TEMA_19_Problema_cheloveka_v_filosofi_copy.ppt
- Количество слайдов: 47
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ ТЕМА № 19 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Выполнила: ассоц. профессор ФОГП Акбаева Л. Н. Алматы, 2013
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. 1. 1. ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ. 2. ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ НАУК. 3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ. 4. СТРУКТУРА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ. 5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ. 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ДРЕВНОСТЬ. 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: АНТИЧНОСТЬ. 8. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. 9. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. 10. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВОЕ ВРЕМЯ: РАЦИОНАЛИЗМ. 11. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ. 13. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХI веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационнотехногенного общества. Главные философские вопросы о человеке – ЭТО ВОПРОСЫ СМЫСЛЕ ЕГО ЖИЗНИ, О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ. Смысл жизни определяется не только в отношении к актуальной жизни, но и в отношении к вечному времени, в котором уже нет физически живого индивида. Понять смысл жизни – это определить свое место в вечном потоке жизненных изменений. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной.
1. 1. ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ Разум Эмоция Общение Проявления (признаки) человеческой сущности Характер Труд Воля
2. ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ НАУК объект- человек Биология Психология Антропология Философия
ТЕОРИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА · · 1. АНТРОПОГЕНЕЗ И АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. 2. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.
3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИДЛИЧНОСТЬ Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду Индивид – термин, обозначающий отдельного человека Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека 8 Ценность – отношение индивида к явлению как значимому Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества Социализация личности – процесс формирования социальных
3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИДЛИЧНОСТЬ Содержательно понятия «ЧЕЛОВЕК» , «ИНДИВИД» , «ЛИЧНОСТЬ» тесно переплетены между собой. ЧЕЛОВЕК — это социально-биологическое существо, обладающее: 1) биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим); 2) духовным — способностью к абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, социальной (общественной) организации. ИНДИВИД - это единичный представитель вида «homo sapiens» (лат. - человек разумный). Как индивиды люди отличаются друг от друга: 1. морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз); 2. психологическими свойствами (способностями, темпераментом, характером, волей, памятью, воображением, интеллектом, творчеством и т. д. ).
Образ Космоса ( «малый мир, микрокосм» ) Главная тайна мироздания Образ Бога (дуновение самого Бога) Общественно е существо Политическое животное Человек Мера всех вещей Главная проблема философии Комбинация души и тела Вселенная во Вселенной Индивид (личность) Венец творчество природы Особый феномен – высшее звено
3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИДЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества. Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «ЛИЧНОСТЬ» — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевые условия нормального развития человека, развития в нем качеств, превращения в личность.
Единст во Внутреннее Я Бесконечность ИНДИВИДУАЛ ЬНОСТЬ (ЛИЧНОСТЬ) Неделимос ть Целостность Неповторимост ь
4. СТРУКТУРА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ: 1. всеобщие свойства психики, т. е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); 2. социально-специфические особенности, т. е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); 3. индивидуально-неповторимые свойства психики, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности, воля, память, воображение, интеллект).
4. СТРУКТУРА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ Динамическая структура личности фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
4. СТРУКТУРА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: • гуманизм; • человечность; • честь; • совесть; • скромность; • великодушие; • справедливость; • верность; • иные качества.
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ • Характерной чертой каждого человека, личности является наличие ПОТРЕБНОСТЕЙ и ИНТЕРЕСОВ. ПОТРЕБНОСТИ — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. • Виды потребностей: (естественные) - сохранение 1. биологические жизни, питание, размножение; 2. духовные — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; 3. материальные — обеспечить достойный уровень жизни; 4. социальные — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. • Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ИНТЕРЕСЫ — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — двигатель прогресса. • Виды интересов: 1. личные (индивидуальные); 2. групповые; 3. классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); 4. общественные (общества, например, в безопасности, правопорядке); 5. государственные; 6. общечеловеческие (в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы ). 7. материальные и духовные; 8. долговременные и ближайшие. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества.
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ • ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. • Выделяются две основные жизненные позиции: 1. пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам. 2. активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией; Виды конформистской жизненной позиции: 1. авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение влиятельного и авторитетного человека: руководителя коллектива и др. ); 2. групповая-конформистская (отдельный человек и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе); 3. общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению» ).
