Скачать презентацию КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАН ЛЕКЦИИ Влияние номадизма на Скачать презентацию КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАН ЛЕКЦИИ Влияние номадизма на

Ф-фия_Л-9.pptx

  • Количество слайдов: 55

КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПЛАН ЛЕКЦИИ: Влияние номадизма на быт, традиции и духовный мир казахов Выдающиеся средневековые мыслители ПЛАН ЛЕКЦИИ: Влияние номадизма на быт, традиции и духовный мир казахов Выдающиеся средневековые мыслители земли казахской Коркыт-ата (IX в. ) Аль-Фараби (870 -950) Махмут Кашгари (XI в. ) Ходжа Ахмет Яссауи (1104 -1167) Асан Кайгы (XV в. ) Казахские просветители XIX века Чокан Валиханов (1835 -1865) Ибрай Алтынсарин (1841 -1889) Абай Кунанбаев (1845 -1904) Философия Шакарима Кудайбердиева Философия духовного Возрождения

 Предки казахов жили на территории Великой Степи (обширные степные пространства от Причерноморья до Предки казахов жили на территории Великой Степи (обширные степные пространства от Причерноморья до Амура, от Алтая, Туранской низменности до пригорий Тибета) и занимались кочевым и полукочевым скотоводством примерно три-четыре тысячи лет.

 Вся материальная и духовная культура казахов, их быт, обычаи и традиции были связаны Вся материальная и духовная культура казахов, их быт, обычаи и традиции были связаны с номадизмом. Казахи веками вели кочевой образ жизни, разводили лошадей, верблюдов, овец. Чтобы содержать размножающийся скот, надо было круглый год следовать за ним в поисках пастбищ. В связи с этим жилище кочевника, вся его домашняя утварь, одежда были приспособлены к условиям кочевой жизни. Это переносная юрта, небьющаяся (деревянная, кожаная) посуда, свободного покроя одежда.

Кочевой образ жизни формирует совершенно иные понятие и ценности, иные традиции и обычаи, чем Кочевой образ жизни формирует совершенно иные понятие и ценности, иные традиции и обычаи, чем оседлый. В кочевой ментальности все течет, все изменяется.

Звездное небо в степи Звездное небо в степи

 Жизненные условия, порождавшие необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у Жизненные условия, порождавшие необходимость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у кочевников особое восприятие мира, неприхотливость, веру в судьбу, решимость перед лицом опасности.

Вероучения Духовный мир жителей казахстанского региона Центральной Азии формировался тенгрианством, зороастрийством, буддизмом, христианством, исламом, Вероучения Духовный мир жителей казахстанского региона Центральной Азии формировался тенгрианством, зороастрийством, буддизмом, христианством, исламом, суфизмом, народными верованиями. В таком религиозном контексте складывалось мировоззренческое своеобразие живших на территории нынешнего Казахстана людей.

ЯЗЫЧЕСТВО На стадии шаманизма люди поклонялись древним захоронениям предков, считая их святыми. Когда о ЯЗЫЧЕСТВО На стадии шаманизма люди поклонялись древним захоронениям предков, считая их святыми. Когда о кочевниках говорили, что у них нет городов, постоянных поселений, что им нечего защищать, те отвечали, что им есть что защищать, это – могилы их предков. Многие верования кочевников связаны с древними захоронениями. В трудные минуты жизни они подходили к этим захоронениям, делали жертвоприношения и просили у духов благословения.

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ Постоянно общаясь с природой – круглый год, зимой и летом, утром ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ Постоянно общаясь с природой – круглый год, зимой и летом, утром и вечером, кочевник проникается ее красотой и гармонией, прелестью и совершенством; он не мыслит своего существования вне природы, чувствует себя ее частью.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Жусуп Баласагуни (11 в. ) Благостное влияние знания на человека «Благодатное СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Жусуп Баласагуни (11 в. ) Благостное влияние знания на человека «Благодатное знание» Махмуд Кашгари (11 в. ) Исследовал язык, традиции, обычаи тюркских народов «Словарь тюркских наречий» Мухаммед Хайдар Дулати Кожа Ахмед Яссави (16 в. ) (12 в. ) Оставил очень ценные Основатель поэзии сведения, касающиеся суфизма, ставший средневековой истории духовным наставником для казахов всех мусульман Востока

Абу Наср аль-Фараби (870 -950) Абу Наср аль-Фараби (870 -950)

Абу Наср аль-Фараби Философские воззрения Фараби оказали влияние на философию и науку средневековой Европы. Абу Наср аль-Фараби Философские воззрения Фараби оказали влияние на философию и науку средневековой Европы. Он является автором комментариев к сочинениям Аристотеля «Категории» , «Герменевтика» , «Аналитика, Софистика, Поэтика» (отсюда его почетное прозвище «Второй учитель» ). Благодаря его большой переводческой работе стали известны труды Платона, Геофраста, Евклида, Птолемея и др.

