КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДИСЦИПЛИНА: Ф ИЛОСОФИЯ ТЕМА
lekciya_№17_filosofskaya_antropologiya.ppt
- Размер: 2.5 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 29
Описание презентации КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДИСЦИПЛИНА: Ф ИЛОСОФИЯ ТЕМА по слайдам
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДИСЦИПЛИНА: Ф ИЛОСОФИЯ ТЕМА № 1 7 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Алматы,
ПЛАН ЛЕКЦИИ № 17 «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. 2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК – ИНДИВИД – ЛИЧНОСТЬ. 3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ. 4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНОСТИ, АНТИЧНОСТИ. 5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ. 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ, НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В НОВЕЙШЕЙ ФИЛОСОФИИ. ЗАДАНИЕ НА СРСП: ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Протагор : «Человек есть мера всех вещей» Фалес / Сократ : «Познай самого себя» Уильям Шекспир: « Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом!. . Краса вселенной! Венец всего живущего!» 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Аристотель: «Человек – это политическое животное» Философская антропология – это самая важная отрасль философии, изучающая проблему человека.
Дени Дидро: « Человек высшая ценность, единственный создатель всех достижений культуры на Земле…» . Владимир Соловьев: «Отнимите у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от… родителей и кончая государством…, и от самого него… не остается совсем ничего» . Николай Бердяев: «…личность человеческая более таинственна, чем мир, ее тайна никому не известна до конца» . Патриарх философской антропологии М. Шелер: « Никогда еще в истории человек не становился столь проблематичным для себя самого, как в настоящее время » . 1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Главные философские вопросы о человеке – О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ. Понять смысл жизни – это определить свое место в жизни. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь была лишь призрачной. Человека изучают кроме философии: биология (физиологию), психология (душу и психику), антропология (происхождение).
1. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ К теориям происхождения человека относятся: ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В XIX веке после теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. АНТРОПОГЕНЕЗ и АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.
Понятия «ЧЕЛОВЕК» , «ИНДИВИД» , «ЛИЧНОСТЬ» тесно переплетены между собой. 2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕК — это социально-биологическое существо, обладающее: 1) биологическим началом ( приближающим его к высшим млекопитающим); 2) духовным — способностью к абстрактному мышлению, членораздельной речи , обучаемости, усвоению достижений культуры, социальной организации. ИНДИВИД — это единичный представитель вида «homo sapiens» (лат. — человек разумный). Как индивиды люди отличаются друг от друга: 1. морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз); 2. психологическими свойствами (способностями, темпераментом, характером, волей, памятью, воображением, интеллектом, творчеством ).
2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ 9 Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества. Индивид – термин, обозначающий отдельного человека Ценность – отношение индивида к явлению как значимому. Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека Социализация личности – процесс формирования социальных
2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ — это процесс обособления личности, ее выделенность из сообщества. 2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ Понятие «ЛИЧНОСТЬ» — совокупность врожденных и приобретенных духовных с войств человека, его внутреннее духовное содержание. Становление личности есть процесс социализации человека , который состоит в освоении общественной сущности. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие ПОТРЕБНОСТЕЙ и ИНТЕРЕСОВ.
2. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЧЕЛОВЕК-ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ
3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ: • 1. биологические (естественные) — сохранение жизни, питание, размножение; • 2. духовные — обогащение внутреннего мира, приобщение к ценностям культуры; • 3. материальные — обеспечение достойного уровня жизни; • 4. социальные — реализация профессиональных способностей, получение должной оценки со стороны общества. Виды интересов: 1. личные (индивидуальные); 2. групповые; 3. классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); 4. общественные (общества, например, в безопасности, правопорядке); 5. государственные; 6. общечеловеческие (в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы ). 7. материальные и духовные; 8. долговременные и ближайшие. ИНТЕРЕСЫ — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. ПОТРЕБНОСТИ — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий.
