта Низами с добавлением миниатюр Кемаледдина Бехзада - рукописью 1442 года с миниатюрами, датированными 1490 -ми годами, и копией «Хамсе» , сделанной в 1495 -96 годах. Слева – любопытная сцена строительства крепости Хаварнак. Мы видим изготовление кирпича, транспортировку материалов и сооружение свода с помощью строительных лесов. Бехзад. Строительство замка Хаварнак. Миниатюра. 'Хамсе' Низами. 1495 -6. Британский музей. Лондон
Н Е С К О Л Ь К О Д Р У Г И Х Р А Б О Т Бехзад. Искандер и семь мудрецов. Миниатюра. 'Хамсе' Низами. 1495 -6 гг. Британский музей. Лондон Бехзад. Гарун аль Рашид в бане. Миниатюра. 'Хамсе' Низами. 1495 -6, Британский музей. Лондон
Нью-Йоркский музей Метрополитен обладает внушительной коллекцией иранской миниатюры, и в том числе – несколькими листами авторства Кемаледдина Бехзада. Слева – жемчужина коллекции, портрет Мухаммеда Шейбани-хана. Бехзад. Портрет Шейбани Хана. ок 1507 года. Музей Метрополитен, Нью-Йорк В 1506 году Герат был захвачен узбеками во главе с Мухаммедом Шейбани Ханом. Основатель империи Великих Моголов Бабур в своих «Записках» отзывается о нем так: «…Ради преходящих благ нашей краткой жизни он учинил всевозможные грубости и непристойности… Несмотря на свою безграмотность, учил знаменитых и даровитых гератских учёных толковать Коран; взяв в руки перо, он исправлял писания и рисунки Султан Али-и Мешхеди и художника Бехзада…» . Несмотря на подобный отзыв, Бехзад остался во главе китабхане в прежнем качестве, а Шейбани Хан позировал ему.
Д Р У Г И Е Э К С П О Н А Т Ы М У З Е Я Сцена похорон. Миниатюра 'Беседы птиц', поэт Аттар. Герат, 1486. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Танцующие дервиши, лист из «Divan of Hafiz» , приписывается Бехзаду, ок. 1480
Танцующие дервиши - фрагменты
Библиотека Гарретта, являющаяся частью университета Дж. Хопкинса в Балтиморе, США, может похвастаться рукописью "Зафар-наме" ( «Книга побед» , автор Шараф ал-Дин Али Язди), с посвящением Хусейну Байкара, которая датируется 1467 годом. Миниатюры выполнены Кемаледдином Бехзадом примерно в 1480 г. Осада Смирны. Миниатюра рукописи «Зафар-наме» Шараф ад-дина Али Йезди Сооружение Джума-мечети в Самарканде, Зафар-Наме, Гарретт
В Художественном музей Уолтерса, расположенном в пригороде Балтимора Мэриленд, представлены все виды исламского искусства, включая почти 50 исламских манускриптов, созданных с 9 по 19 вв. , и в том числе несколько миниатюр Бехзада. Слева - миниатюра со сценой плача сына из мистической поэмы Mantiq al-Tayr ('Беседы птиц‘) поэта Аттара. Миниатюру на этот сюжет мы видели в собрании музея Метрополитен, Нбю-Йорк (слайд 7, слева). Эта миниатюра связана с историей из «Бесед птиц» , которую удод рассказывает в ответ на жалобы другой птицы о своем страхе смерти. В этой истории сын горюет у гроба своего покойного отца, а суфий утешает его, говоря, что его отец много выстрадал за свою жизнь, а смерти никому не избежать. Плач сына ('Беседы птиц‘) , Художественный музей Уолтерса
Бехзад. Соблазнение Юсуфа, деталь. Миниатюра. «Бустан» Саади. 1488 г. Национальная библиотека. Каир Бехзад. Беседа ученых в медресе. «Бустан» Саади. Национальная библиотека. Каир Художественное наследие, оставленное Бехзадом, до сих пор представляет собой проблему для исследователей, как в отношении атрибуции, так и в отношении реконструкции его творческой эволюции. Существует только одна рукопись с миниатюрами, на которых стоит его подпись — это «Бустан» поэта Саади, хранящаяся ныне в Национальной библиотеке Каира. Дискуссии об индивидуальном художественном стиле Бехзада основываются на миниатюрах из каирского «Бустана» Саади. Эти миниатюры считаются отправной точкой для понимания его творчества. Манускрипт был создан для библиотеки Хусейна Байкара, в нём содержатся четыре миниатюры, подписанные Бехзадом; следы его подписи обнаружены также на фронтисписе книги.
Вашингтонская галерея Фрир располагает одной из крупнейших коллекций миниатюр Кемаледдина Бехзада в Соединенных Штатах Америки. Среди них – подписанная работа, вероятно, одна из наиболее поздних работ художника - «Молодой и пожилой мужчина» в тондо (след. слайд) и две другии композиции, приписываемые руке Бехзада – «Саади и молодежь Кашгара» из рукописи «Гулистан» (Розовый сад) поэта Саади и «Похищение по морю» из «Хамсе» Амира Хосрова Дехлеви. «Саади и молодежь Кашгара» из рукописи «Гулистан» (Розовый сад) поэта Саади, 1486 Похищение по морю, лист из рукописи Хамсе Амира Хосрова Дехлеви, 1496
Изображённые в тондо «Молодой и пожилой мужчина» из Галереи Фрир в Вашингтоне An Old Man and a Youth in a mountain landscape (фронтиспис), 1520 -е гг. фрагмент
Музей Саклера – один из трех «Гарвардских музеев искусств» – также располагает несколькими работами, предположительно, руки Кемаледдина Бехзада. Штурм замка, ок. 1475 -1500, авторство приписывается Бехзаду Портрет султана Хусейна Байкара, лист из альбома, ок. 1500 -1525
На этом наш краткий обзор миниатюры Кемаледдина Бехзада в музейных собраниях мира заканчивается. Спасибо за внимание! София Жукова, группа 201
К. Бехзад, Жукова С., 201.pptx