КАЗАХСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ Дисциплина: СОЦИОЛОГИЯ Тема №14 СОЦИОЛОГИЯ
6336-tema_14_cots_ekonomiki_organizatsy_sots_insti.ppt
- Количество слайдов: 21
КАЗАХСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ Дисциплина: СОЦИОЛОГИЯ Тема №14 СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Выполнила: ассоц. проф. ФОГП Акбаева Л.Н. Алматы 2014
ПЛАН ЛЕКЦИИ Сущность экономической социологии. 2. Направления экономической социологии. 3. «Стадии экономического роста» в теории У. Ростоу. 4. Социальные корни предпринимательства в работах М. Вебера и В.Зомбарта. 5. Организация как социальная система. 6. Типология организаций. 7. Типология экономических организаций. 8. Типология хозяйственных организаций. 9. Понятие института и институционализация. 10. Признаки социальных институтов. 11. Функции социальных институтов. 12. Типология социальных институтов. 13. Рекомендуемая литература.
1. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — отрасль социологической науки, которая занимается исследованием закономерностей экономической жизни и экономического развития общества, его различных сфер, социальных институтов и общностей, экономических процессов и социальных отношений в сфере экономики и производства. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НА ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ: рассмотрение закономерностей экономического развития с позиций интересов классов, социальных слоев и групп, занимающих разное положение в системе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта; 2) нацеленность на изучение конкретного положения (в т. ч. экономического) социальных классов, слоев и групп, их отношения к собственности на средства производства, их уровня доходов и социальных условий жизни; 3) учет влияния социальных факторов, социальных связей и отношений на развитие экономики и обратного влияния экономики на динамику социальных процессов; 4) комплексный подход к активизации человеческого фактора в решении социально-экономических задач; 5) взаимосвязанное изучение экономических и социальных проблем с ориентацией на их взаимосвязанное практическое решение; 6) учет доминирующего влияния социального механизма (по отношению к хозяйственному механизму) на революционные преобразования в экономике; 7) тесная связь экономической и социальной политики.
1. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В экономической социологии человек способен становиться актёром и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. Экономическая социология появилась как новый подход к анализу экономических явлений. Новизной подхода, в частности, стала попытка объяснить, какую роль экономические структуры и институты играют в обществе, а также какое влияние общество оказывает на характер экономических структур и институтов. Экономическая социология изучает всю совокупность социально-экономических процессов - рынки, государства, домохозяйства, отдельных людей. Это направление использует самые разные социологические методы сбора и анализа данных. И самое главное, оно опирается на специфические представления об экономическом действии человека, развитии хозяйства и общества.
2. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 3) ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НОВОСИБИРСКАЯ ШКОЛАЭКОНОМИЧЕСКОЙ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. Её теоретическими источниками стали труды «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1905) и «Философия денег» Георга Зиммеля (1900); «Демократия в Америке» (1835-40) и «Старый режим и революция» (1856) Алексиса Токвиля. Представителями классического периода экономической социологии являются К.Маркс, М.Вебер, В.Зомбарт, Й.Шумпетер, Э.Дюркгейм. 2) НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, она же неоинституциональная экономика (Р.Коуз, М.Гранноветер, Н.Флигстайн, Дж.Коулман др.); НОВОСИБИРСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙСОЦИОЛОГИИ (Т.И.Заславская, Р.И.Рывкина, З.И.Калугина, Т.Ю.Богомолова); 4) БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Г.Н.Соколова, О.В.Кобяк и др.).
2. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ На данный момент можно выделить следующие течения новой экономической социологии: - Социология рационального выбора; - Сетевой подход; - Новый институционализм; - Культурноисторический подход; - Этнографический подход. Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теориях рационального выбора. Социология рационального выбора возраждает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности. Авторы - Дж. Коулман, Дж. Хоманс. Сетевой подход обнаруживает содержательную связь со структурной теорией обмена Марселя Мосса и Клода Леви-Стросса. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей — устойчивых связей между индивидами и фирмами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии «рынок — иерархия». Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными. Авторы - М.Гранноветер, Х.Уайт, Р.Бёрт. Новый институционализм (кон. 1980-х – нач. 1990-х гг.) в социологии – это сетевые связи между индивидами и фирмами представляемые как множественные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям. Американская социология развивает новый институционализм по двум направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному. Авторы - П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт.