3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ, ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ • Виды жизненной позиции: Её виды: 1. авторитарно-конформистская (ориентир на влиятельного человека); 2. групповая-конформистская (жесткое придерживание норм); 3. общественно-конформистская ( «плыть по течению» ). Это: 1. активное, самостоятельное поведение (но подчинение лидеру группы); 2. подчинение нормам общества (стремление лидировать в группе); 3. игнорирование общественных норм (найти себя вне общества, н-р: бандиты); 4. непринятие норм общества (революционеры). ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. 1. Пассивная (конформистская) — направлена на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам. 2. Активная — направлена на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИРООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Первые представления о человеке возникают в мифах, создающих для человека правила жизни в мире непонятных для него стихий и сил природы. Древневосточная философия ориентирована на то, что человек сам определяет пути своего совершенствования. В учении о переселении душ — САНСАРЕ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается подвижной. В даосизме, согласно Лао-цзы человек должен следовать в своей жизни принципу ДАО (путь) — естественному закону природы и общества. При еготсоблюдении возможно бездействие, недеяние (У ВЭЙ), приводящее к полной свободе и счастью. 4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНОСТИ, АНТИЧНОСТИ Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В Ведах и Упанишадах раскрываются проблемы нравственности человека, способы освобождения его души от мира страстей через растворение души – АТМАНА в мировой душе и универсальном принципе мира — БРАХМАНЕ. В ф илософия Древнего Китая Конфуций считал, что человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао. Целью обучения является достижение уровня «БЛАГОРОДНОГО МУЖА» (цзюнь-цзы) через: 1. концепцию ЖЭНЬ (гуманность); 2. соблюдение правила «не делай людям того, чего не пожелаешь себе» ; 3. принцип СЯО (уважение к родителям и старшим); 3. принцип поведения — ЛИ (этикет).
Софист Протагор сформулировали принцип : «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» . введя в бытие как главное действующее лицо человека. По Демокриту человек — это часть природы и состоит из атомов. цель жизни которого хорошее расположение духа — эвтюмия, её важнейшее условие — мера. В эпоху эллинизма н а первый план здесь выступают проблемы человека, связанные с социальным и нравственным упадком, утратой смысла жизни людей. Поэтому Эпикур считал, что философия должна помогать лечить душу человека. 4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНОСТИ, АНТИЧНОСТИ Античная Греция положила начало ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. Человек мыслится как часть космоса — микрокосм. Отец философской антропологии Сократ впервые обосновывает принцип этического рационализма, ставя перед человеком задачу: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» , своей нравственной сущности. Платон считает, что душа является субстанцией, которая делает человека человеком. Поэтому от качества души зависит характеристика человека. На первом месте в иерархии душ находится душа философа (мудрая), на последнем — душа тирана. Аристотель рассматривает человека как существо государственное, что отличает его от животного: «ЧЕЛОВЕК — это политическое животное, наделенное разумом» .
5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ В Средние века человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного Богом. А в христианстве человек есть «образ и подобие Бога» . Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к Богу и обрести спасение в день страшного суда. Августин Блаженный считает, что человек — это противоположность души и тела. Однако именно душа делает человека человеком. Августин вносит новое о человеке — развитие человеческой личности ( «Исповедь» ). Через психологический самоанализ он показал темные бездны души. В отличие от Августина Фома Аквинский считает, что человек — это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела и определяет сущность человека. В философии Фомы разум полагался основным поводырем человека как существа рационального (Ratio est potissima hominis natura — разум есть самая могущественная природа человека).