Абу Наср аль-Фараби В его трактате «О взглядах жителей добродетельного гсударства» ( «Идеальное государство» Абу Наср аль-Фараби В его трактате «О взглядах жителей добродетельного гсударства» ( «Идеальное государство» ) представлена фарабиевская политология, его оригинальная политическая концепция. Он рассматривает проблемы политики и морали, осмысливает политическое и моральное состояние феодального общества, вопрос об отношении государства к обществу, проблему счастья.

Абу Наср аль-Фараби В трактате «О классификации наук» дается обзор всех наук того времени Абу Наср аль-Фараби В трактате «О классификации наук» дается обзор всех наук того времени (это лингвистика, логика, математика, физика, метафизика, гражданская наука, юриспруденция и богословие). Логика, согласно Аль-Фараби, способствует совершенствованию интеллекта, а законы логики являются ориентиром в постижении истины, способом доказательства в споре. В математику он включает арифметику, геометрию, оптику, науку о звездах, о музыке, о тяжестях и об искусных приемах. Каждая из этих наук имеет теоретическую и практическую части.

Абу Наср аль-Фараби Центральное место в его классификации отведено физике и метафизике. Физика рассматривает Абу Наср аль-Фараби Центральное место в его классификации отведено физике и метафизике. Физика рассматривает естественные тела и их элементы. Метафизика – божественная наука, делится на 3 части: - первый раздел изучает бытие- это онтология; - второй раздел трактует основы доказательства, лежащие в основе логики, математики, физики; - третий раздел изучает нематериальные сущности. Гражданская наука касается проблем добродетелей и счастья, охватывает этику и политику. Юриспруденция видится как искусство определения правильных религиозных верований и культов. Теология представлена как искусство защиты верований и культов.

Абу Наср аль-Фараби Аль-Фараби разработал методологию теории музыки. Фараби представил глубокие рассуждения о поэзии, Абу Наср аль-Фараби Аль-Фараби разработал методологию теории музыки. Фараби представил глубокие рассуждения о поэзии, показал связь поэзии, риторики и логики. Он обосновал взаимную связь всех наук: так, музыка в его классификации отнесена к математическим наукам. Его «Большой трактат о музыке» - важнейший источник сведений о музыкальном искусстве Востока и Древней Греции.

КОДЕКС КУМАНИКУС (XIII-XIV вв. ) Представляет собой сборник словарей, религиозных текстов, молитв, гимнов, проповедей. КОДЕКС КУМАНИКУС (XIII-XIV вв. ) Представляет собой сборник словарей, религиозных текстов, молитв, гимнов, проповедей. На 162 страницах книги вместились католический гимн «Вспоминая праведную кровь» с нотами, 77 стихов гимна «Аве Мария» , основные христианские молитвы, фрагменты Евангелия, первая грамматика кыпчакского языка. «Кодекс» содержит также первую в мире коллекцию из 47 загадок.

Философия акынов-жырау Шалкииз Казтуган Асан-Кайгы (1465 -1560) (XVв. ) Воспевал доблесть Был утопистом, Заложил Философия акынов-жырау Шалкииз Казтуган Асан-Кайгы (1465 -1560) (XVв. ) Воспевал доблесть Был утопистом, Заложил основы и мужество автором казахской батыров, легенды философской поэзии. воодушевлял на «Жеруюк» . Жер В творчестве подвиги, выступал уюк – земля Шалкииза за единство, мир, обетованная, воспевается сплоченность. вековая мечта патриотизм, любовь казахского к Родине, беззаветное народа о служение своей светлом Отчизне. будущем и счастливой

Бухар-жырау (1693 -1787) Известен как певец и советник хана Абылая Указывал на необходимость мира Бухар-жырау (1693 -1787) Известен как певец и советник хана Абылая Указывал на необходимость мира с Россией. В своем творчестве поэт поднимает моральноэтические проблемы о взаимоотношениях людей, о будущем.