3. «СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА» В ТЕОРИИ У. РОСТОУ Американский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу в 1960 г. сформулировал теорию стадий экономического роста в книге «Стадии экономического роста: некоммунистический манифест». Критерием выделения стадий служат преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д. Теория Ростоу помогает осмыслить ход экономического развития в разных регионах мира и его перспективы. В то же время в ней абсолютизируется один период развития - подготовка и развертывание промышленной революции и недооценивается постиндустриальный период социально-экономического развития, в котором находятся или в который вступают многие страны. ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА У.РОСТОУ ДЕЛИТ НА 5 СТАДИЙ: ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках землевладельцев, «доньютоновским уровнем» науки и техники.
3. «СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА» В ТЕОРИИ У. РОСТОУ 2. «ПЕРЕХОДНОЕ ОБЩЕСТВО» — период формирования предпосылок («сдвиг») увеличение капиталовложений из расчета на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление новых типов предприимчивых людей, которые стали движущей силой общества, рост национализма, который хочет обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства. 3. СТАДИЯ «СДВИГ» – период «промышленной революции», что ведет к повышению доли накопления капитала, быстрого роста основных областей промышленности, радикального изменения методов производства (на этой стадии , по мнению У. Ростоу, Англия находилась в конце 18 столетия, Франция И США – в середине 19 столетия, Германия – во второй половине 19 столетия, Россия – в 1890-1914 годах, Индия и Китай – с начала 50-х лет 20 столетия). 4. СТАДИЯ «ЗРЕЛОСТИ» – индустриальное общество, которое характеризуется бурным развитием промышленности, возникновением новых областей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, увеличением количества городского населения до 60-90 %, увеличением доли квалифицированной работы, изменением структуры занятости (за Ростоу , для достижения стадии зрелости необходимый переходной период продолжительностью 50-60 лет). 5. ЭРА «ВЫСОКОГО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ» – основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными областями промышленности – сфера услуг И производства товаров массового потребления, а не традиционные области.
4. СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАБОТАХ М. ВЕБЕРА И В.ЗОМБАРТА ТЕРМИН «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» ВВЕДЕН Р.КАНТИЛЬОНОМ В 18 в. На исторические и социальные корни предпринимательства обращают внимание немецкие историки и социологи, особенно М.ВЕБЕР И В.ЗОМБАРТ. Они показывают становление предпринимательского духа как составляющей духа капиталистического. При этом «дух» рассматривается не как сугубо философское понятие или чисто психологическая черта, но как экономико-социологическое явление. «Экономический человек» в политической экономии впервые появляется в качестве предпринимателя, и под ним подразумевается отнюдь не «средний» человек. Первоначально проблема предпринимательства была поставлена политической экономией как проблема объяснения источников экономического роста и природы прибыли. ДУХ — это совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном сообществе на определенной стадии его развития. Говоря словами М.Вебера: «… Жажда наживы не внесла серьезного вклада в экономическое развитие, а вклад жажды достижения действительно велик».
4. СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАБОТАХ М. ВЕБЕРА И В.ЗОМБАРТА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДУХ - это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование. В.ЗОМБАРТ не отвергает биологической предрасположенности к предпринимательству. Более того, он распространяет ее на целые народы. Но биологическое и психическое ставятся у него на конкретную историческую и социологическую основу. Важная черта предпринимательского духа - историчность. В «Протестантской этике и дух капитализма» Вебер противопоставляет простой жажде наживы и авантюризму - чертам, унаследованным от средневековья, - иное, капиталистическое предпринимательство, связанное с рациональной организацией свободного труда и использованием возможностей обмена для ненасильственного приобретательства. Этот новый предпринимательский дух, на котором вознесся капитализм Нового времени, имеет, по его мнению, религиозную основу и вырос из протестантизма. Личная энергия и воля к действию (Й. Шумпетер, Ф. Визер) Сочетание ума и фантазии (В. Зомбарт)
5. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТЕРМИН ОРГАНИЗАЦИЯ применительно к социальным объектам подразумевает: 1) Некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций. 2) Некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект. 3) Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта. С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность. ОРГАНИЗАЦИЯ – это одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - это организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта – одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Главным элементом организации выступает ЧЕЛОВЕК, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения.