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ОТНОШЕНИИ ТРИАДЫ «БОГ – БОЖЕСТВЕННОСТЬ — Я»
Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) делают своим знамением не Бога, а человека, верой в его безграничные возможности. 5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИ ЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ Философская антропология Эпохи Возрождения формируется под влиянием ГУМАНИЗМА и нового мировоззрения – АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Для философской антропологии Возрождения характерны индивидуализм, эгоизм и утилитаризм, связанные с господством частной собственности. Лоренцо Валла заявляет, что на первом месте должны стоять свои собственные интересы, а на последнем — родины: «там для меня родина, где хорошо» . Николай Кузанский выдвинул идею, согласно которой конечный человеческий разум способен бесконечно приближаться к Божественному, никогда не достигая Его полноты. Идеолог Реформации М. Лютер видел в философском разуме угрозу подлинной вере. Поэтому «разум — потаскуха дьявола» (М. Лютер), но с другой стороны, протестантизм допускал участие эмпирической науки в богопознании, что способствовало развитию научного разума. У Пико делла Мирандолы человек занимает центральное место в мироздании. Каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Эразм Роттердамский также возвышал человеческий разум.
Влияние науки на человека обнаруживаются во взглядах Блез Паскаля, который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить» : «ЧЕЛОВЕК – ЭТО МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК» . Так, Ж. Ламетри в работе «Человек-машина» считал, что человеческий организм — это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму. 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЕ ВРЕМЯ, НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Основателем Новоевропейского антропологического рационализма считается РЕНЕ ДЕКАРТ. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования: «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ» ( «cogito ergo sum» ). Господство частного интереса в человеке выражены в концепции Томаса Гоббса, считавшего, что человек по природе существо не общественное, напротив, «ЧЕЛОВЕКУ — ВОЛК» (homo homini lupus est), а «ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ» является естественным состоянием общества. Рассмотрение человека как продукта природы, который «не может даже в мыслях выйти из природы» связано с механистическим материализмом, характерным для французских материалистов XVIII века Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Дидро.
Нормальный человек «никогда не свободен от вины» , составляющей основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть не может быть моральным. 6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЕ ВРЕМЯ, НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Немецкий классический философ ИММАНУИЛ КАНТ в отношении человека стоял на позиции НРАВСТВЕННО-ПРИРОДНОГО ДУАЛИЗМА. Человек, по Канту, «по природе зол» , с одной стороны, он принадлежит природной необходимости, а с другой — нравственной свободе. Исходным принципом его поведения должен быть КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — внутреннее требование, основанное на том, что всякая личность самодостаточна и поэтому не должна рассматриваться как средство осуществления чьих-либо целей. Антропологический материализм Л. Фейербаха направлен на дуализм души и тела человека как чувственно-телесного существа. В основе его философской антропологии лежат отношения между Я и Ты или отношения между мужчиной и женщиной. Георг Гегель выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе АБСОЛЮТНОГО ДУХА и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается с осознания себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного» .
7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В НОВЕЙШЕЙ ФИЛОСОФИИ Русский философ Н. Бердяев считал, что человек есть МИКРОКОСМ и МИКРОТЕОС. т. е. сотворен по образу и подобию Бога. В человеке есть двойственность: он существо плотское и связан с круговоротом мировой жизни, и духовное, связанное с миром духовным и с Богом. В Русской философии выдвигается проблема богочеловека, или сверхчеловека. Сверхчеловек — это ЧЕЛОВЕКОБОГ, который раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке, т. е. утверждается превосходство добра над злом, Бога над дьяволом. В XIX веке внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с ИРРАЦИОНАЛЬНЫМ (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), СОЦИАЛЬНЫМ (К. Маркс), БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ (З. Фрейд). В ХХ и ХХ I веке ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно — АБСУРДНО (А. Камю). Смысл жизни – в мистическом общении с Богом, в переживании «подлинности» индивидуальной жизни – ЭКЗИСТЕНЦИИ (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж. -П. Сартр).