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - ЭТО: 1. активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы; 2. подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе; 3. игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах; 4. непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры).
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ДРЕВНОСТЬ Фалес / Сократ: «Познай самого себя» Протагор: «Человек есть мера всех вещей» Аристотель: «Человек – это политическое животное» Уильям Шекспир: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ДРЕВНОСТЬ Дени Дидро: «Человек высшая ценность, единственный создатель всех достижений культуры на Земле, разумный центр Вселенной, тот пункт, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться» . Владимир Соловьев: «Отнимите у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего» . Николай Бердяев: «…личность человеческая более таинственна, чем мир» , ее тайна «никому не известна до конца» . «Никогда еще в истории человек не становился столь проблематичным для себя самого, как в настоящее время» , – патриарх философской антропологии М. Шелер.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИРООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ДРЕВНОСТЬ Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. В философии отрасль, изучающая человека называется — философской антропологией. Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии — в мифах. Миф, вместе с обрядом создает для человека правила жизни: эмоциональной, мыслительной, коммуникативной, необходимые в мире непонятных для него стихий и сил природы. Древнеиндийская философия человека представлена в Ведах — Упанишадах. В них раскрываются: 1) проблемы нравственности человека, 2) пути и способы освобождения его души от мира страстей: а) посредством растворения индивидуальной души – атмана: а) в мировой душе, в универсальном принципе мира - брахмане. Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ - сансаре граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Философия Древнего Китая создала самобытное учение о человеке. Конфуций разработал концепцию «неба» , которое означает высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека.
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ДРЕВНОСТЬ Конфуций писал, что человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня «идеального человека» — «благородного мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому ряду этических принципов: 1. концепции жэнь (человечность, гуманность, любовь к людям) соблюдении правила «не делай людям того, чего не пожелаешь себе» ; 2. принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям и старшим); 3. принципу поведения - ли (этикет). Даосизм, основателем которого является Лао-цзы считает, что человек должен следовать в своей жизни принципу дао (путь, дорога) — это невидимый и естественный закон природы и общества. Т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние (у вэй), приводящее к полной свободе, счастью и процветанию. Древневосточная философия человека ориентирована на то, что человек сам определяет пути своего совершенствования и является сам своим богом и спасителем.
7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: АНТИЧНОСТЬ Античная Греция положила начало ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. В античной философии человек существует в системе абсолютного порядка и космоса. Само понятие космоса имеет человеческий смысл, человек мыслится как часть космоса, как микрокосм. Представители Милетской школы, стоящие на позициях гилозоизма отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума. Поворот к собственно антропологической проблематике связан с деятельностью софистов и создателем философской этики — Сократом. Исходный принцип софистов сформулирован их лидером Протагором: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» . Софисты впервые в бытие как главное действующее лицо вводят человека.
7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: АНТИЧНОСТЬ Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание» . Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству: к познанию самого себя, своей нравственной сущности. Демокрит — представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек — это часть природы, и, как вся природа, он и его душа состоят из атомов. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. Цель жизни — счастье — это прежде всего радостное и хорошее расположение духа — эвтюмия. Важнейшее условие ее — мера. Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком. Поэтому от качества души зависит характеристика человека. На первом месте в иерархии душ находится душа философа (мудрая и восприимчивая к знанию), на последнем — душа тирана. Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром.
7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: АНТИЧНОСТЬ Аристотель рассматривает человека как существо государственное, что отличает его от животного. Еще один отличительный признак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум» . Т. е. «ЧЕЛОВЕК — это политическое животное, наделенное разумом» . Аристотель раскрывает деятельностную сущность человека как единственную возможность самореализации личности. Новая сторона философского антропологизма обнаруживается в эпоху эллинизма. На первый план здесь выступают проблемы человека, связанные с социальным и нравственным упадком, утратой экзистенциальных ценностей и смысла жизни людей. В этой ситуации на передний план выдвигается интеллектуальнотерапевтическая функция философии, особенно ярко выраженная в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу. В плане соотношения индивида и общества Эпикур стоит на позициях социально-этического индивидуализма. Исходный пункт рассмотрения общества и человека — индивид. Социум — это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека.