Бухар-жырау В «Годы великого бедствия» - нашествия джунгаров призывал к объединению — созданию крупного Бухар-жырау В «Годы великого бедствия» - нашествия джунгаров призывал к объединению — созданию крупного объединённого казахского ханства. Он возлагал большие надежды на Абылай хана, одобрял и поддерживал его политику, одновременно обличал его деспотичность, алчность, требовал внимания к нуждам народа.

Философия единства Толе би Айтеке би Казыбек би (1663 -1756) (1666 -1722) (1667 -1764) Философия единства Толе би Айтеке би Казыбек би (1663 -1756) (1666 -1722) (1667 -1764) Способствовал Инициатор Призывал народ замене принципа объединения взяться за кровь трех жузов земледелие, принципом перейти к «справедливого (Жеті Жарғы ) оседлости, учиться наказания» и «откупа» , дабы хорошим остановить цепь примерам у кровавой вендетты соседних народов. между казахскими родами.

XIX в. в культурной жизни Казахстана называется просветительским Появился глубокий интерес к приобретаемым Россией XIX в. в культурной жизни Казахстана называется просветительским Появился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды. Своими исследованиями огромный вклад в изучение края внесли П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Н. А. Северцов. И. В. Мушкетов, В. В. Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества.

Чокан Валиханов (1835 -1865 ) (1835 -1865 жж. ) Самый выдающийся представитель национальной демократической Чокан Валиханов (1835 -1865 ) (1835 -1865 жж. ) Самый выдающийся представитель национальной демократической культуры, энциклопедист, востоковед, путешественник, публицист, общественный деятель.

Чокан Валиханов Его труды: «Записки о киргизах» , «Тенгри» , «О мусульманстве в степи» Чокан Валиханов Его труды: «Записки о киргизах» , «Тенгри» , «О мусульманстве в степи» , «Следы шаманства у киргизов» , «Записки о судебной реформе» .

Чокан Валиханов Общественно-политическая деятельность Ч. Валиханова, его страстная борьба против мракобесия, невежества и религиозного Чокан Валиханов Общественно-политическая деятельность Ч. Валиханова, его страстная борьба против мракобесия, невежества и религиозного фанатизма, стремление приобщить казахский народ к передовой русской и мировой культуре. способствовали пробуждению национального самосознания казахов.

Чокан Валиханов Скрупулезно исследовав быт и психологию казахского народа, он доказал, что феодальнопатриархальные устои Чокан Валиханов Скрупулезно исследовав быт и психологию казахского народа, он доказал, что феодальнопатриархальные устои в жизни народа, отсталость, невежество, шаманские суеверия сковывали развитие производительных сил и культуры.

Чокан Валиханов Выход из создавшейся ситуации ученый видел в управлении степью справедливым султаном, в Чокан Валиханов Выход из создавшейся ситуации ученый видел в управлении степью справедливым султаном, в просвещении, переходе к оседлости и земледелию, в борьбе с произволом местных феодалов и знати, царских чиновников.

Ибрай Алтынсарин (1841 -1889) Родоначальник казахской педагогики, первый народный учитель, педагогноватор. Ибрай Алтынсарин (1841 -1889) Родоначальник казахской педагогики, первый народный учитель, педагогноватор.

Ибрай Алтынсарин Верил в путь просвещения и приложил немало труда в это дело. Он Ибрай Алтынсарин Верил в путь просвещения и приложил немало труда в это дело. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Будучи последователем русского педагога Ушинского К. Д. , он немало сделал для организации первых русскоказахских школ и создания для них учебников.

Ибрай Алтынсарин Учебные пособия: «Киргизская хрестоматия» , «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» Ибрай Алтынсарин Учебные пособия: «Киргизская хрестоматия» , «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» , материалы по истории «Кыпчак Сейткул» , «Байулы» и другие. Кроме стихотворений, писал рассказы, в которых выражены демократические, гуманистические, просветительские идеи автора. В них в социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60 — 70 -х годах XIX века.

Абай Қунанбаев (1845 -1904 ) Поэт, демократмыслитель, ярчайший представитель письменной казахской культуры. Абай Қунанбаев (1845 -1904 ) Поэт, демократмыслитель, ярчайший представитель письменной казахской культуры.