ЗАДАНИЕ НА СРСП: ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ № 17 «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» • $$$ 1 Раздел философии, изучающий проблемы человека есть: • $антропология • $гносеология • $социальная философия • $онтология • $$$2 Взаимоотношение человека и природы – это: • $человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее • $человек в своей деятельности противопоставляет себя природе. • $человек должен учиться у природы, подчиняться ей, так как природа-образец совершенства. • $человек включен в природу, он — часть и порождение великой матери природы. • $$$ 3 Концепция смыслa жизни, с точки зрения аскетизма: • $жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов • $жизнь – это страдание • $жить — значит наслаждаться • $жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека • $$$4 В современной науке утвердилось мнение о природе человека: • $биосоциальной • $психологической • $социальной • $биологической
• $$$5 Уровни человеческой психики по Фрейду: • $бессознательное, предсознательное, сознательное • $естественное сознание, феноменологическое сознание, сверхъественное сознание • $бессознательное, автоматическое, сознательное • $эмоциональное, рациональное • $$$6 Открыл в человеке бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение — либидо: • $Фрейд • $Кант • $Кьеркегор • $Шопенгауэр • $$$7 Основная категория 3. Фрейда о «бессознательном» : • $ «Оно» ( Id ) • $Либидо • $ «Я» ( Ego ) • $ «Сверх-Я» ( Super — Ego ). • $$$8 Понятие «коллективное бессознательное» ввел в оборот: • $ К. Юнг • $Платон • $Фрейд • $Фромм • $$$9 Понятие, используемое в философии фрейдизма: • $либидо, архетип • $герменевтический анализ • $экзистенция, абсурд, бунт • $жизнь, воля к власти, воля к жизни
• $$$10 Архетип, согласно К. Юнгу, явля e тся: • $коллективным бессознательным • $личностным бессознательным • $мировым бессознательным • $бессознательным • $$$11 Представители концепции ценностей натуралистического психологизма, считавшие источником ценности биопсихологические потребности индивида: • $А. Мейног, Дж. Дьюи • $В. Дильтей, О. Шпенглер • $М. Вебер, Т. Парсонс • $М. Шелер, А. Гелен • $$$ 12 В типологии антропологических учений М. Шелера отсутствует доктрина: • $арабо-мусульманская • $теории декаданса • $концепции сверхчеловека • $антично-греческая • $$$13 Определение человека как символического животного принадлежит: • $Э. Кассиреру • $Ф. Фукуяме • $Ф. Ницше • $А. Камю • $$$14 В высказывании «. . . это то, что выражает значимость тех или иных явлений для жизни, что свято для человека и общества» раскрывается содержание понятия: • $ценность • $субстрат • $субстанция • $стоимость
• $$15 В природных и психических качествах человека (память, темперамент, характер) проявляет себя: • $индивидуальность • $субъект • $личность • $индивид • $$$16 По К. Ясперсу, она является универсальным условием человеческого бытия: • $коммуникация • $сознание • $бытие • $экзистенция • $$$ 17 Философ, в своей работе «Слова и вещи» провозгласивший: «Скоро исчезнет человек. . . » : • $М. Фуко • $М. Хайдеггер • $Ф. Ницше • $С. Кьеркегор
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА : ОСНОВНАЯ 1. Бегалинова К. К. , Альжанова У. К. , Философия Ч. 1. , Алматы, 2010. -287 с. 2. Бегалинова К. К. , Альжанова У. К. , Философия Ч. 2. , Алматы, 2010. -381 c. 3. Канке В. А. Философия для технических специальностей. Учебник. М. , 2010. -500 с. 4. Алексеев П. . В. Панин А. В. Философия: Учебник, МГУ, 2008. -400 с. Алексеев П. . В. Панин А. В. Философия: Учебник, МГУ, 2008. -400 с. 5. Кохановский В. П. Философия: Конспект лекций, Р-на-Д: Феникс, 2007. -192 с. 6. Габитов Т. Х. Философия: Учебник. -Алматы: Раритет, 2008. -400 с. 7. Философия: Учебник /под ред. А. Ф. Зотова и др. /. -М. : Академический проспект, 2007. -688 с.