Возникновение ОРГАНИЗАЦИЙ связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ: 1) Деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности. 2) Общественные союзы, цели которых вырабатываются изнутри и являются обобщением индивидуальных целей участников. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей. 3)Промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т.п.) 6.ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
7. ТИПОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ К «ЭКОНОМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ» ОРГАНИЗАЦИЯМ ВСЛЕД ЗА М.ВЕБЕРОМ ОТНОСЯТСЯ: 1) собственно «экономические организации», регулируемые материальным интересом; 2) неэкономические организации, выполняющие экономические функции («экономически активные»), например, государство или церковь; 3) экономические организации, регулируемые неэкономическими способами («экономически регулятивные»), наподобие земельных общин, профессиональных цехов или гильдий; 4) организации, «утверждающие формальный порядок», осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности (например, правоохранительные органы).
8. ТИПОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Выделяют три идеальных типа хозяйственной организации: ОБЩИНУ, КОРПОРАЦИЮ И АССОЦИАЦИЮ. 1. ОБЩИНА - это общность, построенная на тесных внутренних связях, объединенная по территориальному или кровнородственному признакам. Для нее характерны: 1) формальное равенство (каждый член имеет один решающий голос); 2) общая собственность, используемая отдельными членами, но при этом им не принадлежащяя; 3) нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций (большинство занимаются одним и тем же); 4) всеобщее подчинение традиционному порядку. Например, традиционная крестьянская община. 2. КОРПОРАЦИЯ — относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных и более профессиональных связях. Она обладает узкой, чем община, функциональной нацеленностью, выраженной иерархией и жестким разделением внутренних обязанностей, а также опирается на формальный административный порядок. Например, в средневекового профессионального цеха и в офисе ультрасовременного банка. АССОЦИАЦИЯ, в отличие от первых двух типов, — это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Ассоциация создается под специальные задачи, и ее деятельность не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида. Например, современные общества потребителей и акционерные общества.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЩИНЫ, КОРПОРАЦИИ И АССОЦИАЦИИ: 1. МОНОПОЛЬНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ: община скорее заботится об охране собственных ресурсов; корпорация и ассоциация более склонны к экспансии. 2. СТЕПЕНЬ ЗАКРЫТОСТИ: община более закрытая, корпорация также склонна «закрываться», используя неэкономические меры; самая открытая - ассоциация. 3. ИЕРАРХИЧЕСКУЮ СТРУКТУРА: максимально строгая иерархическая структура в корпорации; в общине и ассоциации элементы иерархии более сглажены. В общинах используют механизмы наследования или неформального лидерства, а в ассоциациях — формально-демократическое выдвижение. 4. УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ: в корпорации осуществляется не только профессиональный контроль, но и контроль за политическими взглядами, конфессиональной принадлежности и .т.д. Например, в Англии в 18 веке нельзя было поступить в Оксфордский или Кембриджский университеты, не принадлежа к официальной церкви. А в советский период без членства в КПСС рост в профессиональной карьере. 5. ПРИВИЛЕГИИ: вознаграждения за принадлежность к организации характерно для общины и корпорации. В ассоциации оно сопряжено с размером вложенной собственности или оценкой трудового вклада. 8. ТИПОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ - ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. ЭТАПЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ: 1) возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. 2) появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил. 3) принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания. 4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. 9. ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ основываются на четкой системе правил и норм и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование социальных институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
10. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. ПРИЗНАКАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. КОДЕКС УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ. В семье – это некоторые семейные запреты и допущенияи и пр.; в образовании –Госстандарт, учебное расписание, правила учащихся и пр.; в государстве – Конституция и пр. 2. СТАТУСЫ. В семье – это жена, ребёнок, тёща и пр., в образовании – студент, преподаватель, декан и пр.; в государстве – Президент, политический лидер и пр. 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ (РОЛИ) - общая ориентация человека на какой-либо социальный объект. В семье - это привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь и пр.; в образовании – любовь к знаниям, карьерная ориентация и пр.; в экономике – получение прибыли, расчетливость, бережливость и пр. 4. ИДЕОЛОГИЯ - СИСТЕМА ИДЕЙ САНКЦИОНИРУЮЩИХ НОРМЫ. В семье это - дом, индивидуализм, романтическая любовь и пр.; в образовании - идеология академической свободы, равенство при обучении и пр.; в экономике - право на труд, свободная торговля и пр. 5. СИМВОЛЫ - ЗНАКИ, КОМПЛЕКСЫ ЗНАКОВ, СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ИНСТИТУТА. В семье – это брачные ритуалы и пр.; в образовании - эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни и пр.; в государстве – герб, флаг, гимн и пр.; в экономике – фабричная марка и пр. 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ. В семье – это дом, мебель и пр.; в образовании – аудитории, библиотека, оборудование и пр.; в экономике - производственные отношения и оборудование и пр.
11. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ФУНКЦИЯМИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ЯВЛЯЮТСЯ: 1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры). Например, семья как социальный институт осуществляет: - репродуктивную функцию; - функцию передачи статуса (сословных имуществ); - функцию эмоционального удовлетворения. 2) Регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение. Например, в семье – это регулирование половых отношений. 3) Интегративная функция. Связана с консолидацией усилий (сплочением). Например, в семье - защитная и экономическая функции (совместное ведение хозяйства). 4) Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. 5) Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами. Например, в семье - это функция социализации (передача опыта из поколения в поколение). Р.МЕРТОН различает явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Латентные функции социальных институтов – те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они совпадают, но чаще нет.
Все СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ следует разделить на: 1) формальные, объем функций которых регулируется предписаниями закона; 2) неформальные, функции, средства и методы которых не нашли выражение в социально закрепленных (формальных) формах. ВИДЫ ФОРМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ: 1. Экономические - занимаются производством и распределением благ, услуг, регулированием денежных обращений, организацией и разделением труда; 2. Политические – связаны с установлением, исполнением и поддержанием власти; 3. Воспитательные и культурные – созданы для укрепления, создания и развития культуры, передачи культурных ценностей общества молодому поколению (семья, школа, научные институты, художественные учреждения и т.д.); 4. Социальные или общественные – регулируют повседневные межчеловеческие контакты, способствуют взаимопониманию (общественные организации, товарищеские учреждения, клубы и т.п.). 12. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
13. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Габдуллина К.Г. и другие. Социология. Учебник для студентов высших технических учебных заведений. – Алматы: Санат, 2007. 2. Дакенов Н. Абсаттаров Р.Б. Социология. – Алматы: Галым, 2004. 3. Кернаценский М.В., Шатина Н.В. Основы социологии и политологии. - Учебное пособие.-М.: Форум: Инфра-М, 2002*.-192 с. 4. Социология для технических вузов: Учебное пособие / Под ред.С.Н.Яременко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001*.-416 с. 5. Кравченко А.И. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009. 6. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М: Проспект.- 2008.-240 с. 7. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник.-М.: ЮНИТИ, 2009. 8. Акбаева Л.Н. Социология: Электронный учебник.-Алматы: КазГАСА, 2010.- 165 с. 9. Ақбаева Л.Н.Әлеуметтану: Электрондық оқулық.-Алматы: ҚазБСҚА, 2013.- 144 б.
13. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. – СПб., 2000. 2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001 3. Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 2002. 4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002. 5. Вебер М. Избранные сочинения. – М., 2000. 6. Структурно-функциональный анализ в современной социологии. – М., 2008. 7. Большой толковый социологический словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т.1,2. – М., 2009. 8. Аженов М.С., Садырова М.С. Социология Казахстана. – Алматы: Казахстанский университет, 2004. 9. Современные западные исследования социологической классики. – М: Наука, 2002. 10. Интернет ресурсы: www.sociology.ru