7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В средние века человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога» . В реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком» . В социальном плане в Средние века человек является пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. В отличие от античных богов, как бы родственных человеку, христианский бог стоит над природой и человеком, является их трансцендентным творцом и творческим началом. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение — искупление.
7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Видный представитель средневековой христианской философии Августин Блаженный в учение о человеке многое берет от Платона. Человек — это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком. Это собственная, имманентная субстанция. Августин вносит новое о человеке — развитие человеческой личности в труде «Исповедь» . Через психологический самоанализ он показал противоречивый характера развития личности, темные бездны души. Учение Августина повлияло на формирование экзистенциализма. В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек — это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела и определяет сущность человека. В философии Фомы истины разума объявлялись подчиненными по отношению к истинам веры и откровения, но в пределах своей компетенции (знание о природе, математика, позитивное право, этика и политика) разум полагался основным поводырем человека как существа рационального (Ratio est potissima hominis natura — разум есть самая могущественная природа человека).
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ В КООРДИНАТАХ «ВЕРА – ЛИЧНОСТЬ»
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ОТНОШЕНИИ ТРИАДЫ «БОГ – БОЖЕСТВЕННОСТЬ - Я»
7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношении, научного знания, новой культуры — ГУМАНИЗМА и нового мировоззрения – АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу, и в противоположность учению об изначальной греховности человека, она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. В философии этого периода философы делают своим знамением не Бога, а человека, верой в его безграничные возможности. У Пико делла Мирандолы человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.
9. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Для философской антропологии Возрождения характерны мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с господством частной собственности. Так, Лоренцо Валла заявляет, что благоразумие и справедливость сводятся к выгоде индивида, на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины. Сохраняет «свою силу славнейшее изречение «там для меня родина, где хорошо» . Николай Кузанский выдвинул идею, согласно которой конечный человеческий разум способен бесконечно приближаться к Божественному, никогда не достигая Его полноты, но и никогда не прерывая свое приближение к Нему. Тенденция к возвышению человеческого разума, присущая гуманизму Возрождения, например, Эразму Роттердамскому встретила противодействие идеологов Реформации - Лютера, Цвингли, видевших в философском разуме угрозу подлинной вере. Однако их отношение к разуму было двойственным: с одной стооны «разум — потаскуха дьявола» (М. Лютер); 2) с другой — протестантизм допускал участие эмпирической науки в богопознании. Это высвобождало науку из-под догматического контроля со стороны теологии и способствовало развитию научного разума.
10. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВОЕ ВРЕМЯ: РАЦИОНАЛИЗМ Основателем новоевропейского рационализма и антропологического рационализма, в частности, считается РЕНЕ ДЕКАРТ. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ» ( «cogito ergo sum» ). Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных (психофизических) субстанций. Согласно Декарту, тело - это машина, а сознание воздействует на него и испытывает на себе его влияние. Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в тот период и характерен для всех французских материалистов XVIII века (Гольбах, Гельвеции, Дидро). Например, работа Ж. Ламетри — «Человек-машина» , в которой представлена точка зрения механистического материализма на человека. Согласно ему, существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм — это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.
10. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВОЕ ВРЕМЯ Влияние господства частного интереса на представления о человеке выражены в концепции Томаса Гоббса. В противоположность Аристотелю он утверждает, что человек по природе своей — существо не общественное. Напротив, «человеку — волк» (homo homini lupus est), а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Его этический индивидуализм связан со всеобщей конкуренцией между людьми в условиях новых экономических отношений: «Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге. . . единственная цель и единственная награда каждого из участников, это — оказаться впереди своих конкурентов» . Влияние развития науки на представления о человеке и антропологический рационализм ярко обнаруживаются в философских взглядах Блез Паскаля, который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить» : «Человек – это мыслящий тростник» . Другая черта философской антропологии Нового времени — рассмотрение человека как продукта природы, детерминированного ее законами, так что он «не может — даже в мысли выйти из природы» . Стоя на принципах последовательного механистического детерминизма, они не могли ни в какой мере признать свободу воли человека.
11. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Основоположник немецкой классической философии ИММАНУИЛ КАНТ ставит человека в центр философских исследований. Подобно Декарту, Кант стоит на позиции антропологического дуализма, но его дуализм — это не дуализм души и тела, а нравственно-природный дуализм. Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой — нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности — он свободен. Главная роль отводится Кантом нравственной деятельности человека. Кант стремится утвердить человека в качестве автономного и независимого начала и законодателя своей теоретической и практической деятельности. Исходным принципом поведения должен быть категорический императив — формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью и самодостаточна и поэтому не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было даже очень благих задач.
11. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Человек, пишет Кант, «по природе зол» , но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью ко злу. Задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины. Нормальный человек «никогда не свободен от вины» , составляющей основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть не может быть моральным. Основное отличие человека от других существ — самосознание. Из этого факта вытекает и эгоизм как природное свойство человека. Антропологическая концепция Георга Гегеля проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Гегель выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного» . В социальном плане его учение ярко выражает социологический коллективизм, то есть принцип приоритета социального целого над индивидом.
11. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В отличие от немецкого идеализма материалист Людвиг Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирического человека, которого он понимает, прежде всего, как часть природы, чувственнотелесное существо. Антропологический принцип, являющийся стержнем всей его философии, предполагает именно такое понимание человека. Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического понимания человека и дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Самого человека Фейербах понимает слишком абстрактно. Его человек оказывается изолированным от реальных социальных связей, отношений и деятельности. В основе его философской антропологии лежат отношения между Я и Ты, при этом особенно важными в этом плане оказываются отношения между мужчиной и женщиной.
12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ В истории русской философии выделяют два основных направления, касающихся человека: 1) материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др. ); 2) религиозная философия (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др. ). Наибольший интерес представляют взгляды Владимира Соловьёва и Николая Бердяева. Человек, — пишет Соловьёв, — совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество. Проблема души и тела отражена и в философии Н. Бердяева, который отмечает: человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. В человеке есть двойственность: он отражает в себе мир высший и мир низший. В качестве существа плотского он связан со всем круговоротом мировой жизни, как существо духовное он связан с миром духовным и с Богом» .
12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ В силу этой изначальной раздвоенности и дуализма человека его судьба оказывается трагичной по самой своей сути. Весь трагизм жизни, — пишет Бердяев, — происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления — проблема богочеловека, или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек — это человекобог, в русской философии сверхчеловек — это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и бога над дьяволом.
12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX веке: · Внимание философов · · · сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным. В ХХ и ХХI веке: · Иррационалистическое · · представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии» , в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм).
12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ Американский философ и культуролог Л. Уайт – основатель теории. Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов. Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. Социобиология научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации.
13. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОСНОВНАЯ 1. Бегалинова К. К. , Альжанова У. К. , Философия Ч. 1. , Алматы, 2010. -287 с. 2. Бегалинова К. К. , Альжанова У. К. , Философия Ч. 2. , Алматы, 2010. -381 c. 3. Канке В. А. Философия для технических специальностей. Учебник. М. , 2010. -500 с. 4. Алексеев П. . В. Панин А. В. Философия: Учебник, МГУ, 2008. -400 с. 5. Кохановский В. П. Философия: Конспект лекций, Р-на-Д: Феникс, 2007. -192 с. 6. Габитов Т. Х. Философия: Учебник. -Алматы: Раритет, 2008. -400 с. 7. Философия: Учебник /под ред. А. Ф. Зотова и др. /. -М. : Академический проспект, 2007. -688 с.
13. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Основы философии: Учебник/Кохановский В. П. и др. , -Р на-Д: Феникс, 2007. -315 с. 2. Абишев К, Философия: Учебник для студ. и аспирант. Алматы: Ин-т философии и политологии МНи. ВО РК, 2000. 250 с. 3. Спиркин А. Г. Основы философии: Учебник. -М. : Гарадарики, 2002. -368 с. 4. Аблеев С. Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие. - М: Высшая школа, 2004. -207 с. 5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир - эпоха Просвещения: Сб. ст. -М. : Политиздат, 1991. -464 с. 6. Сумерки богов (Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. -П. Сартр). – М. , 1989.