Абай Қунанбаев Наиболее полно его философские воззрения в виде афоризмов, притч, философских миниатюр отражены Абай Қунанбаев Наиболее полно его философские воззрения в виде афоризмов, притч, философских миниатюр отражены в прозаическом произведении «Гаклия» . С точки зрения просветительства и воспитательного значения, его «Слова Назидания» имеют особую ценность.

Абай Қунанбаев Высший этический идеал просветителя выражен в формуле «Адам бол!» , «Будь человеком!» Абай Қунанбаев Высший этический идеал просветителя выражен в формуле «Адам бол!» , «Будь человеком!» , обращенный, прежде всего к детям и молодым людям. Философский смысл этого воззвания Абая, прежде всего, в высокой оценке роли и назначения человека в жизни.

Абай Қунанбаев Связывал все пороки жизни, отсталость казахов, леность и безделье богачей со скотоводством. Абай Қунанбаев Связывал все пороки жизни, отсталость казахов, леность и безделье богачей со скотоводством. Кочевое скотоводство считал примитивной формой хозяйства, не связанной с какими – либо затратами человеческого труда. Его расстраивало равнодушное и безучастное отношение народа к насущным политическим вопросам.

Шакарим Қудайбердиев (1858 -1931) Совесть – главнейшая категория в философии Шакарима. Труды: «Записки забытого» Шакарим Қудайбердиев (1858 -1931) Совесть – главнейшая категория в философии Шакарима. Труды: «Записки забытого» «Три истины»

Шакарим Қудайбердиев Одна из потребностей души - совесть. Беречь душу - значит совершать поступки Шакарим Қудайбердиев Одна из потребностей души - совесть. Беречь душу - значит совершать поступки по совести. Совесть – внутренний, нравственный регулятор человека: «Совесть – это то, что возвышает душу человека и необходимо ему в земной жизни и в посмертной жизни души» .

Шакарим Қудайбердиев В философском произведении «Три истины» поэт обосновывает концепцию возрождения человека: «Основой для Шакарим Қудайбердиев В философском произведении «Три истины» поэт обосновывает концепцию возрождения человека: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не

Шакарим Қудайбердиев Человека поглощают два стремления - насыщение плоти и обогащение духовности. Если его Шакарим Қудайбердиев Человека поглощают два стремления - насыщение плоти и обогащение духовности. Если его бренное тело обуревают устремления плоти к сытости и наслаждению, то душа его стремится к высокой духовности, которую и следует поддерживать, ибо она - главное в человеке. Только достигнув высоты духовности, человек оправдывает свое предназначение.

Философия духовного возрождения Философия духовного возрождения

Ахмет Байтурсынов (1873 -1937 ) Общественный деятель, ученыйлингвист, литературовед, тюрколог, переводчик. Создал казахский алфавит Ахмет Байтурсынов (1873 -1937 ) Общественный деятель, ученыйлингвист, литературовед, тюрколог, переводчик. Создал казахский алфавит на основе арабской графики.

Султанмахмут Торайгыров (1893 -1920 ) Прославляя силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, Султанмахмут Торайгыров (1893 -1920 ) Прославляя силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, в тайны бытия, поэт органически не приемлет насилие и невежество, целью своей жизни считает просвещение народа.

Алихан Букейханов (1866 -1937 ) Ему принадле жит идея национал ьногосударст венного самоопре деления. Алихан Букейханов (1866 -1937 ) Ему принадле жит идея национал ьногосударст венного самоопре деления.

Мустафа Шокай (1890 -1940) Идея создания национальной автономии в составе единой Туркестанской федерации Мустафа Шокай (1890 -1940) Идея создания национальной автономии в составе единой Туркестанской федерации

Мухтар Ауэзов (1897 -1961) Академик АН Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана. Его Мухтар Ауэзов (1897 -1961) Академик АН Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана. Его двухтомный роман «Путь Абая» вошёл в «Библиотеку всемирной литературы» .

Представители советской и современной казахской философии Агын Касымжанов Жабайхан Абдильдин Абдумалик Нысанбаев Ораз Сегизбаев Представители советской и современной казахской философии Агын Касымжанов Жабайхан Абдильдин Абдумалик Нысанбаев Ораз Сегизбаев Разработал Основоположник Проблемы концепцию к исследований казахстанской государственной философии и философского методологии школы политики в наследия Абу философов области религии социального Насыра альпознания по теории и межконфес. Фараби. диалектики и сиональных диалектической отношений в логике. стране, проблемы межэтнических отношений, национальных диаспор, укрепление